Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в изобразительной деятельности.
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

 В предлагаемом материале описаны задания, упражнения, которые являются прекрасными приёмами на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности или части игр-занятий позволяет избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повышает творческую активность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в изобразительной деятельности.

       Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

       Фантазия дошкольника ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение.. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели , приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка - это развитие направленности  воображения.

        Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

     Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности применяется несколько видов работ.

  • Обучение различной техники рисования: кляксография, рисование пальцами, оттиск со стекла, рисование губкой, рисование по мокрому, набрызг, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони, ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.  Каждый вид техники изображения применяется отдельно и в комплексе. Детям предлагаются  задания, где  надо анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем, на этой основе, самим создать подробные, близкие к реальным изображениям образы, используя ту или иную технику или комплекс техник.
  • Ещё одним видом работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагалось нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям демонстрируются контуры фигур и предлагается изобразить предметы, которые бывают такой же формы или "разгадать", кто "в них спрятан".

В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по- своему видел конечный результат.

  • Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: "Дорисуй всё, что захочется", "Оживи камешки", "Превращения", "Какая игрушка?", "Нарисуй такое животное, какого нет и не было " и другие. Это, по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа "верно - не верно».  Практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.
  • Стимулировать творческое воображение можно и с помощью такого упражнения. Например, детям даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать плоды, которые могут расти на этом дереве (яблоки, груши, сливы, шишки, жёлуди и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать плод - рисуется круг, если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение.
  • При изображении сказочного домика дети могут сами  придумать ни только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. Всякий раз дополненное  детьми важно отмечать, подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей.

          Вышеназванные задания, упражнения, являются прекрасным приёмом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности или части игр-занятий позволяет избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повышает творческую активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребё...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы нево...

Методические разработки Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка....