Главные вкладки

    Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
    статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.

    Логичным и закономерным представляется соединить два основных направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами, их использование в собственной деятельности.

    Такой подход очень эффективен в коррекционной работе с детьми, имеющими системные нарушения речи, тем более что эти проблемы усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью.

    Знаково-символическая система (модели), используемая в работе с такими детьми, выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно-развивающее воздействие, так как это:

    •          позволяет ребенку использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);

    •          создает условия для более прочного усвоения информации;

    •          способствует развитию наглядно-образного и логического мышления;

    •         способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;

    •         развивает способность мысленно-практического экспериментирования;

    •          создает ситуацию успеха в деятельности;

    •         расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

    К моделям предъявляются определенные требования: четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простыми для восприятия и доступными для создания и действия с ними, ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены; облегчать познание.

    Ознакомление лучше начинать с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

    В процессе развития речи дошкольников можно использовать специальные предметно-схематические модели.  Такие модели довольно широко используются в теории решения изобретательных задач (ТРИЗ): таблица «Домик Якубенко», карты Проппа. Опыт работы по обучению детей с нарушением функции речи творческому рассказыванию с использованием карт Проппа я и хочу представить в предлагаемой ниже статье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kopiya_statya_propp.docx681.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Карты Проппа как средство обучения детей      

    старшего дошкольного возраста

     творческому рассказыванию (из опыта работы).

    Л.Т. Агафонова

    (воспитатель высшей кв. категории

     ГБДОУ №75 Приморского р-на, СПб)

    Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

    В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

    При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я использую карты Проппа (Приложение 1). Примеры сказок, придуманных детьми, смотрите в приложении № 2.

    Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

    Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

    Целесообразность карт Проппа

    1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
    2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
    3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

    Подготовительные игры

    Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

    1.  «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
    2.  «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
    3.  «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
    4.  «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
    5.  «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
    6.  «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
    7.  «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
    8.  «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».

    Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

    - запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

    - а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

    Последовательность знакомства с картами

    1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).
    2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
    3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
    4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
    5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
    6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). Смотрите приложение №2.
    7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).                                                        

       Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, любознательных воспитанников, отзывчивых и заинтересованных родителей вашим воспитанникам!


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
    2. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.
    3. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.

    Приложение 1

    Карты Проппа


    Приложение 2

    Примеры сказок, придуманных детьми подготовительной речевой группу с использованием карт Проппа.

    Никита Юрченко

    Сказка «Стрекоза и Жук»

             Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.

    Однажды вечером Жук и Стрекоза играли в прятки. А Шмель не захотел играть, сказал своим друзьям: «Не прячьтесь в цветы - попадете беду».

             Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.

    Уже солнышко совсем село, а Стрекоза никак не может найти Жука. Вдруг видит - один цветок качается и как-то странно звенит: «Ж – ж – ж». С трудом раскрыла стрекоза лепестки цветка, а там Жук: «Спасибо тебе, Стрекоза, за то, что помогла мне выбраться. Солнышко село и цветочек закрылся, вот и оказался я в ловушке. Не послушался я Шмеля, вот и попал в беду».

    Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

    1. Запрет

    2. Нарушение

    14. Трудные испытания

    15. Ликвидация беды

    20. Полученный урок: «Учиться надо на чужих ошибках, а не на своих»

    Ваня Иванов

    Сказка «Лиса и Коза»

    Жили-были Лиса и Кош. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.

    Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы. Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные. Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинка была полна. Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.

    К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много, и она позвала Свинью на помощь. Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердилась на Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.

    Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

    1. Запрет

    2. Нарушение запрета

    3. Вредительство

    12. Возвращение домой

    17. Изобличение ложного героя

    20. Вывод «Лиса Козе не товарищ»

    Коллективная

    Сказка об Огурчике

    1. Родился в огороде на огуречной грядке Огурчик. Огурчик был маленький, овальный, зелененький, в пупырышках и в желтой шляпке. Старшие братья Огурчику: «Огурчик, Огурчик! Не ходи на тот конечик, там Мышка живет, тебе хвостик отгрызет!»
    2. Надоело Огурчику на грядке лежать.  Решил он посмотреть: «Кто растет на соседней грядке?» Перекинул он свои плети и оказался на другом конце огорода.
    3. Там        на грядке росли Помидорчики. Они были кругленькие, красненькие, гладкие. Помидоры подставляли солнышку свои блестящие бочка. Они очень обрадовались Огурчику, но их соседу Укропу это не понравилось, и он послал своих деток на «вертолетиках» к Мышке: «Мышка, Мышка, Огурчик ушел со своей грядки, его некому защитить»

    5. Мышка прибежала на помидорную грядку. Огурчик испугался за свой хвостик. «Что же мне делать?» – подумал он.

    8. Но тут появился мальчик Кабачок.

    12. Руки-плети у него было длинные, сильные. Он посадил Огурчика себе на ладошку-листочек, и мигом перенес на огуречную грядку.

    20. Вся огуречная семья была рада возвращению Огурчика. Они дружно поблагодарили Кабачка.

    Примечание: цифрами обозначены применённые карты Проппа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

    Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

    "Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)

    Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...

    Сказкотерапия - как средство развития творческого потенциала у детей. Из опыта работы

    Cказкотерапия может использоваться как средство развития творческого потенциала у детей. Кроме того сказка выступает средством  самосознания и  нравственного воспитания, предлагая определенн...

    Мастер-класс «Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)

    Мастер-класс«Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)...