Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Творческое рассказывание детям дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
55_pednahodka.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. | |
Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. Структура речи также еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда) При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Творческое рассказывание детям дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации | |
Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Цель: научить детей создавать творческие сказочные истории с помощью карт Проппа Задачи: - формировать умение детей сочинять короткие сказки на основе карт Проппа; -- формирование умения продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев, используя карты Проппа; - развивать эмоциональную сферу; - воспитывать положительное отношение детей к разным видам сказок. | |
Концепция изменений | «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным Теоретико-методологической основой исследования явились положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.). | |
Сущность ИПО | Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Владимир Яковлевич Пропп подробно изучил структуру русских народных сказок, проанализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Из них 20 основных. Последовательность основных функций, как правило, одинакова. 31 функция выполняется 7 группами персонажей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. | |
Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | Работа с картами Проппа состоит из 3 этапов:
1 этап. Подготовительный включает в себя:
По мере накопления у детей знаний многих волшебных сказок, в рамках подготовительной работы, можно провести следующие дидактические игры: «По порядку становись!», «Сказочные слова», «Заветные слова», «Угадай по описанию», «Что в дороге пригодиться?». Поскольку знакомство со сказочными функциями (событиями) предполагает накопление у детей знаний о волшебных сказках, сказочных героях, то в предварительную работу обязательно включается изучение структуры сказки. В которой можно выделить 3 основные части: - присказка (зачин); - основная часть; - концовка. Присказка. Зачин (Приглашение в сказку). Уже сама присказка настраивает детей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и иногда даже не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать. Можно начать так:
Основная часть сказки. Обычно она насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.: 1.Сивка-бурка; 2.Добрый молодец; 3.Красна девица; 4.Кащей Бессмертный; 5.Змей Горыныч и Баба-Яга; 6.Иван-царевич; 7.Иван – дурак; 8.Иван – крестьянский сын; 9.Василиса-прекрасная; 10.Царь начал пиры пировать, гостей созывать; 11.Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом; 12.Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; 13. Конь бежит, земля дрожит. Концовка Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает детей к реальной действительности. Варианты концовок: 1. И стали они жить – поживать и добра наживать. 2.Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало. 3.Вот вам сказка, а мне кринка масла. 4.Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. Присказка и концовка составляют обрамление, в которое рассказчик включает повествование. 2 этап. Отбор дидактического материала. Это создание и отбор карточек – функций. Карты Проппа можно изготовить из бумаги, наклеив на плотном картоне. Сложить их в специальную коробку и расположить в свободном доступе для детей в книжном уголке. Можно использовать в работе следующие карточки – функции: 1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…; 2.Чрезвычайная ситуация (гуси унесли Ванечку, лиса занимает зайкину избушку, рожь кто-то топчет каждую ночь...; 3. Не соблюдение правил. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не открывайте дверь, не выглядывай в оконце…; 4. Герой покидает дом. Варианты (отправляется на поиски добровольно, получает задание, выгоняют из дома и т.д.); 5. Появление друга-помощника (серый волк, сивка – бурка, яблоня, печь, золотая рыбка, и т.д.); 6. Способ достижения цели. Вернуть, выполнить условие, получить в награду; 7.Отрицательный герой (таких карточек может быть несколько); 8. Действия отрицательного героя; 9. Одержание победы; 10. Погоня. Преследование; 11. Спасение от преследования; 12. Получение волшебного средства: предметов или слов; 13. Отсутствие дарителя; 14. Герой вступает в битву с врагом; 15. Победа над врагом; 16. Герою дают сложное задание; 17. Герой выполняет задание; 18. Изменение облика героя; 19. Герой возвращается домой; 20. Появление ложного героя; 21. Разоблачение ложного героя; 22. Узнавание героя; 23. Счастливый конец; 24 . Мораль. С помощью этих карточек-функций дети могут рассказать не одну, а несколько изучивших раннее сказок.
3 этап. Работа по дидактическим карточкам Проппа. Последовательность обучения творческому рассказыванию с использованием карт Проппа. 1. Выкладываем, с использованием карт Проппа, в процессе чтения с педагогом, сказки, полюбившиеся детям, например: «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Василиса - прекрасная», используя наводящие вопросы по содержанию сказки (какими словами начинается сказка, какой картой обозначим: («жили-были»), что нарушили, какой картой обозначим: «не соблюдение правил», кто помогал – обозначаем картой «появление друга – помощника» и чем закончилась сказка, какова её мораль). Лучше всего начинать обучение с самых простых сказок: «Курочка-ряба», «Колобок» и т.д.). Таким способом мы вместе с детьми выкладываем несколько сказок по выбору детей картами Проппа, закрепляя тем самым названия карт. 2. Детям по ходу чтения знакомой сказки предлагается самостоятельно выбирать карты для обозначения происходящего. Предварительно им необходимо напомнить структуру сказки: у неё есть начало или зачин (с каких слов начинается любая сказка), завязка (основное содержание сюжета), концовка (счастливый конец) и мораль. 3. Прослушав сказку от начала и до конца, самостоятельно выкладывают карты Проппа, подкрепляя таким образом свой пересказ. 4. Дети с помощью педагога, или самостоятельно пробуют сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются карты, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить. Итогом ставится карта «мораль». В своей дальнейшей работе, можно сочинять коллективные сказки, в ходе которых дети сами предлагают тему, героев сказки, а педагог занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников – детей делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять. | |
Условия реализации изменений | Работу по картам Проппа я активно использую в рамках работы кружка «В мире сказки». | |
Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО | Результат работы с картами Проппа: – дети умеют читать карты Проппа; – дети создают сказочные истории с использованием карт Проппа; – дети ориентируются в структуре сказки; – дети выстраивают схему содержания, опираясь на карты Проппа; – уверенно манипулируют картами. | |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | https://infourok.ru/v-mire-skazok-planirovanie-raboty-v-podgotovitelnoj-gruppe-4318270.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...
Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»
Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации
Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...
Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.
Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...
«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)
laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...
Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста....
Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа"
Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа" для педагогов детского сада...