ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по художественной литературе (старшая группа)

Закутилина Валентина Дмитриевна

Творческое рассказывание в какой - то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно.

В федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения выделены задачи речевого воспитания дошкольников в самостоятельную образовательную область «Коммуникация». ФГТ задают современный взгляд на проблему речевого воспитания, выделяя задачи развития произносительной стороны речи, словаря, грамматического строя, диалогической и монологической форм речи, как основы коммуникативной компетентности дошкольников.

Для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев.

Творческое рассказывание в какой - то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

На основе анализа методической литературы я использую различные технологии развития способности к сочинению сказок детей старшего дошкольного возраста:

 Выбираю   какой-то один метод или прибегаю к их сочетанию в зависимости от задач, которые перед собой ставлю. Детские сочинения

Классифицирую  следующим образом:

  • творческое сочинение по картинке;
  • контаминации на темы художественных произведений;
  • свободное сочинение: сказок, рассказов.

В работе использую технологию А.Е. Шибицкой,   развитие словесного творчества детей на материале русских народных сказок. В заданиях использую  приемы, способствующие подготовке и формированию творчества на разных этапах педагогического руководства.

На первом этапе активизирую  в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжаю обогащать этот запас. Происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов сказок.

На втором этапе под моим руководством происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого — к малому» и «от малого — к большому», традиционные зачин и концовка и т. д. Побуждаю  детей использовать эти приемы в собственных сочинениях.

На третьем этапе активизирую самостоятельное развитие повествования сказки. Предлагаю  детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет.

Работая с детьми старшего возраста использую  следующие методы по обучению сочинению сказок:

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства - фантастические, невероятные. Например, лиса и заяц - вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках; реальные (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома).
  • Коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «коллаж из сказок».
  • Сказки из стишков. Смешные стишки, как правило, короткие, тоже помогают сочинять невероятные сказки.

Ворошнина Л.В. «Развитие речи и общения детей дошкольного возраста» помогает мне развивать словесное творчество детей на основе мотивационных установок. Для активизации детской деятельности она рекомендует использовать различные приемы мотивации:

  • Игрового характера: «Научить незнайку придумывать сказки», «Рассказать кукле Тане новую сказку», «Сегодня у нас день рождения у Мишки, и он просит вас подарить уме красивую сказку».
  • Общественного характера: «Ваши рассказы и сказки мы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы», «Рассказы предложим малышам, они очень любят слушать их» и др.

Эффективен при обучении детей сочинению сказок так же прием:

 «что было бы, если...». Задаю  вопрос, включающий какое-либо предложение. Дети стараются на него ответить, выдвигая самые оригинальные версии. Для постановок вопроса берутся любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и создает фантастические ситуации: что было бы, если бы наш город начал летать? что было бы, если бы мы с вами оказались посреди моря?

На основе анализа методической литературы использую  технологию развития способности к сочинению сказок детей старшего дошкольного возраста:

Iэтап. 

Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре.

Задачи:        уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт.

Формы, методы:

1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост»; Павел Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик- семицветик »; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши»; «Бременские музыканты»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

 2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка.

3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приёмов: словесное описание, замена предметов.

 II этап.

         Цель - обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок.

 Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях.

Формы, методы:

1. «Тайна двойного» или выявление противоречий. (Солнце - это хорошо. Оно светит, радует. Солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель побуждает находить противоречия в том или ином явлении.

 2. Разрешение противоречий (обратить вред в пользу; объединение - разъединение; приём копирования; принцип дробления; принцип матрёшки; принцип изменения окраски;        -

разрешение противоречий во времени).

 3. Метод мозгового штурма (формирование цели занятия; объявление проблемы; формирование ограничений; выявление элементов, подлежащих улучшению; выдвижение идей). Анализ выдвинутых идей (отбор решений, встречающихся в художественной литературе;        - отбор оригинальных решений;

практическое выполнение; итог).

4. Метод проб и ошибок. Он используется для решения несложных задач. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

 IIIэтап. 

Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения.

Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.

Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги - сказок; презентация сказки.

Итак, для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений.

Литература

  1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. - М., 1979.
  2. Кудрявцев, В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. - 2005. - №2. - С. 142.
  3. Ворошнина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей 7 года жизни в условиях мотивации их деятельности. Пермь, 1977.
  4. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - Л., Изд-во Ленинградского университета, 1986. - 368 с.
  5. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. - М. : «ТЦ Сфера», 2008. - 96 с.
  6. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 5. - С. 18-29.
  7. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок // Художественное творчество детей в детском саду / под ред. Н. Ветлугиной. М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...

Проект "Обучение описательному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по теме "Животные" через творческую деятельность детей"

Проектная деятельность учителя-логопеда по обучению детей старшего ошкольного возраста с ОНР-3 описательному рассказыванию через их творческую деятельность. Развитие речи детей и их театрализованная д...

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)

Творческое рассказывание детям  дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и е...

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа"

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа" для педагогов детского сада...