Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа"
статья по развитию речи

Смирнова Татьяна Петровна

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа" для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rech.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение творческомурассказыванию

детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа

Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающей действительности. Они познают окружающий мир природы, человеческие отношения. Это познание способствует формированию потребности в общении, поскольку именно речь сопровождает все виды детской деятельности.  Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с детьми и взрослыми, отрегулировать своё поведение.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Усваивая родной язык, дошкольники овладевают важнейшей формой общения – устной речью. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В ряду проблем речевого развития детей выделены две: речевое творчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшей сферы саморазвития личности.

Речевое творчество – самостоятельная деятельность детей по построению связанных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации.

Существует одна удивительная методика развития речевого творчества детей дошкольного возраста, известная в практической педагогике как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.Тщательно изучив и проанализировав сказки мира, Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа».

«Карты Проппа» - это такие карточки, на которых изображён условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определённое событие сказки. Сказочных ситуаций 31: 1. Жили – были, 2. Особое обстоятельство, 3. Запрет, 4. Нарушение запрета, 5. Герой покидает дом, 6. Появление друга – помощника, 7. Способ достижения цели, 8. Враг начинает действовать, 9. Одержание победы, 10. Погоня, 11. Спасение от преследования и т.д.

Для того, чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов.

На первом этапе знакомим детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объясним детям общую структуру сказки: присказка, зачин; повествование; концовка сказки.  Разобрать вместе с детьми, что присказка – это вступление к сказке в виде пословицы, прибаутки, обычно не связанное с содержанием. Зачин – это начало сказки. Пояснить детям, что некоторые сказки начинаются с присказки, а другие сказки с зачина «В некотором царстве, в некотором государстве…». В каждой сказке есть повествование – это весь текст (рассказывания) сказки и обязательно присутствует концовка «Стали жить-поживать и добра наживать».

На втором этапе работы используем игры и игровые приёмы, которые помогут освоить схемы-карты. Например, речевая игра «Волшебные и чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого –либо героя. Речевая игра «Хороший – плохой» направлена на сравнение положительных и отрицательных качеств героев. Данная работа проводится с детьми с целью вспомнить главных и второстепенных героев сказок, волшебные предметы, средства, которые используются в сказках. Всё это детям поможет пересказать или сочинить свою сказку, а так же обогатить речевое творчество ребёнка.

На третьем этапе происходит знакомство детей с обозначениями «карт Проппа». Читаем детям сказку и сопровождаем её выкладыванием карт. Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

Приведем пример выкладывания карт по сюжету сказки «Гуси-Лебеди».

1.        Карта «Жили-были»: «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький».

2.        Карта «Запрет»: «Доченька, мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей».

3.        Карта «Враг начинает действовать»: «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях».

4.        Карта «Герой покидает дом»: «…выбежала она в чистое поле. Бросилась девочка догонять их…».

5.        Карта «Герою дают задание»: «Съешь моего ржаного пирожка… Поешь моего лесного яблочка… Поешь моего киселька с молочком…».

6.        Карта «Герой выполняет задание»: «В избушке старая баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец. Девочка взяла братца и побежала».

7.        Карта «Погоня»: «Гуси – лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!»

8.        Карта «Спасение от преследования»: «Река укрыла её под кисельным бережком… Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листами… Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем -  в печь…»

9.        Карта «Герой возвращается домой»: «Девочка с братцем прибежала домой».

10.        Карта «Счастливый конец»: «…А тут и отец с матерью пришли».

На завершающем этапе работы предлагаем детям пересказать прочитанную сказку, опираясь на карты-схемы Проппа. После этой проделанной работы, дети, как правило, очень хорошо пересказывают сказки и начинают понимать, как сочинить свою собственную сказку. Далее идёт работа непосредственно по речевому творчеству.  

Дети могут сочинять сказку сами, используя при этом карты-схемы Проппа. Последовательность схем-карт выбирают самостоятельно. Так же можно воспитателю оказать здесь детям помощь в выборе карточек.  Далее ребёнок может сам выбрать героя, может изменить место действия, придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Можно придумать сюжет сказки, используя любой набор карт или любую понравившуюся ребёнку сказку, дополнить её или  доработать. А некоторые дети рассказывают сказки собственного сочинения. Дети должны обязательно  рассказать свою сказку другим.

Таким образом, в процессе работы над развитием речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством методики работы В. Я. Проппа со сказкой, повышается интерес детей к речевому творчеству.  

В результате этой работы дети учатся определять жанр произведения, запоминать последовательность событий, выделять основное содержание сказки, выстраивать схему содержания, пересказывать знакомые и сочинять новые сказки, чувствовать красоту и образность родного языка.  Этот процесс их увлекает и повышает интерес к сочинению собственных сказок, что благотворно влияет на развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»

Закрепление знаний о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепление названия и назначения некоторых карт Проппа....

Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)

Творческое рассказывание детям  дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и е...