Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Прохоренко Марина

Закрепление знаний о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепление названия и назначения некоторых карт Проппа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»

Форма: НОД

Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.

Задачи:

Образовательные

1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.

2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.

4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.

5. Звуковая культура речи: развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным

продолжительным выдохом), закреплять умение регулировать силу голоса.

Развивающие

1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. Развивать творчество и фантазию детей.

Воспитательные

1. Воспитывать любовь к сказкам.

2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение

дружно, согласованно работать в команде.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методические приемы:

Наглядные (использование схем, иллюстраций, ТСО);

Словесные (напоминания, указания, чтение сказки, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения, двигательная активность детей);

Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);

Поощрение, дифферинцированный анализ занятия.

Активизация словаря:

Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

Предварительная работа с детьми:

Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете»,»Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», «Четвертый лишний», «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.

Материалы и оборудование: разрезные картинки «Сказочные средства передвижения», интерактивный стол, мультимедиапроектор, экран, мягкие модули, штурвал, карточки Проппа, мольберт, магниты, сундучок, перо жар-птицы, ковер, обруч.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

(Дети проходят в зал, здороваются с гостями.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, вы хотите отправиться вместе со мной?

Ответы детей: Да, хотим.

Воспитатель: - Посмотрите, перед нами волшебные ворота. Пройти в них мы можем, вспомнив сказочные заклинания. Сейчас каждый из вас по очереди пройдет в эти ворота.

(Дети называя заклинания, проходят в обруч.)

«Сим-сим, откройся!», «Сизам закройся», «По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!», «Избушка – избушка, на курьих ножках, встань к лесу задом, ко мне передом!», «Крибле – крабле – бумс!», «Эники-беники, метелки-веники…», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возращайся сделав круг», «Крекс, пекс,фекс!», «Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку…», «Колечко-колечко выйди на крылечко», «Без рук, без ног, скок-скок поскок, веретенце потрудись, пряжа лунная прядись».

2. Основная часть.

(Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: У всех сказок есть начало, середина и конец. А вы знаете как начинаются все сказки?

Ответы детей (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)

Воспитатель:  Какими словами заканчиваются сказки вы знаете?

Ответы детей (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Что в дороге пригодится?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто или что нам может указать дорогу в сказочном путешествии?

Ответы детей:

• Колечко

• Клубок

• Перышко

Воспитатель: Кто или что нам поможет от голода и жажды не умереть?

Ответы детей:

• Скатерть-самобранка

• То, не знаю что и т. д.

Воспитатель: Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

Ответы детей:

• Живая и мертвая вода

• Молодильные яблоки

• Плоды (орехи, яблоки, от которых растут уши, нос.

Воспитатель: Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

Ответы детей:

• Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

• Гребешок – лес

• Полотенце – речка

• Щетка, зуб – горы

• Другие средства:

• Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

Воспитатель: Ребята, ой, что здесь лежит? Посмотрите, какое яркое и замечательное перо. Кто же его тут обронил? Как вы думаете?

(Находят перо-жар-птицы).

Ответы детей: Жар-птица.

Голос за кадром. «Приглашаю вас в сказочную страну. А как попасть туда, подскажет вам мое чудо-перо…»

(Перо ведет к интерактивному столу).

Интерактивная игра «Собери средство передвижения».

Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете?

Ответы детей: - ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сивка-бурка, конек-горбунок, серый-волк, змей-Горыныч, и т. д.

Воспитатель Молодцы, как много вы знаете.

Воспитатель: Смотрите чудо-перышко привело нас к волшебному зеркальцу. Что оно нам покажет? Да здесь приготовлено нам задание Давайте попробуем собрать средства передвижения. (дети собирают средства передвижения на слайдах)

Итак, какими средствами передвижения мы с вами можем воспользоваться?

(Обсуждение с детьми, выбор детей Следуя выбору детей, готовим средство передвижения (расстелить ковер, строительство корабля из мягких модулей, располагаемся).

Воспитатель: Для того что бы отправится в путь, давайте заведем моторы, выполнив волшебную зарядку. Самомассаж БАТ.

(Воспроизведение видеоряда «полет над облаками».)

На ковер мы дружно сели!

(поглаживать лоб от середины к вискам)

Вдаль все вместе посмотрели,

(массировать внешние уголки глаз указательными пальцами)

Наш моторчик загудел

(массирование ушных раковин)

И корабль (ковер) полетел!

(массирование щек вверх, вниз).

Воспитатель: Ребята, поможем кораблю, (ковру) лететь быстрее, повторяйте за мной. Делаем глубокий вдох через нос и резко выдыхаем (4 повторения)

Упражнение на развитие сильного выдоха

Слайд «сказкоград»

Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочную страну… Посмотрите, чудо-перо привело нас в Сказкоград.

(Воспроизведение презентации по сказке «Цветик-семицветик».)

Воспитатель: Ребята, а в какую сказку мы попали? Кто может подсказать?

Ответы детей: «Цветик-семицветик».

Воспитатель: Мы с вами читали эту сказку. Давайте ее вспомним, при этом будем использовать карты Проппа.

(Просмотр презентации. Пересказ сказки «Цветик-семицветик».)

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка?

ФИЗМИНУТКА

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

Воспитатель: Эту сказку написал Валентин Катаев. Давайте и мы с вами придумаем, сочиним сказку. Для этого нам понадобятся карточки Владимира Проппа.

Воспитатель: Что нового вы узнали в этом путешествии? Что было трудным для вас? Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?

Что же пора нам со сказкой прощаться и в детский сад наш возвращаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

1 СЛАЙД  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...

" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.

Консультация для родителей детей подготовительной  группы....