Главные вкладки

    Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
    консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Ковалева Наталья Владимировна

    Консультация для педагогов коррекционных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_situatsiya.docx19.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    учитель-логопед

    Ковалева Наталья Владимировна

    МЮДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска

    В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС,  понемялась технология проектирования образовательного процесса. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от взрослого к ребенку приоритетной целью становится развитие способности ребенка самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение планируемых результатов обеспечивается с помощью содержания технологии «Ситуация».

    Структура технологии «Ситуация».

    1. Введение в ситуацию:  Постановка «Детской цели». В завершение этого этапа обязательно задаются мотивирующие вопросы «Хотите? Сможете?»
    2. Актуализация имеющихся знаний необходимых для освоения нового знания.
    3. Создание затруднения  в деятельности. Фиксация затруднения в речи. Выявление причины затруднения.  Важным моментом является то, что затруднения как такового может не возникнуть (так как уровень подготовленности детей может быть разным). Педагог должен вывести детей на понимание возможного затруднения и нахождения пути выхода их затруднения. В стандартной ситуации это происходит с помощью вопросов «Почему не смогли ? Что нужно сделать, когда чего-то  не знаешь, но хочешь узнать?»
    4.   Открытие нового знания.  Проблемное объяснение знания с  использованием моделей и схем.
    5. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе детям предлагаются игры и упражнения, в которых новое знание используется совместно с изученным ранее, с возможным усложнением.
    6. Итог.   «Смогли ли мы узнать или помочь?»  Вопрос формулируется согласно детской цели.

    Существует четыре типа занятий

    1. уроки «открытия» нового знания;
    2. уроки рефлексии;
    3. уроки общеметодологической направленности;
    4. уроки развивающего контроля.

    Данная  технология  очень хорошо применима ко всем образовательным областям, данную технологию возможно использовать во всех видах занятий. В частности на занятиях по обучению связной речи.

                     Занятие  первого типа «Открытие нового знания»,  в процессе которого дети знакомятся с новыми словами и закрепляют умение  составлять рассказ-описание, играя в журналистов. Либо познакомятся с предлогом и  закрепляют знания  при составлении предложений. Возможно  занятие  первого типа с использованием методики Воробьевой где дети открывают новое знание  (составляли предложения и объединяли их в рассказ  цепной структуры). Так как  методика Воробьевой предполагает усложнения при  работе с текстом. На занятиях  второго и четвертого типа закрепили полученные знания и научились вносить изменения в текст. Так же на занятиях второго и третьего типа дети  закрепляют знания о профессиях журналистики и закрепляют умение задавать вопрос и вести диалог. Занятие четвертого типа «Развивающего контроля», в процессе которого дети   пересказывают сказку, помогая бабушке-сказочнице.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

    Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей ...

    Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

    В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

    Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР: опыт и приемы работы.

    В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР - общим недоразвитием речи. Автор указывает на выявленные на собственном опыте трудности...

    Методическая разработка «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

    АктуальностьВ соответствии с современными тенденциями развития образования, а также с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника...

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

    В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделировани...