Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая группа)

Римма Шепилова

Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

План:                               

I. Значение музыкально-театральной постановки в развитии связной речи. (высказывание умных деятелей).

II. Театральная деятельность раскрывает творческие способности ребенка.

III. Способствование развития творческих способностей в театрализованной деятельности

IV. Совместная работа музыканта, хореографа, воспитателя и родителей.

а) Эффективная работа педагогов.

б) Взаимосвязь с родителями.

в) Выбор музыкального сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_pedsovet_teatr.docx33.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

План:        

I. Значение музыкально-театральной постановки в развитии связной речи. (высказывание умных деятелей).

II. Театральная деятельность раскрывает творческие способности ребенка.

III. Способствование развития творческих способностей в театрализованной деятельности

IV. Совместная работа музыканта, хореографа, воспитателя и родителей.

а) Эффективная работа педагогов.

б) Взаимосвязь с родителями.

в) Выбор музыкального сопровождения.

Вступление:

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир театра и поговорим о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

I. Значение музыкально-театральной постановки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Вот некоторые из высказываний великих педагогов и театралов о театре.

     «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.» (Б.М. Теплов)

    «Театр – это искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.» К.С. Станиславский

    «Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее». О.П. Радынова

    Театральная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста способна решить многие педагогические задачи. Эта деятельность нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательности, мотивацию в достижении успеха.

    Занятия театрализованной деятельностью в детском саду имеют большое значение для развития детей. Они позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображают разные характеры, поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость, доброту. Выступления перед аудиторией формируют у детей уверенность в себе.

Опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. При этом «выход к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки.

 Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев из знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Помимо этого, она помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает развиваться ребенку всесторонне.

II. Театральная деятельность раскрывает творческие способности ребенка.

Театрализованная деятельность оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, это самый распространенный вид детского творчества.

Театрализованная деятельность в детском саду  – это прекрасная возможность раскрыть:

-творческий потенциал ребенка

-воспитать творческую направленность личности.

Именно в театрализованной игре дети и родители получают впечатления и эмоции от совместного творчества, что способствует их раскрепощению, созданию атмосферы общности интересов. Именно театрализовано-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Кроме того, театрализованная деятельность может помочь педагогу оценить эмоциональное состояние ребенка, его личностные особенности.

Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно многое увидеть: как они идут на контакт с другими детьми, как чувствуют себя в ситуации, когда что-то пошло не по сценарию или не получилось, какие выбирают роли. Таким образом, с помощью театрализованной деятельности мы решаем комплекс взаимосвязанных задач по всем направлениям развития детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Социально-коммуникативное развитие.

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей;

• воспитание у ребенка сознательного отношения к своей деятельности и уважения к себе;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Речевое развитие

• овладение выразительными средствами общения: словесными и невербальными;

• обогащение словаря;

• содействие развитию монологической и диалогической речи.

Познавательное развитие

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

Физическое развитие

  • согласование действий и сопровождающей их речи;
  • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
  • выразительность исполнения основных видов движений.

  • III. Способствование развития творческих способностей в театрализованной деятельности

Для того чтобы развить творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий:

  • Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
  • Содержательное общение педагога и детей.
  • Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие – либо эмоции;

жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза;

 пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

Организация предметно-развивающей среды

Чтобы организовать с детьми театрализованную деятельность, поддерживать интерес к ней, в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда. В нашем ДОУ во всех возрастных группах оборудованы уголок ряжения и уголки для театрализованной деятельности, в которых расположены различные виды театров:

  • настольный театр (бумажный, вязаный, на кружках, на стаканах, на дисках магнитный и др.);
  • стендовый (на фланелеграфе, теневой);
  • верховой (куклы би-ба-бо, театр на ложках);
  • наручный (пальчиковый перчаточный);
  • напольный (напольные куклы, марионетки, куклы с «живой рукой»);
  • театр живой куклы (маски).

IV. Совместная работа музыканта, хореографа, воспитателя и родителей.

а) Эффективная работа педагогов.

В работе по театральной деятельности, педагоги работают слаженно, сообща и комплексно.

Первочередная задача состоит в точном  выборе репертуара.  Для отбора репертуара педагоги используют следующие критерии:

  • репертуар выбирается согласно определенной тематике
  •  репертуар должен быть учтен с возрастными особенностями ребенка, понятен и интересен детям.

Мы выбрали тему театральной постановки, посвященную 75- летию Великой победы наш фашисткими захватчиками. Возраст детей 5-6 лет (старший возраст). Основной задачей является развить у детей патриотичнские чувства к Родине, уважению к военным и старшему поколению.

В данном случае наш выбор пал на сказку «Каша из топора». Солдат возвращается с войны, с победой. Он очень голоден, а идти ему еще далеко.

Сказка – это любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Стараемся разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей.

 Когда сценарий для постановки выбран, начинается самая интересная и творческая совместная работа педагогов по музыкальному воспитанию, воспитателей, детей и родителей.

Музыкальный руководитель подбирает музыку,  песни, которая соответствует по смыслу, данному литературному тексту. На музыкальных занятиях мы учим детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учим передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ.

Педагоги дают возможность детям поиграть разные роли. Они интересуются у детей, кто хотел бы играть данную роль.

б) Взаимосвязь с родителями.

Для того, чтобы дети могли больше общаться, не только друг с другом, но и со взрослыми, мы привлекаем к театрализовано-игровой деятельности родителей, что помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения между детьми и взрослыми.

Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии своего ребенка, то побуждать их принимать участие в жизни ДОО предпочтительно через осознание важности этого для их детей. 

Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому привлекаем родителей воспитанников к участию в театрализованном занятии в качестве не только зрителей, но и изготовителей декораций, костюмов.

Помощь родителей очень важна. Родители повторяют с ребенком текст в домашних условиях и помогают в подборке костюма.

Именно в театрализованной игре дети и родители получают впечатления и эмоции от совместного творчества, что способствует их раскрепощению, созданию атмосферы общности интересов. Именно театрализовано-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

в) Выбор музыкального сопровождения.

При подборе музыке, я основывалась на данную сказку «Каша из топора».  По сюжету сказки, солдат держит дальний путь. Поэтому, олицетворяя данное время, веселые задорные девочки, встречая странников, могли петь данные военные песни. Мой выбор пал на веселую, задорную, военную  песню «Солдатушки браво ребятушки». Она была  широко известная в XIX — начале XXвека; одна из самых популярных в XIX веке. Построена по принципу «призыв-отклик». Несколько девочек запевает песню, а несколько мальчиков -солдат отвечают им.

Далее появляется наш герой и начинается сюжет сказки.

Затем, когда каша из топора уже сварена. У бабушки и деда очень много гостей, и начинается пир, мы решили сделать музыкальную паузу и поставить веселый танец под военную песню «Смуглянка».

Победа, которую завоевали русская армия, это великое счастье. Но все же мы всегда будем помнить тех, кто отдал свои жизни в борьбе с захватчиками.

Солдат отправляется дальше в путь, и все герои нашей сказки помнят и скорбят  о тех событиях которые принесла война.

В заключении сказки, ребята исполняют песню «О той весне»автор и композитор Елена Плотникова. Песня грустная, трагичная, в ней очень четко проходит патриотический характер. Детям она очень понравилась. Они учили и пели ее с большим удовольствием, при этом прослеживался характер данного произведения.

Заключение: оценка нашего творчества.

    Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

    Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

   Анализируя усвоение детьми содержания сказки, мы пришли к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому предлагали им сказку для постановки в стихотворной форме.

  С помощью театра, можно организовать интересную самостоятельную деятельность дошкольников, сделать увлекательными занятия, вовлечь родителей в образовательный процесс.

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...

Моя педагогическая находка: "Проблемное ориентирование. Современные подходы к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста".

Моя педагогическая находка: "Проблемное ориентирование. Современные подходы к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста". Материал - педагогическая находка - р...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Описание сущности метода наглядного моделирования, его видов и возможностей использования в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...