ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙН В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Циопа Александра Николаевна

Модель использования технологии Синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной речи дошкольников, не владеющих чтением и письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_sinkveyn_na_nsportal.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙН В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаем к рассмотрению инновационную модель использования технологии - Синквейн, в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной речи дошкольников, не владеющих чтением и письмом.

Отличительной особенностью данной методической разработки является формирование у дошкольников навыка развернутого высказывания при описании предметных картинок.    

В современной педагогической практике дидактический синквейн – это составленный по алгоритму текст особой формы, где 1 строка – заголовок, имя существительное (используется ОДНО слово), 2 строка – 2 имени прилагательных, 3 строка – 3 слова-глагола, 4 строка – фраза-ассоциация из 4 слов, 5 строка – резюме.

Описание проведения работы с использованием технологии «Синквейн».

Технология составления синквейнов реализуется в несколько этапов.

Цель подготовительного этапа – ввести указанные понятия – слово-предмет, слово-действие, слово-признак, обобщающее слово – в активный словарь детей, сформировать умение оперировать ими, в том числе обозначать их символы, традиционно используемые в методике преподавания русского языка. В рамках предварительного этапа на логопедических занятиях используются такие виды заданий и игр, как группировка предметов («Разложи картинки со словами-предметами и словами-действиями»), исключение лишнего,  аналогии («Морковь – овощ, клубника - …?»), лото («Выбери символы только со словами-действиями»), упражнения с использованием графики («Подчеркни нужной линией»).

Содержанием второго, основного, этапа работы над связной речью дошкольников является знакомство с синквейнами и обучение их прочтению и созданию.

В качестве знакомства с синквейном оптимально предлагать дошкольникам загадки (конкретное существительное) и зачитывать описание отгадки с выкладыванием ответа на пустом бланке синквейна.

В качестве слов, к которым составляется синквейн (строка 5), рекомендуется использовать конкретные существительные с видовым значением, отобранные по фонетическому и лексическому принципам, например, существительное «заяц» для закрепления звука З:
1-я строчка: существительное – «животное»

2-я строчка: глаголы – «линяет» и «прыгает»

3-я строчка: имена прилагательные – «быстрый», «пугливый», «некрупный»

4-я строчка: предложение из 4 слов – «животное любит грызть морковь»

5-я строчка – должен прозвучать ответ, о ком (о чем) этот синквейн6 «заяц».

Технологическая карта работы по составлению синквейна.

На первой строке синквейна подбирается соответствующее существительное – обобщающее слово, то есть слова с родовым значением. Данная деятельность позволяет актуализировать, уточнить и расширить словарь дошкольников, а также дифференцировать родо-видовые отношения. Для указанного в примере слова «заяц» гиперонимом является слово «животное», что закреплялось в речевой формуле «Заяц – это животное».

Дети 6-7 лет не владеют письменной речью, поэтому для записи слов мы адаптировали технологию, разработав серию символов, позволяющих конструировать синквейны по различным лексическим темам без записи слов. Карточки с символами располагаются на пустом бланке синквейна в соответствующей строчке.

Однако, часто дети предпочитают самостоятельно придуманные слова готовым схемам, что стимулирует творческий потенциал ребенка, побуждая создавать собственные символы – опорные слова.

Помимо традиционных бумажных вариантов, в качестве стимульного материала возможно использование иллюстраций в компьютерных программах (например, PowerPoint), что вызывает дополнительный интерес детей и способствует их эмоциональной вовлеченности в процесс работы. 

По той же схеме дошкольники составляют 2 и 3 строки синквейна, например, для указанного слова «заяц» подбираются символы слов-действий (вторая строка) «прыгает», «прячется» и слов-признаков (третья строка) «маленький», «трусливый», «серый».

Особого внимания заслуживает 4 ступень синквейна – составление предложения из 4 слов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов, включая служебные части речи.

На итоговом этапе работы ребёнок синтезирует отдельные слова синквейна в целостное речевое высказывание, построенное по разработанному нами алгоритму, что позволяет сформировать устойчивые правильные синтаксические модели высказывания.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

По окончании работы, обучающиеся с помощью зрительной опоры научились составлять описание предметной картинки, что позволило сформировать устойчивые правильные синтаксические модели высказывания.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, включение в коррекционно-развивающую деятельность графических синквейнов позволяет развить языковые способности дошкольников, сформировать устойчивые правильные синтаксические модели высказывания.

Удобство и универсальность методики позволяет интегрировать синквейны в содержание деятельности ДОУ по речевому направлению развития дошкольников.

По нашим данным, синквейн зарекомендовал себя как интеллектуальная технология, которая развивает аналитические и творческие способности и гармонично вписывается в работу над лексико-грамматической стороной речи.

Применение описанной методики в игровой форме развивает и связную речь, и языковые способности воспитанников.

Простота и удобство использования технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников позволяет рекомендовать ее к внедрению в практику работы педагогов дошкольных организаций (воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Использование STEM – технологий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

СТЕМ образование в ДОУ-это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология.  В...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....