Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.Щигры Курская область.
Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Чемерова И.Ю.
2021г.
Цель:
- Повышение профессионального уровня педагогов.
- Познакомить педагогов с новым подходом в обучении детей -творческому рассказыванию.
- Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное
образовательное учреждение, является развитие речи детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности.
Исходя из этого, мной было рассмотрено множество технологий, направленных на речевое развитие дошкольников: мнемотехника, Карты Проппа, Синквейн, игровое пособие Круги Луллия…?
Педагогическая диагностика на сегодняшний момент показывает, что дети старшего дошкольного возраста любят слушать сказки, рассказы и отдельные сюжеты, а пересказать в последовательности им сложно. Поэтому меня заинтересовали, Карты Проппа, которые являются помощниками в творческом пересказывании и самостоятельном сочинении.
Сегодня, в рамках Методического объединения, я хотела бы представить опыт своей работы по использованию Карт Проппа в речевом развитии детей.
- Что такое карты Проппа и как с ними работать?
С картами Проппа я начала работать 1,5 года назад.
Известный русский филолог, фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира. Он разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты, позднее они были сокращены до 28, 20 являются основными, главными. Одна карта - это определённое событие сказки. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки. Необязательно все карты будут представлены в одной сказке, может меняться их последовательность. В некоторых сказках их всего 5 или 6. Это такие сказки, как «Маша и медведь» или «Крошечка - Хаврошечка».
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа я разделила работу на несколько этапов:
Методика обучения
1 этап: На 1 этапе знакомила детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объясняла общую структуру сказки: у неё есть
-начало или зачин,
-завязка (основное содержание сюжета),
- концовка (счастливый конец) и мораль.
2 этап: На 2 этапе проводила дидактические игры: «Сказочные слова» «Угадай по описанию», «Что в дороге пригодится?» (Игры)
3 этап: знакомила с обозначениями Карт Проппа:
- читала сказку и сопровождала её выкладыванием карт, дети рассматривали, запоминали изображение и функцию, связанную с этой картой.
Вот к примеру карта «Жили- были», которая встречает нас вначале каждой сказки, рассказывает нам о том кто и где жил, настраивает на сказочное настроение и приглашает к волшебству ( В дремучем ли лесу или на опушке леса, на берегу ли синего моря, в некотором царстве или подводном государстве). Эта карта определяет сказочное пространство где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.
В большенстве сказок мы встречаем сказочную функцию «Запрет» (не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай). И как часто происходит впоследствии герой всё это и проделывает тем самым «Нарушая запрет»
Рассмотрим более подробно на примере РНС «Гуси лебеди».
Эта сказка, как и многие начинается со слов:
Жили-были – это первая карта в наборе Проппа. На краю деревни в одной избушке жили-были батюшка да матушка и детки Аленушка и Иванушка.
Уезжали родители из дома на ярмарку Особое обстоятельство
И запрет давали «Из дома не уходить, братца не бросать». Запрет
Конечно же, Аленушка заигралась с подружками, братца своего оставила, Нарушение запрета
Налетели тут гуси лебеди и унесли мальчика. Враг начинает действовать
Прибежала Аленушка, нет братца, пришлось ей отправляться в путь дорогу из дому (Герой покидает дом), искать, где братец подевался.
Встречается ей друг помощник, да не один (печка, яблоня, речка) показали ей дорогу к избушке бабы яги.
Прибежала она, увидела братца своего, схватила и бежать. (Погоня) Гуси лебеди тут налетают, хотят братца отобрать.
И опять помогают ей спастись от преследования (речка, яблоня, печка)
Наши герои возвращаются домой, где их встречают Мама и папа с гостинцами, конечно же, это Счастливый конец.
4 этап:
Я предлагаю детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
5 этап:
Дети сочиняют собственные сказочные истории, опираясь на схематические изображения.
Предлагаю вам посмотреть фрагмент занятия по развитию речи с использованием Карт Проппа.
Рефлексия:
Работая с Картами Проппа, я увидела, что они способствуют развитию диалогической и монологической формы речи детей;
формируют умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, строить интересный сюжет героев;
обогащают эмоциональную сферу.
позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...
Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»
Закрепление знаний о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепление названия и назначения некоторых карт Проппа....
Использование STEM – технологий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
СТЕМ образование в ДОУ-это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. В...
Игровые технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Современные исследователи связывают проблематику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с практикой общения, а также с зависимостью речи от социальной и воспитательно-образователь...
Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
1 СЛАЙД Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...
" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.
Консультация для родителей детей подготовительной группы....
Опыт работы: «Инновационные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: поделиться опытом применения инновационных технологий, способствующих развитию связной речи детей дошкольного возраста. В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкол...