Игровые технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Приорова Наталия Алексеевна

Современные исследователи связывают проблематику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с практикой общения, а также с зависимостью речи от социальной и воспитательно-образовательной среды. Учёные доказали, что уровень речевого развития детей зависит от качества общения. Чем выше уровень владения языком у родителей, педагогов, ближайшего окружения ребенка, тем выше уровень его речевого развития. Для решения проблемы развития связной речи дошкольников педагоги успешно используются «игровые технологии речевого развития», которые включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Современные исследователи связывают проблематику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с практикой общения, а также с зависимостью речи от социальной и воспитательно-образовательной среды. Исследования А.М. Леушиной показали, что основная линия развития связной речи старших дошкольников связана с  переходом от ситуативной к речи контекстной, появление которой определяется задачами и характером общения с окружающим миром. Изменение образа жизни старшего дошкольника, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми и появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания.

Выводы А.М. Леушиной нашли подтверждение в исследовании М.И. Лисиной и её учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития детей зависит от качества общения. Чем выше уровень владения языком у родителей, педагогов, ближайшего окружения ребенка, тем выше уровень его речевого развития. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то убедить. Тогда как в общении со взрослыми, легко понимающими их, дети ограничиваются ситуативной речью. Так форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка его собеседник.

Проблема развития связной речи у дошкольников отмечается  не только учеными, но и специалистами ДОУ – педагогами-психологами, воспитателями, логопедами. Они отмечают, что у старших дошкольников кроме существующих нарушений речи, присутствует бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, им трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать прочитанное.

Некоторые дети имеют трудности в правильном произношении всех звуков родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм. Дети затрудняются в логически последовательном расположении фактов при рассказывании, большой сложностью для них является структурирование высказываний, а также их языковое оформление. Даже в процессе систематических занятий у значительной части детей умение рассказывать неустойчиво, рассказы отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, предложения в основном простые и неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов. В современных психолого-методологических исследованиях отмечается, что навыки связной речи при их самопроизвольном развитии не достигают уровня, необходимого для полноценного дальнейшего обучения ребенка в школе.

Для решения проблемы развития связной речи дошкольников педагоги успешно используются «игровые технологии речевого развития», которые включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Остановимся на самых популярных и простых в применении технологиях, применяемых сегодня для формирования и активизации связной речи старших дошкольников, а именно: «Азбука общения», мнемотехника, синквейн, ТРИЗ и проектная деятельность.

«Азбука общения» - это практический курс обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста основам коммуникации.  Программа разработана опытными преподавателями Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка Рауля Валенберга,  Шипицыной Л.М. и другими. Содержание предлагаемых разделов обучения предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации процесса общения. Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия. В связи этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному слою, возвышающемуся над материальным, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества. Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения с взрослыми и сверстниками, что способствует развитию связной речи. Дети получают опыт адекватного поведения в обществе, учатся строить диалог, происходит активизации словарного запаса, за счет чего предложения детей становятся более эмоциональными и развернутыми.

Метод мнемотехники широко применяется в работе с дошкольниками и положительно влияет на развитие психических функций, таких как речь, восприятие, внимание, мышление. В.А. Козаренко дает определение, которое, по его мнению, наиболее точно отражает современную мнемотехнику. Мнемотехника — «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти».

Основной «секрет» мнемотехники очень прост - когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Такой процесс развивает у детей навык построения высказывания с опорой на зрительные образы, что важно для развития связной речи.

Синквейн - это новая технология в развитии речи дошкольников, которая изначально возникла в США как стихотворная форма и была разработана в начале 20 века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку. Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, раскрывающие тему). Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя, одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Целью же игровой технологии синквейн - развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов. Дети овладевают умением выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее, выделять главное, обобщать и классифицировать.

Технология, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Ее отличительная особенность заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Применение приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление, но и всестороннее развивать речь. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск: педагог не дает готовые ответы, а учит их находить. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, разработанное Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.) – это система коллективных игр, занятий, призванная  поддержать основную программу и увеличить ее эффективность в области развития связной речи и творческого воображения.

Проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, рассматривали ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Л.С. Киселева, Н.Ю. Пахомова и другие. Они отмечали, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей. Следует отметить, что проектная деятельность (монопроекты и межпредметные проекты) широко используется в программе «Детство».

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах А.М. Вербенец, С.И. Максимовой, Е.О. Смирновой, О.Н. Сомковой, О.В. Солнцевой, Л.Л. Тимофеевой и др. Метод проектов выделен как игровая деятельность детей, позволяющая детям экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность является стимулирующим фактором развития связной речи старших дошкольников благодаря творческому характеру детской деятельности, где ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Проектная деятельность  становится все более востребованной в  дошкольных учреждениях. Особенностью проектной деятельности с дошкольниками является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что  для развития речи старших дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты  проектов, а одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Работа над реализацией проекта со старшими дошкольниками состоит из нескольких этапов,  в ходе каждого из них решаются  задачи речевого развития.  

На первом, мотивационном этапе проекта, идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество задач как коммуникативных (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), так и речевых (развитие диалогической и монологической речи, умение задавать вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения).

На втором, проблемно - деятельном этапе, идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, пересказы); развитие планирующей функции речи.

На третьем, творческом этапе проекта, идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Здесь у детей продолжает развиваться умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия. Решается такая задача по развитию связной речи как умение составлять эмоционально наполненные, грамматически правильно составленные монологические высказывания по определенной теме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Вентцель К.Н. Идеальный детский сад/ Свободное воспитание: сборник избранных трудов. – М.: Амрита-Русь, 2020.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Книга по Требованию, 2012.
  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Руковишникова Е.Е. Беседы по картинкам. Развитие речи детей 4-5 лет. - М: «Сфера», 2016.
  6. Душка   Н.   Синквейн   в   работе   с   дошкольниками»,   Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. М.:ИД «Луч», 2016.
  9. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – Москва, 2007 Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru).
  10. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. - М.: 2006.
  11. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
  12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Использование STEM – технологий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

СТЕМ образование в ДОУ-это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология.  В...

Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста  с ...