РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)

Калашникова Зоя Ивановна

Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Калашникова З.И.

 МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7»

п. Пролетарский  Ракитянского района Белгородской области

Актуальность темы обусловлена важностью проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связной речи. Важность указанной проблемы подчеркивается в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования. В образовательной области «речевое развитие» сформулирована задача: «Развитие у дошкольников связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [7].  

В работах таких ученых как Ф.А. Сохин, А.М. Бородич,  О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и др. указывается, что при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня развития связной речи, поэтому важна организация специального обучения. Кроме этого многие исследователи (Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, Е.В. Савушкина и др.) доказывали, что развитие связной речи является основой речевого развития дошкольников в старшем дошкольном возрасте [6]. Поэтому немаловажным для данной темы является и проблема использования современных средств дошкольного образования в области развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Как показала практика, одним из наиболее эффективных средств развития связной речи является театрально-игровая деятельность. 

Началом работы по данной проблеме стало проведение в начале 2016-2017 учебного года первичной диагностики уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.

Для этого использовались диагностические методики: «Диагностика уровня развития связной речи» (автор О.С. Ушакова) [6] и «Оценка сформированности представлений о театре и театральной деятельности» (автор Л.В. Танина) [5]. Результаты первичной диагностики по двум методикам показали, что высокий уровень сформированности развития связной речи средствами театрально-игровой деятельности был выявлен у 12,8% старших дошкольников, средний уровень – у 47,8% воспитанников, а у 40% этот показатель диагностирован как низкий.

Таким образом, результаты педагогической диагностики свидетельствовали о необходимости поиска современных средств дошкольного образования, обеспечивающих высокую результативность образовательной деятельности в данном направлении.

 По вопросу использования театрально-игровой деятельности как средства развития связной речи автором были изучены труды Н.А. Ветлугиной, Д.И. Воробьевой, Н.С. Карпинской, Д.В. Менджерицкой, Е.А. Флериной, Л.С. Фурминой, А.В. Щеткина и др.

Эти исследователи считали, что в процессе театрально-игровой деятельности дошкольники учатся навыкам выразительности речи, развитию умения эмоционально общаться, учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание и развивают прочие умения и навыки связной речи [8].

При организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста театрально-игровая деятельность используется как в организованной образовательной, так и их досуговой деятельности. Цель организованных форм образовательной деятельности в этом направлении заключается в освоения детьми речевых навыков диалогической и монологической речи. А основная цель использования форм досуговой деятельности – развлекательная [4]. Здесь у детей появляется возможность использовать полученные ранее речевые навыки (пересказ, творческое рассказывание, игры-драматизации).

Но такая работа будет эффективной только в том случае, если театрально - игровую деятельность будет включена в общую систему работы по развитию связной речи воспитанников 5-7 лет по нескольким направлениям.

Среди них: создание развивающей предметно-пространственной среды в группе; организация цикла игр, игровых упражнений, этюдов и заданий театрально-игровой деятельности; планирование и организация образовательной деятельности в различных формах; организация мероприятий досуговой деятельности; организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

Первое направление. При построении развивающей предметно-пространственной среды в группе учитывались задачи основной образовательной программы дошкольной организации и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям её реализации.

Оборудование и материалы развивающей предметно-пространственной среды старших групп располагается в центрах и уголках, оснащение которых периодически пополняется. Для данной работы наибольший интерес представляют: центр игры, центр театра, центр речевого развития и. групповая библиотека для детей.

Второе направление. При организации цикла игр, игровых и дидактических упражнений, этюдов и заданий театрально-игровой деятельности совершенствуется в основном диалогическая речь. Дети учатся правильно строить предложения, использовать необходимую интонацию, находить соответствие между вербальными и невербальными средствами общения, учатся строить ролевые диалоги. Интересны речевые упражнения: «Рождение цветка», «Капельки», «Размытое письмо», а также театральные этюды: «Земляничка растет», «Хорошая погода» и др. Игровая деятельность включается в предварительную часть специально организованной и досуговой деятельности или является её частью.

Третье направление. Образовательная программа дошкольной организации в этом направлении деятельности не предусматривает дополнительного образования в виде кружков или студий. Поэтому театрально-игровая деятельность со старшими дошкольниками организовывается в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, а также органично включается в различные виды организованной образовательной деятельности (музыкальной, изодеятельности, физическому и речевому развитию и др.).

Особенности построение организованной образовательной деятельности по развитию связной речи средствами театрально-игровой деятельности заключаются в подборе наиболее эффективных форм работы и организации детей, используемых методов и приемов.

Наиболее эффективными, на взгляд автора опыта, являются следующие методы: метод беседы, метод моделирования, метод ассоциации (классификация по источникам получения знаний (Е.И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе) [3].

Четвертое направление. Среди направлений работы по развитию связной речи средствами театрально – игровой деятельности особое внимание уделяется организации мероприятий досуговой деятельности [4]. В педагогике досуга под досуговой деятельностью понимается осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира.

В работе над развитием связной речи старших дошкольников используются различные виды досуговой деятельности:

  • отдых (игровые часы «Подскажи словечко», тематические туристские походы «У лукоморья», «Зимние сюрпризы» и др.),
  • развлечения (литературные и театральные гостиные, литературные встречи с писателями и поэтами Ракитянского района, игры – лотереи, игры-розыгрыши, вечера юмора, тематические досуги и др.),
  • праздники (праздник поэзии, музыки, народные праздники),
  • самообразование (работа с периодической детской печатью и изо изданиями (раскраски, комиксы и др.), коллекционирование, квест-игры, игры викторинного типа, игры-исследования и др.);
  • творчество (детский театр (с включением игр-драматизаций, импровизаций, имитаций), изготовление поделок для различных целей, в том числе для организации выставок, коллективные творческие дела (КТД) «Помощь  малышам», «Книжки – малышки», конкурсные программы (разработки И.Ю. Исаевой [4]), концерты художественной самодеятельности).

Пятое направление - организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Эта работа в свою очередь осуществляется в двух направлениях: консультативная помощь родителям в вопросах развитиях связной речи старших дошкольников и непосредственной участие в подготовке и проведении образовательных мероприятий. Что связано с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о том, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса в дошкольной организации. При этом подчеркивается, что наиболее эффективной будет эта работа при использовании метода проектов [7]. В процессе работы над проблемой в течение трех учебных лет были реализованы различного вида проекты: «Книжкин дом», «Мой край», «К далеким мирам», «Рождественская Елочка», «Россия - моя мастеровая» «По сказкам К.И. Чуковского» и др. [2].

Об эффективности работы по всем направлениям можно судить по результатам ежегодной педагогической диагностики, организуемой по тем же методикам, что и первичная. Её результаты к концу 2017-2018 учебного года показали, что количество детей с высоким уровнем развития связной речи средствами театрально-игровой деятельности увеличилось на 11,2% (с 12,8% до 24%); количество дошкольников со средним уровнем также  незначительно увеличилось (на 2,4%); а процент детей с низким уровнем уменьшился на 25,6% (с 40% до 14,4%).

Таким образом, можно говорить о том, что  театрально-игровая деятельность является эффективным средством дошкольного образования в системе работы по развитию связной речи старших дошкольников

Использованная литература:

  1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
  2. Гулидова, Т. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URJ:  https://www.labirint.ru/books/492095/  (дата обращения 27.02.2019).
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
  4. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика. – М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ 2010. -129 с.
  5. Комарова, Т.С., Соломенникова, О.А., Зацепина, М.Б. И др. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 92 с.
  6. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URJ: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения 21.02.2019).
  8. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей гру...

Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

                   Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.Цель: формирование представления об электричестве, зачем оно нужно и где можно встретить его в повседневной жизни. ...