Главные вкладки

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.
    статья по развитию речи (старшая группа)

    Новаторова Анна Андреевна

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_novatorovoy.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель МБДОУ «Детский сад №40» Новаторова Анна Андреевна

    Тема: «Развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.».

         Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей.  Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

          В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

         Исходя из наблюдений за речью детей группы, отмечается недостаточное речевое общение, свернутость рассказов, нарушение логики построения рассказов, пропуск частей. Речь детей не развернута, ответы на вопросы односложны, что не соответствует возрасту детей.

         Одним из основных методов развития связной речи мы определим моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.

         Изучая виды моделей, предлагаемые для развития связной речи, мы выбрали для работы модели к.п.н.,Ткаченко.

         Преимущество метода моделирования в том, что он может использоваться в работе с детьми разных возрастов и на всех этапах обучения, так как имеет такое важное свойство, как подвижность (т. е. способность изменять содержание в соответствии с возрастом детей и задачами, которые ставит воспитание и обучение. Моделирование отвечает всем требованиям, которые предъявляются к методам образовательной работы с детьми: простота, конкретность, доступность, четкость и т. д.

         В начале работы было проведено обследование речевого развития  детей по методике О.С.Ушаковой. Диагностика речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированное подгрупповое занятии с детьми.  

       Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.

         В связной речи анализировались следующие критерии: содержательность, композиция высказывания, грамматическая правильность построения предложений, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств.   

          Среди данных компонентов ниже оценки в композиции высказывания (наличие частей, следовательно, использование моделирования, которое поможет усвоить композицию высказывания, будет наиболее эффективным.

         На основании результатов  обследования особенностей речевого  развития  детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.

    Задачи:

    1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
    2. Создавать условия практического овладения нормами речи.
    3. Развивать речевое творчество.
    4. Воспитывать культуру общения.

          Наша работа направлена на развитие связной речи, но не надо забывать, что развитие речи многогранно и поэтому мы должны учитывать комплексный подход к развитию связной речи детей.

            Сначала мы создавали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

        В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

           Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры и дидактические игры. Модели Ткаченко (по игрушке, временам года, одежде) есть на подгруппу детей.  

           Интерес у детей вызывают дидактические игры для развития связной речи типа «Собери сказку». В развивающей предметно – пространственной среде группы имеется специально организованный уголок, в котором размещены модели Ткаченко. Рядом с моделями расположены картинки, предназначенные для самостоятельного составления детьми рассказов по ним.  Уголок мобильный, так как все картинки регулярно меняются. Тематика картинок варьируется в зависимости от задач  образовательной работы. Например, в процессе выполнения темы «Осень» подбираем такие картинки как, овощи и фрукты.

            Смена картинок вызывает у детей интерес к этому уголку. Дети активно ими пользуются в повседневной жизни (при составлении рассказов, в сюжетных играх, в общении).

            Затем мы решали задачи  - Ознакомления детей со структурными частями текстов и введение моделей:  На данном этапе мы знакомим детей со структурными частями текста и вводим модели Ткаченко.

           Рассмотрим этот процесс на описании. На первых занятиях мы читаем специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели Ткаченко.

              Впоследствии, когда дети запомнили последовательность рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель,  составляли рассказы правильные.

              Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.

         Далее мы перешли  к закреплению использования моделей во всех видах деятельности

           Также эти модели мы используем в занятиях по другим видам деятельности. Например:

    • в мире искусства и художественной деятельности - при рассматривании картин и образцов искусства;
    • в природном мире - при  составлении рассказов о жизни животных в природе;
    •  в социальном мире - при составлении  повествовательных рассказов о городе, о праздниках).

            В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятиях.

           В конце этого под этапа дети усвоили модели описательных рассказов и стали активно использовать их на занятиях и в повседневной жизни.

         После этого мы перешли к проявлению речевого творчества детей.

      Особенностью этой деятельности  является почти полная самостоятельность детей.

          Дети на занятиях придумывали сказки, рассказы на готовую тему. А на занятии, где дети были писателями – на любую тему. По наблюдениям в составленных рассказах соблюдалась логика.  Хотя у детей среднего развития рассказы были менее распространенными.

         Перед праздниками (Мамин день и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.

        В процессе работы были созданы самодельные книжки,  составленные детьми. Такие книжки как «Колобок», «Теремок» и другие создавались индивидуально. Дети рисовали иллюстрации,  и сами подписывали их, выделяя части сказки. Такие книжки как «Любимые животные», «Новый год» и другие составлялись коллективно. Каждый ребёнок оформлял по одной странице, потом книжка собиралась воедино.

         В утренние часы создаются благоприятные условия для развития связной речи детей. В нашей группе стало традицией в первый день после выходных перед завтраком собираться вместе в круг. Дети рассказывают о проведенных выходных, о своих впечатлениях об увиденном и услышанном. Рассказы записываются. Так же дети рисуют иллюстрации к своим рассказам. С результатами мы знакомим родителей «Говорят дети».

            Все рассказы, высказывания детей записываются. Итоги вывешиваются для  родителей в уголке «Говорят дети».

    На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проведенная система работы благоприятно повлияла  на развитие связной речи детей.

       Результаты работы:

    • повысилась содержательность и связность монологической речи детей.
    • развилось речевое творчество детей.
    • развились психические процессы детей, особенно мышление.

    Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и дальнейшей  взрослой  жизни детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций

    Соременные дети живут и развиваются в период информационной цивилизации, новых компьютрных технологий. Актуальные требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания ...

    Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

    В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...

    Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

    опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...

    Описание педагогической работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности"

    выступление на педсовете: показана особая роль в развитии связной речи у детей принадлежит театрализованным играм...

    Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

    В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

    Консультация для педагогов Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования

    Консультация о том, как развивать речь детей с ппомощью моделей , предметов заместителей...