Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций
методическая разработка (старшая группа) на тему

Инжутова Наталия Васильевна

Соременные дети живут и развиваются в период информационной цивилизации, новых компьютрных технологий. Актуальные требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых бы оставались и синтезировались части познавательного, учебного и игрового общения, одна из таких форм - проблемная ситуация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование временных  представлений у детей старшего  

дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций.

   Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, к измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает способность самостоятельно и творчески мыслить. Актуальные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых бы сохранились и синтезировались части познавательного, учебного и игрового общения, одна из таких форм - проблемная ситуация.

   Время – сложная для освоения дошкольниками категория, которая необходима в дальнейшем школьном обучении.

  Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали проблемную ситуацию. Каковы возможности использования проблемной ситуации в формировании математических представлений у старших дошкольников?

 В работах З.А.Грачевой, Л.А.Парамоновой, Н.К.Постниковой, А.Н.Пушкиной и других показано, что использование проблемных ситуаций способствует развитию мыслительной деятельности детей, формированию самостоятельности мышления, развитию речи. Проблемные ситуации учат детей мыслить логично, научно, творчески. Они способствуют творческому поиску нужных знаний, формированию и развитию познавательных интересов, и, как отмечает Джордж Гилфорд, таких качеств ума, как глубина самостоятельности, семантической гибкости (способности видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике), оригинальность.

   Использование проблемных ситуаций и моделирования улучшит формирование временных представлений (область «Познавательное развитие») детей старшего  дошкольного возраста.

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации № 273 – ФЗ  и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.

    Свою работу мы начали с обследования детей по методике Н.В. Верещагиной, целью которого было выявить усвоение математических знаний.    

    Основная масса детей осуществляет классификацию по 1-2 свойствам. Самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать, считает, сравнивает числа, выражает в речи логические связи, но не проявляет инициативу. Только 2 детей (8%)   проявляют интерес к решению задач на преобразование, оказывают помощь сверстникам, проявляют элементы творчества в математической деятельности.

    Для оптимального обследования детей мы взяли игровые задания  из работ З.А.Михайловой и И.Н. Чеплашкиной. Результаты, которые показали дети, соотносятся с предыдущим обследованием: игровое преподнесение задания повышает интерес ребенка к его выполнению, увеличивает эмоциональный фон. Большинство детей 81 % (21 ребёнок из 26) с интересом, активно включались в выполнение предложенного задания. Задавали уточняющие вопросы, делали предположения, иногда не правильные. Также наблюдения показали, что дети редко используют математические знания в самостоятельной деятельности.

     Выводы: игровые ситуации математического содержания вызывают большой интерес у ребенка, активизируют мышление в основном репродуктивное, не выходя за рамки собственного опыта. Так же установлено, что 75% детей нашей группы умеют считать, классифицируют. Наибольшую трудность для детей вызывают задачи на пространственную ориентировку и развитие временных представлений.

    На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы.  

Цель работы:

-        способствовать развитию временных представлений детей средствами моделирования и проблемной ситуации.

Задачи:

-        Способствовать  активному включению ребенка в деятельность по развитию временных представлений.

-        Развивать умение детей ориентироваться во времени.

-        Способствовать развитию у детей познавательной активности, произвольности общения, любознательности как компонентов подготовки к школе.

-        Воспитывать пунктуальность, умение ценить свое время.

     На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию временных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами проблемных ситуаций в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:  

1.Продолжение знакомства детей с временными категориями (день, неделя, месяцы, времена года, год), выделение закономерностей временного цикла.

2.Закрепление знаний детей о временных отрезках.

3.Обобщение умений, навыков и  перенос в другие виды деятельности.

     Прежде чем начать работу, мы организовали развивающую предметно-пространственную среду, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.

При её создании мы опирались:

•        на особенности развития детей 6-ого года жизни;

•        ООП и ФГОС ДО;

•        принципы создания  ППРОС (предметно – пространственной развивающей образовательной среды).

   Мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами по развитию временных представлений.  

 Условно эти  игры можно разделить на:

• Часы. Измерительные приборы и пособия, выставка различных видов часов  (песочные, механические, электронные, настенные, настольные, наручные)  У нас в группе есть выставка разных видов часов.

• Дидактические игры по развитию представлений о времени:   «Всё о времени», «Учим часики», «Времена года», «Весёлые часики» и т.д.  Мы изготовили самодельную дидактическую игру «Река - времени» (история происхождения предметов).

• Наглядный материал с понятием «время», тематические картинки по временам года.

• Разные виды календарей (настенный, отрывной)

• Временные модели: круговые по частям суток,  по дням недели, по месяцам и временам года по типу Р. Чудновой.  

• Выставки детской литературы, рисунков детей по временам года, частям суток, видам часов.

      Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят рассматривать иллюстрации, играть в дидактические игры по развитию временных представлений, особенно любят дети нашу игру «Река времени».  Заполняя реку времени разными видами машин, дети пришли к общему выводу, что эволюция машин началась с колеса.  Также большой интерес детей вызывает календарь природы, который они не забывают заполнять и рисовать к нему рисунки.

    На первом этапе нашей работы мы формировали представления детей о временных промежутках. Использовались следующие методы и приемы: наблюдение, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок, беседы,  чтение художественной литературы и т.д. В процессе наблюдений еще в средней группе индивидуально или небольшой подгруппой описывали состояние природы, окружающей среды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время. Опирались на непосредственные, чувственно воспринимаемые факты, их признаки, закрепляя в речи временные категории.

       В группе собран альбом иллюстраций, тематических картинок и загадок о времени. Детям нравится их рассматривать, разгадывать загадки. С тематическим набором картинок выполняли следующие упражнения: рассматривание контрастных частей суток, смежных частей (утро - день), определение частей суток, выбор картинок по заданию, раскладывание по порядку. В процессе рассматривания использовались и такие приемы: ошибка, побуждение к доказательству и мотивации своего ответа, сравнение, группировка картинок.

     В старшей группе в  беседах  активизировали  знания ребенка  о частях суток, о последовательности частей суток, о скорости движения, о смене суток и т.п. Беседа перерастала в дискуссию, возникла потребность обратиться к художественной литературе.

      Большой интерес детей вызвало чтение «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. После прочтения книги, ребята попросили посмотреть и одноименные мультфильм и фильм – сказку.

   В   наблюдениях, беседах выделяли характерные особенности временных промежутков, что позволяло включить в образовательный процесс на втором этапе модели дня, недели, месяца и года.

   Когда дети освоили временные промежутки, мы перешли к следующему этапу. Цель второго этапа - закрепление знаний детей о временных отрезках. На данном этапе использовали следующие методы: словесно – дидактические, настольно – печатные игры, подвижные игры, моделирование, проблемные ситуации.

    Использовали  словесно – дидактические игры, разработанные Ф.Н. Блехер, Сорокиной:

• в назывании детьми пропущенного слова и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем?...» и т.п.);

• в придумывании предложения с заданным словом;

• в перечислении определений;

• в нахождение общего понятия к частным (год- зима, весна, лето, осень и т.п.);

• в определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь.

    Из числа предложенных подвижных игр детям понравилась игра с мячом на слова антонимы по временным категориям (утро – вечер, день – ночь, вчера – завтра, раньше – позже, старше – моложе и т.п.). Особый восторг вызвала путаница в игре – инсценировке «Неделя, стройся».

     Детские представления стимулируют детское изобразительное творчество. Для закрепления временных представлений предлагались следующие темы:

•  Для рисования: «Солнце ложиться спать», «Самый красивый закат», «Золотая осень» и т.п.

•  Для лепки: старинные игрушки, игрушки будущего.

• Для конструирования: машина времени, дом будущего.

• Для аппликации: мир будущего, мир прошлого.

   Одним из эффективных методов закрепления временных представлений считаем моделирование. Как мы говорили ранее, мы использовали и используем круговые модели. Их предназначение – помочь детям освоить последовательность и зависимость между временными категориями, перейти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени. Начинали с простых моделей частей суток и недели, затем месяца и года. В этом году в подготовительной группе мы познакомили детей с циферблатом. Определение времени по часам вызвало большой интерес у детей. Дети  с удовольствием играют, заполняют карточки «Сколько сейчас времени», в самостоятельной деятельности играют в д/игру «Учим часики».

    На третьем этапе работы стояла задача обобщение умений, навыков и  перенос их в другие виды деятельности Эффективным методом обобщения временных представлений считаем  проблемные ситуации.

Для успешного решения проблемных ситуаций необходимо:

- наличие у детей определенного запаса знаний;

- интереса (положительного эмоционального отношения) к процессу решения проблемы;

- умение педагога создать условия организации поисковой деятельности.

  Представим различные приемы решения проблемных ситуаций:

• готовые варианты решения,

• неполные решения,

• задача - подсказка,

• наводящая задача,

• цепочка наводящих задач или задач-подсказок,

• система вопросов,

• переформулировка условий задачи,

• прием проб и ошибок.        

     Начинали с простых проблемных ситуаций и постепенно усложняли их содержание.

Простые проблемные ситуации, которые требуют от ребенка на основе нескольких признаков определить день недели, часть суток, время года, расположение предметов и так далее, не вызывали затруднения у детей.

Например: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

 И на санках прокатила (Зима)

Она приходит с лаской

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Птицы распевают,

Дети загорают,

Солнце ярко светит

И цветут цветы. (Лето)        

Пришла без красок и  без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

     Вопросы: Когда это бывает? Когда можно кататься на санках? А летом можно кататься на санках? Зимой птицы поют? Подснежники расцветают осенью? И т.п.

    Большой интерес вызывают проблемные ситуации, содержанием которых являлись типичные детские ошибки в определении временных и пространственных категорий.

Например: «Дима и Виталик разговаривают. Дима говорит: «Я вчера поеду к бабушке на дачу». Виталик отвечает: «А я завтра был у бабушки на даче». Вопрос: «В чем дети ошиблись? Как правильно надо говорить?»

   Часто используем игровые проблемные ситуации (на определение дней недели и запоминание их очередности). На столе расположены карточки с цифрами от 1 до 7 в перевернутом виде. Под музыку дети ходят вокруг стола. Когда музыка останавливается, дети берут карточку, выстраиваются по номерам, согласно очередности дней недели. Дети называют свой день недели согласно номеру  «Я первый номер, значит я понедельник, так как понедельник – это первый день недели и т.п.» Создаем проблемную ситуацию, ставим 1 после 3 и спрашиваем: «Может среда наступить за понедельником» у детей эта ситуация вызывает веселье и понимание того, что этого быть не может, т.к. все идет по порядку, в том числе и смена времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

       Постепенно временные категории вошли в практическую деятельность детей. В составляемых рассказах никогда не забывали о времени происходящих событий,  в повседневной жизни играли в дидактические и словесные игры по временным представлениям. Улучшилась ориентировка детей во времени: они знают, что зарядка в 8.05 и опаздывать нельзя, музыкальные занятия по вторникам и четвергам и т.п.

   Дальнейшие наблюдения за детьми показали, что они переносят знания и умения, полученные при решении проблемных ситуаций и развивающих игр, в игровую  деятельность.

        Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями воспитанников.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

  - родительские собрания, показательные   мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;

  - совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;

  - информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература

      При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в познавательном развитии  детей.