Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредственно образовательной деятельности, так и  в режимные  моменты, в самостоятельной деятельности и в совместной работе с родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ашихмина Татьяна Викторовна

РФ, город Киров

RF, gorod Kirov

муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад

комбинированного вида № 171»

города Кирова

munitsipalnoe kazennoe doshkolnoe

obrazovatelnoe  uchrezhdenie «Detckii cad

kombinirovanogo vida №171» goroda Kirova

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

Forming temporal notions with children of elder pre – school age as one of forms of development of thinking activities

          Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения,  познавательной, мыслительной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребёнка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.

Детям уже в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени, определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, развитии основных психических процессов.

Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина и др.,). Психолого – педагогические исследования под руководством Б.Г. Ананьева доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным «условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления».

Основая цель:  способствовать формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из форм развития мыслительной деятельности.

        «Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредственно образовательной деятельности, так и  в режимные  моменты, в самостоятельной деятельности и в совместной работе с родителями.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому формирование временных представлений должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.  

У детей формируются временные представления в 4 направлениях:

1. Ознакомление с частями суток.

2. Ознакомление с календарём.

3.Развитие чувства времени.

4. Формирование понимания отношений временной последовательности.

Коротко о каждом направлении.

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь – сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как о мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на то, что люди пять дней работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили названия дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день по прошествии недели, вторник – второй, среда – средний, четверг – четвёртый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др.

Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

Но не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник. Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года (сезонными) лучше всего знакомить попарно: зима – лето, весна – осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы ещё знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырёх времён года. Вот круг. Пусть это будет год (рис 1). Разделим его на 4 части» Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнивать каждую часть круга с определённым временем года.

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: 1. Знание временных эталонов;

2. Переживание времени – чувствование длительности временных интервалов;

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов.

     В существующем объективно времени различные события, явления, действия человека следует одно за другим, поэтому можно вычленить их временную последовательность и руководствоваться ею при планировании и организации своей деятельности. Дети должны уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в трудовой, спортивной и любой продуктивной деятельности.

     Обучение детей старщего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:

  1. Материал объясняется в той последовательности, которая необходима;
  2. Вычленяется временная последовательность содержания материала;
  3. Первоначально сам воспитатель, а по мере обучения дети самостоятельно воспроизводят временную последовательность на модели   с помощью символов или самих предметов.
  4. Дети сами устанавливают временную последовательность на модели: а) воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают; б) дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о ней.
  5. Воспитатель раскладывает на модели звенья, нарушая последовательность некоторых из них, а дети восстанавливают эту последовательность;
  6. Дети выполняют задания без модели в предложенной последовательности.

     Опыт проведения занятий по обучению детей устанавливать последовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее, работают планомернее и самостоятельнее.

В процессе любой деятельности детей в детском саду есть возможность упражнять их в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает.

Таким образом, формирование временных представлений должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени. Это основное требование, которое способствует формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности.


Список используемой литературы

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с.
  2. Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – 176с.
  3. Развитие общих способностей. Непомнящая Р.Л. Детство – Пресс, 2005. 60 с.
  4. Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
  5. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1999. - 80 Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
  6. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики. – М.: Наука. – 1999. – 156 с.
  7.  Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...

Конспект ОД по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста." В поисках волшебного сундучка."

1.      Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней неделизакреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о временах года.2....

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....