Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Юрасова Татьяна Олеговна

В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, к измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает способность самостоятельно и творчески мыслить. Актуальные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых бы сохранились и синтезировались части познавательного, учебного и игрового общения, одна из таких форм – проектная деятельность.

Время – сложная для освоения дошкольниками категория, которая необходима в дальнейшей школьной жизни.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Поэтому у педагогов часто  встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком относительно, через уточнение временных единиц и, которые повторяются в повседневной жизни. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием  для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени? С какой меры времени начать?

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, свою работу начинаем с уточнения и конкретизирования   знаний детей о частях суток, формируем  у них навыки распознавания и называния этих частей суток.

Далее  следует формировать  представления о последовательности частей суток и о сутках в целом; нужно ознакомить со значением слов вчера, сегодня, завтра.

 Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само «чувство времени», регулировать свою деятельность в соответствии со временем, знакомить с приборами для измерения времени (песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами), их назначением, формировать знания о календаре.  

Значительный потенциал формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста заложен в проектной деятельности, которая способствует  развитию самостоятельности мышления ребенка, формирует уверенность в собственных возможностях, воспитывает настойчивость, целеустремленность  и значительно повышает интерес дошкольника к образовательной деятельности.  Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Таким образом, формирование временных  представлений у старших дошкольников  жизненно необходимо ребенку, оно послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность активно  развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуального развития дошкольника.  Использование метода проектной деятельности сделает эту работу успешной и интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода

реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"

Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных        федеральным государственным  образовательным  стандартом  в дошкольном  образова...

КОНСПЕКТ НОД «СУТКИ» Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Непосредственная образовательная деятельность

Цель: формирование представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Задачи:- расширить знания детей о временных понятиях: утро, день, вечер, ночь, их последовательность;- закреплять понятие &nda...