Главные вкладки

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
    материал по развитию речи (старшая группа) на тему

    Исаева Вера Васильевна

    развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvit.svyaz_.rechi_.docx16.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии» (из опыта работы)

    Выполнил педагог дополнительного образования: В.В. Исаева детский сад комбинированного вида №4 г.о.г.Выкса Нижегородская область

        Окружающий мир дает обильный материал, который может быть использован для расширения мира детских восприятий, развития словаря, образности речи, ее выразительности.

    В сентябре 2015 г. мною был проведен мониторинг экологических представлений, который показал, что у детей имеется неплохой запас экологических знаний, но дети не могут  точно сформулировать свою мысль, т.к. беден экологический словарный запас, испытывают трудности при согласовании слов в предложении, неверно понимают значение некоторых терминов.

     На основании проведенного мониторинга выявила для себя цель работы:

    развитие речи старших дошкольников через ознакомление с природой.

    4. В связи с этим наметила  задачи:

    обогатить речь дошкольников прилагательными, эпитетами, сравнениями

    Формировать умение правильно употреблять в речи слова.

    Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их.

    Составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.

    Формировать элементы экологического сознания, способность любить и понимать окружающий мир и природу.

     Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие способы:

    Метод наблюдения. Проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями в природе, описываем объекты и явления.

    В результате этого словарь ребенка пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, эпитетами, сравнениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, кору дерева

    Например, наблюдая за березой, обращаю внимание на ее красоту, использую худ.слово.

    - Как вы могли бы сказать о наших березках?

    - Березка живая или нет? Почему?

    - Как дышит березка?

    - Для чего березке нужна кора?

    - От чего кора может защитить дерево?  и т. д.

          Занимаемся с детьми исследовательской деятельностью. Проводили опыты на темы «Воздух невидимка», «Волшебница – вода», «Круговорот воды в природе».

    Дети знакомятся с доступными научными терминами (впитывание, испарение , растворение, названиями приборов, используемыми в исследовательской деятельности (весы, термометр, пробирка, песочные часы и т. д.) .

    Экскурсии в природу способствуют познанию окружающего мира.

    Проводила экскурсии в лес, парк, на луг, к водоему.

     Использую метод проектной деятельности. В этом году был реализован проект «Птичья столовая».

     Провожу экологические праздники «Праздник птиц», «День Земли» КВН, викторины.

    Все экологические мероприятия способствуют:

     обогащению словарного запаса детей

    развитию связной речи

    формируются элементы экологического сознания

    дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.

    Во время моей работы с детьми я всегда стараюсь дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствует правильному выражению своих мыслей , грамматически правильному построению предложения, анализу, учит делать выводы и аргументировать их.

    Большое значение для развития речи имеет развивающая среда.

    Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции используются в качестве наглядного и игрового материала, для развития навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

    В комнате природы  имеются следующие экологические коллекции:

    Коллекция семян овощей, цветов

    Ракушек;

    коры деревьев;

    камней

    Гербарий,

    Имеются дидактические игры экологического содержания «Экологическая цепочка», «Что лишнее?», «Что лечит это растение?»,»Зоологическое лото» и другие.

    Лаборатория  создана для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения

    Есть  огород на окне, где растут лук, овес, перец, рассада цветов и другие растения.

    Функционирует мини – библиотека, где дети рассматривают «умные» книги, энциклопедии, иллюстрации, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. В библиотеке имеются произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, С. Бунтовской, В. Бианки, Н. Сладкова и др. Также в свободном доступе для детей различные тематические альбомы: «Дикие и домашние животные», «Цветы», «Птицы».

    Для эффективности развития речи детей подключаю к этому процессу и родителей. Работу с родителями осуществляю по нескольким направлениям:

    1. Родительские собрания:

    2. Наглядные формы взаимодействия: консультации «Прочитайте детям», тематические выставки «Зимние явления», «Понаблюдайте осенью», «Как учить ребенка составлять описательные рассказы», «О братьях наших меньших».

    3. Словесные формы взаимодействия: беседы как коллективные, так и индивидуальные

    4. Вовлечение в педагогическую деятельность: анкетирование»

    5. Взаимодействие с ребенком в семье: заучивание стихов, пословиц, повторение чистоговорок.

    Работа, проведенная мной за этот небольшой период (с сентября месяца) уже приносит свои результаты:

    Совершенствуется  грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно и с разной интонационностью декламировать стихи, театрализованные тексты экологического содержания; составить небольшой описательный рассказ; сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

    В дальнейшем я планирую продолжить развивать связную речь детей средствами экологического воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

    Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)

    В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

    Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

    Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей гру...

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связн...

    Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...