развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Исаева Вера Васильевна

развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit.svyaz_.rechi_.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии» (из опыта работы)

Выполнил педагог дополнительного образования: В.В. Исаева детский сад комбинированного вида №4 г.о.г.Выкса Нижегородская область

    Окружающий мир дает обильный материал, который может быть использован для расширения мира детских восприятий, развития словаря, образности речи, ее выразительности.

В сентябре 2015 г. мною был проведен мониторинг экологических представлений, который показал, что у детей имеется неплохой запас экологических знаний, но дети не могут  точно сформулировать свою мысль, т.к. беден экологический словарный запас, испытывают трудности при согласовании слов в предложении, неверно понимают значение некоторых терминов.

 На основании проведенного мониторинга выявила для себя цель работы:

развитие речи старших дошкольников через ознакомление с природой.

4. В связи с этим наметила  задачи:

обогатить речь дошкольников прилагательными, эпитетами, сравнениями

Формировать умение правильно употреблять в речи слова.

Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их.

Составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.

Формировать элементы экологического сознания, способность любить и понимать окружающий мир и природу.

 Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие способы:

Метод наблюдения. Проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями в природе, описываем объекты и явления.

В результате этого словарь ребенка пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, эпитетами, сравнениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, кору дерева

Например, наблюдая за березой, обращаю внимание на ее красоту, использую худ.слово.

- Как вы могли бы сказать о наших березках?

- Березка живая или нет? Почему?

- Как дышит березка?

- Для чего березке нужна кора?

- От чего кора может защитить дерево?  и т. д.

      Занимаемся с детьми исследовательской деятельностью. Проводили опыты на темы «Воздух невидимка», «Волшебница – вода», «Круговорот воды в природе».

Дети знакомятся с доступными научными терминами (впитывание, испарение , растворение, названиями приборов, используемыми в исследовательской деятельности (весы, термометр, пробирка, песочные часы и т. д.) .

Экскурсии в природу способствуют познанию окружающего мира.

Проводила экскурсии в лес, парк, на луг, к водоему.

 Использую метод проектной деятельности. В этом году был реализован проект «Птичья столовая».

 Провожу экологические праздники «Праздник птиц», «День Земли» КВН, викторины.

Все экологические мероприятия способствуют:

 обогащению словарного запаса детей

развитию связной речи

формируются элементы экологического сознания

дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Во время моей работы с детьми я всегда стараюсь дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствует правильному выражению своих мыслей , грамматически правильному построению предложения, анализу, учит делать выводы и аргументировать их.

Большое значение для развития речи имеет развивающая среда.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции используются в качестве наглядного и игрового материала, для развития навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

В комнате природы  имеются следующие экологические коллекции:

Коллекция семян овощей, цветов

Ракушек;

коры деревьев;

камней

Гербарий,

Имеются дидактические игры экологического содержания «Экологическая цепочка», «Что лишнее?», «Что лечит это растение?»,»Зоологическое лото» и другие.

Лаборатория  создана для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения

Есть  огород на окне, где растут лук, овес, перец, рассада цветов и другие растения.

Функционирует мини – библиотека, где дети рассматривают «умные» книги, энциклопедии, иллюстрации, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. В библиотеке имеются произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, С. Бунтовской, В. Бианки, Н. Сладкова и др. Также в свободном доступе для детей различные тематические альбомы: «Дикие и домашние животные», «Цветы», «Птицы».

Для эффективности развития речи детей подключаю к этому процессу и родителей. Работу с родителями осуществляю по нескольким направлениям:

1. Родительские собрания:

2. Наглядные формы взаимодействия: консультации «Прочитайте детям», тематические выставки «Зимние явления», «Понаблюдайте осенью», «Как учить ребенка составлять описательные рассказы», «О братьях наших меньших».

3. Словесные формы взаимодействия: беседы как коллективные, так и индивидуальные

4. Вовлечение в педагогическую деятельность: анкетирование»

5. Взаимодействие с ребенком в семье: заучивание стихов, пословиц, повторение чистоговорок.

Работа, проведенная мной за этот небольшой период (с сентября месяца) уже приносит свои результаты:

Совершенствуется  грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно и с разной интонационностью декламировать стихи, театрализованные тексты экологического содержания; составить небольшой описательный рассказ; сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

В дальнейшем я планирую продолжить развивать связную речь детей средствами экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей гру...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связн...

Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

                   Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.Цель: формирование представления об электричестве, зачем оно нужно и где можно встретить его в повседневной жизни. ...