Главные вкладки

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
    материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Исаева Вера Васильевна

    развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии» (из опыта работы)

    Выполнил педагог дополнительного образования: В.В. Исаева детский сад комбинированного вида №4 г.о.г.Выкса Нижегородская область

        Окружающий мир дает обильный материал, который может быть использован для расширения мира детских восприятий, развития словаря, образности речи, ее выразительности.

    В сентябре 2015 г. мною был проведен мониторинг экологических представлений, который показал, что у детей имеется неплохой запас экологических знаний, но дети не могут  точно сформулировать свою мысль, т.к. беден экологический словарный запас, испытывают трудности при согласовании слов в предложении, неверно понимают значение некоторых терминов.

     На основании проведенного мониторинга выявила для себя цель работы:

    развитие речи старших дошкольников через ознакомление с природой.

    4. В связи с этим наметила  задачи:

    обогатить речь дошкольников прилагательными, эпитетами, сравнениями

    Формировать умение правильно употреблять в речи слова.

    Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их.

    Составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.

    Формировать элементы экологического сознания, способность любить и понимать окружающий мир и природу.

     Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие способы:

    Метод наблюдения. Проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями в природе, описываем объекты и явления.

    В результате этого словарь ребенка пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, эпитетами, сравнениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, кору дерева

    Например, наблюдая за березой, обращаю внимание на ее красоту, использую худ.слово.

    - Как вы могли бы сказать о наших березках?

    - Березка живая или нет? Почему?

    - Как дышит березка?

    - Для чего березке нужна кора?

    - От чего кора может защитить дерево?  и т. д.

          Занимаемся с детьми исследовательской деятельностью. Проводили опыты на темы «Воздух невидимка», «Волшебница – вода», «Круговорот воды в природе».

    Дети знакомятся с доступными научными терминами (впитывание, испарение , растворение, названиями приборов, используемыми в исследовательской деятельности (весы, термометр, пробирка, песочные часы и т. д.) .

    Экскурсии в природу способствуют познанию окружающего мира.

    Проводила экскурсии в лес, парк, на луг, к водоему.

     Использую метод проектной деятельности. В этом году был реализован проект «Птичья столовая».

     Провожу экологические праздники «Праздник птиц», «День Земли» КВН, викторины.

    Все экологические мероприятия способствуют:

     обогащению словарного запаса детей

    развитию связной речи

    формируются элементы экологического сознания

    дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.

    Во время моей работы с детьми я всегда стараюсь дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствует правильному выражению своих мыслей , грамматически правильному построению предложения, анализу, учит делать выводы и аргументировать их.

    Большое значение для развития речи имеет развивающая среда.

    Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции используются в качестве наглядного и игрового материала, для развития навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

    В комнате природы  имеются следующие экологические коллекции:

    Коллекция семян овощей, цветов

    Ракушек;

    коры деревьев;

    камней

    Гербарий,

    Имеются дидактические игры экологического содержания «Экологическая цепочка», «Что лишнее?», «Что лечит это растение?»,»Зоологическое лото» и другие.

    Лаборатория  создана для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения

    Есть  огород на окне, где растут лук, овес, перец, рассада цветов и другие растения.

    Функционирует мини – библиотека, где дети рассматривают «умные» книги, энциклопедии, иллюстрации, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. В библиотеке имеются произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, С. Бунтовской, В. Бианки, Н. Сладкова и др. Также в свободном доступе для детей различные тематические альбомы: «Дикие и домашние животные», «Цветы», «Птицы».

    Для эффективности развития речи детей подключаю к этому процессу и родителей. Работу с родителями осуществляю по нескольким направлениям:

    1. Родительские собрания:

    2. Наглядные формы взаимодействия: консультации «Прочитайте детям», тематические выставки «Зимние явления», «Понаблюдайте осенью», «Как учить ребенка составлять описательные рассказы», «О братьях наших меньших».

    3. Словесные формы взаимодействия: беседы как коллективные, так и индивидуальные

    4. Вовлечение в педагогическую деятельность: анкетирование»

    5. Взаимодействие с ребенком в семье: заучивание стихов, пословиц, повторение чистоговорок.

    Работа, проведенная мной за этот небольшой период (с сентября месяца) уже приносит свои результаты:

    Совершенствуется  грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно и с разной интонационностью декламировать стихи, театрализованные тексты экологического содержания; составить небольшой описательный рассказ; сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

    В дальнейшем я планирую продолжить развивать связную речь детей средствами экологического воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

    Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)

    В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

    Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

    Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей гру...

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связн...

    Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...