Мастер-класс для педагогов ДОО "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка по развитию речи
\\
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор-составитель:
Гуськова Екатерина Николаевна
Воспитатель высшей кв.категории
МБДОУ детский сад «Сказка»
Р.п.Вознесенское Нижегородская область
Мастер класс для педагогов
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
- Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу предложить начать нашу встречу с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной. Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я начинаю мастер – класс для воспитателей по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.
Цель мастер-класса:
Обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
- Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках.
- Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность — это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы.
Приемы развития речи:
1. Чтение художественной литературы.
2. Чистоговорки и скороговорки
3. Беседа
4. Упражнения в употреблении речевых штампов
5. Постановка вопроса
6. Дидактический рассказ с инсценировкой
7. Инсценировка диалога в стихах
8. Режиссерские игры
Чтобы познакомиться со всеми, нам понадобится не один мастер-класс. Поэтому, сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.
Уважаемые педагоги!
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)
А теперь пришла пора общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду (я говорю слово, воспитатели показывают жестами) : «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял», «нет», «да».
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Пальчиковая гимнастика «Жили были гномики»
Жили-были гномики
В расчудесном домике.
Папа гном дрова рубил,
Гном сынок их в дом носил.
Мама гномик суп варила,
Дочка гном его солила.
Гномик бабушка вязала,
Гномик тетушка стирала.
Дед окошки раскрывал
Всех знакомых в гости звал. (выполняем движения согласно тексту)
3. Способствует развитию мелкой моторики и активизирует речевое развитие пальчиковая гимнастика с карандашом.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной , объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)
Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.
На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:
- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»,
- развитие Звуковой культуры речи - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.
На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:
- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета
- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.
- развитие творчества, импровизации и перевоплощения
- совершенствование диалогической речи
А теперь я предлагаю приступить к практической части мастер-класса.
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
И сегодня я хочу познакомить вас с одним из видов театра, которые я использую в своей работе с детьми.
Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках: сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала; или найти нужного героя в интернете.
Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики». Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.
Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и
готовы, а теперь представление:
Сценарий спектакля по ПДД.
Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»
Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”
Покажем мы вам сказку.
А может и не сказку.
А может быть и мультик.
Хотите посмотреть?
О правилах движения.
А может поведения
Ребята из дет сада
Пришли вам рассказать.
Историю про девочек,
А может и про мальчиков.
Да, нет же про смешариков.
Что ж приключилось там?
А вы, друзья, послушайте.
А лучше посмотрите.
А мы сейчас расскажем вам.
А может пропоем.
Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.
Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.
Ёж: До чего же скучно, братцы,
Каждый день в лесу слоняться.
Каждый день одно и то же.
Одичаем мы похоже?
Нюша: Где то город. суматоха.
Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.
Вон, забот невпроворот:
Пчёлы, садик, огород.
Воздух, птички, лес - чудесно
Нюша: Фи! Как всё неинтересно.
Скукотища! Муть лесная!
Всё я в город уезжаю!
Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы,
Нам из леса выбираться!
Не надолго, на чуть-чуть
Едем в город отдохнуть.
Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!
Город нас к себе зовёт!
Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)
Кар Карыч: Не спеши. Необходимо
Знать основы ПДД.
Нюша: Это что за ерунда? (Уходит)
Кар Карыч: Масса правил есть друзья:
Это можно, то нельзя.
Где ходить разрешено,
Ну, а где запрещено.
Город - это не игрушки.
Навострите ваши ушки
И послушайте урок!
Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!
Ты чего пугаешь нас?
Не в лесу же мы сейчас! (Уходит)
(Копатыч кричит из-за кулис)
Ай-я-яй! Какая жуть!
Помогите кто-нибудь!
Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!
Чем могу тем помогу (Убегает)
Капатыч: Ах, как больно и обидно!
Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!
Нюша: Мы ж в аварию пополи.
Очень-очень пострадали.
Копатыч: Ноги.
Нюша: Рученьки.
Вместе: Болят!
Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?
Уж конечно не водители!
Вместе: Мы же.
Кар Карыч: Вы же нарушители!
Нюша: Что мы сделали не так!
Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.
Этот знак нам говорит:
Пешеходам путь закрыт!
Вы ж помчались по дороге
И … авария в итоге!
Пострадали вы и люди.
Нюша: Извините!
Копатыч: Мы не будем.
Нюша: Будем. правила учить,
Чтоб в беду не угодить.
Ёж: А я слушаться не буду
Кара Карыча - зануду.
Мне всё это надоело -
Поучает то и дело!
Я на велике помчуся по дороге настоящей,
И расступятся машины, удивляясь: Кто такой!
И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,
И колючки засияют вмиг от скорости такой!
Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?
Бараш: Твой поступок сей ужасен
И для общества - опасен!
Безобразие, друзья!
Так себя вести нельзя!
Ёж: В этом городе все злючки.
Поломали мне колючки.
Покатался. Что ж такого?
Ну, не знал я. Ну, чес слово.
Ну, не буду больше я!
Ну, простите же меня!
Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?
Бараш: Нарушенья тут и там.
Нюша: Город - это не для нас.
Ёж: Пропадём, неровен час!
Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.
Всё, друзья, исправить можно.
Вам поможем, так и быть.
Будем правила учить.
(песня на мотив «Черный кот»)
Жил да был светофор на углу,
Подчинялись все люди ему.
Если красный горит, все стоят,-
Это знает любой из ребят.
Припев: говорят, не повезет,
Кто на красный свет
Дорогу перейдет,
А у нас наоборот-
На зеленый только
Сад наш и идёт!
Иногда самые простые методы и приемы оказываются самыми действенными и результативными. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча станет вам полезной. Желаю всем творчества и новых открытий!
Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и способные актёры. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер - класс по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Из опыта работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...
