Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Для педагогов, несомненно, важным является поиск и использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок».

     Под творческими рассказами понимают, придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

     Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. 

     Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Для педагогов, несомненно, важным является поиск и использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна.

     Мы в своей работе по обучению творческому рассказыванию детей используем авторскую игровую методику Козыревой Н. А. «Теремок сказок», составленную на основе ТРИЗ – педагогики, для развития, становления и коррекции  всех сторон речевого процесса.

     Методика основана на необычном использовании известных ребенку сказок. «Теремок сказок» - это игровые задания, которые учат детей на наглядном, сказочном материале применять приемы творческого мышления. С помощью этих приемов дети учатся создавать первые собственные творческие произведения – сказочные истории.

     В «Теремке сказок» ребенок знакомится с противоречием «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой. Именно эта ситуация подталкивает ребенка проявить свое творчество, авторство, создать новую сказочную историю.

     В пособии представлен специальный комплект карточек, который состоит из сюжетных картинок и вкладышей с нарисованными на них героями известных ребенку сказок. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие (круглое, квадратное или треугольное). В это отверстие можно вкладывать картинку – вкладыш с любым героем. Например, в сказку «Маша и медведь» попадает колобок, а лиса – в сказку «Красная шапочка». Таким образом, появляется противоречие «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой. Логопед помогает ребенку встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю.

Этапы работы:

1 этап Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт; познакомить с «Теремком сказок».

На этом этапе перечитываем сказки, чтобы напомнить детям героев и сюжет. Начинаем играть с ребенком с игры «Собери сказку». Ребенок учиться собирать все сказки, которые есть в комплекте «Теремка сказок», а затем пересказываем сказки с опорой на серию картин.

2 этап. Цель - обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок. Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях.

Формы, методы: 1. Типовые приемы фантазирования по ТРИЗ: прошлое-настоящее-будущее, «наоборот», копирование, деление-объединение

2. приемы фантазирования  Дж. Родари: бином фантазии, путешествие героя по сказкам.

Учимся придумывать новую сказку с помощью «Теремка сказок»: вводим нового героя или группу героев, создаем новую цель для героя, новое препятствие (игра «Чужой - свой»).

3 этап. Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.

 Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.

     Знакомство детей с игровым пособием «Теремок сказок» происходит в начале второго периода. В это время с детьми проводим игровые задания, в которых они учатся:

- находить и устанавливать связи между сюжетами и героями;

- анализировать картинки с сюжетами известных сказок;

- составлять последовательные ряды из героев и фигур по заданным правилам;

- узнавать предмет по описанию отдельных признаков;

- находить сходство и различие между героями, изображенными на вкладышах разных форм;

- пересказывать сказку, пользуясь наглядно-образными опорами.

     Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества начинаем проводить в основном на втором году обучения. Однако начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.

     В результате игровых заданий по методике «Теремок сказок» у детей развивается воображение, связная речь. Дети могут самостоятельно рассказать сказочную историю со сложным сюжетом, с описанием переживаний героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...

Проект "Обучение описательному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по теме "Животные" через творческую деятельность детей"

Проектная деятельность учителя-логопеда по обучению детей старшего ошкольного возраста с ОНР-3 описательному рассказыванию через их творческую деятельность. Развитие речи детей и их театрализованная д...

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творческое рассказывание в какой - то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и с...

Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)

Творческое рассказывание детям  дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и е...

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа"

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа" для педагогов детского сада...