«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

«Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»                  В.А.Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_obuchenie_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ».

(сообщение на педсовете)

7февраля 2013г.

   Одним из видов детского сочинительства является творческое рассказывание. Под творческим рассказыванием понимается деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ или сказка самостоятельно созданными образами, ситуациями действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму.

  В своей группе особую роль мы отводим выполнению творческих заданий. Которые проводятся почти на каждом занятии по развитию речи. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонематических упражнений на подбор определений (эпититов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

   В формировании грамматического строя речи у детей мы используем разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

    Для развития выразительной образной речи детей на занятиях и в повседневной жизни мы используем произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). На занятии «Небылицы – перевертыши» дети познакомились с народным устным творчеством «небылицы», прослушав их, обсудив, дети сами придумывали свои небылицы. Занятие детям очень понравилось.

   А также в нашей группе были проведены литературные досуги. Один на тему: «Пословицы, которые чаще всего говорят у тебя дома». Дети рассказывали пословицы и обсуждали, какой смысл несет пословица, и какими словами он был выражен. Второй досуг на тему: «Скороговорки». Дети слушали скороговорки, определяли на какой звук эта скороговорка и в каких словах он слышен.

   Также мы проводили ряд занятий на тему: «Лексические игры и упражнения». Работе над смысловой стороной слова, раскрытию значений многозначного слова, использованию синонимов и антонимов в нашей группе уделяется большое значение. Лексическая работа направлена на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

   В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции. Которое проявляется в выборе языковых изобразительно- выразительных средств для воплощения художественного образа.

   В комплексное решение задач по обучению рассказывания входит развитие поэтического слуха у детей.

На занятиях «Сегодня так светло кругом» и «Первый снег» - приобщали детей к поэтической речи, знакомили детей со стихами, обращали внимание на то как разные поэты в своих стихах по разному высказываются об одном явлении в природе  об осени (С.Пушкин «Осень», И.Бунин «Листопад», А.Плещеев «Скучная картина») и о первым снеге (И.Бунин «Первый снег», Я.Акима «Первый снег»).

   Мы работаем и над фонетической стороной речи, так как от неё во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи. Для решения этой задачи мы используем дидактические игры и упражнения: «Скажи громко», «Скажи тихо». «Скажи ласково» и др., а также чистоговорки и скороговорки.

   В целом развитие всех сторон речи оказывают большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое можно проявлять у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинении сказок, рассказов. Стихов, потешек. Загадок.

   При обучении творческому рассказыванию мы использовали демонстрационный материал. Придумывая рассказ по игрушке, дети придерживались такого плана: - Как оказалась эта игрушка у ребенка? Откуда, когда? Как он играл с этой игрушкой? Что он делал, чтобы она была целой и красивой? Долго ли игрушка была у ребенка?

Дети очень хорошо справлялись с этой задачей.

   Также в нашей группе проводились ряд занятий по составлению рассказа по серии сюжетных картинок на тему: «Нечестный поступок» и «Благородный поступок». С этим заданием дети тоже справляются, так как им надо придумать с чего и как началась история и концовку рассказа, а сам сюжет истории рассказывают по картинкам.

   Сложнее было задание, когда детям нужно было придумать рассказ по сюжетной картине, такие как «Осенняя прогулка», «Зимние развлечения», «Новогодний праздник». Детям нужно было озаглавить картину, и составить план рассказа. На этих занятиях дети учились составлять творческий рассказ, который включает в себя события предшествующие изображенным, момент зафиксированный на картине. И последующие события.

   Также мы провели занятия, где дети придумывали рассказы на предложенный сюжет: «На лесной полянке» и «Зайчик Бояка». На этих занятиях детям нужно было придумать не только, как начать, как развить действие. Чем закончить, но и раскрыть образ героев (придумать имя, описать характер и настроение основных действующих лиц), а также умение описывать место действия, пейзаж, погоду.

   Работа по обучению творческому рассказыванию детей в нашей группе будет продолжаться дальше. В дальнейшем мы планируем научить детей сочинять сказки по литературному образцу и по замыслу ребенка.

   Для составления всех занятий по творческому рассказыванию детей, мы руководствуемся пособием, разработанным В.Гербовой «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада».

«Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»                  В.А.Сухомлинский.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...

ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творческое рассказывание в какой - то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и с...

Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)

Творческое рассказывание детям  дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и е...

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа"

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа" для педагогов детского сада...