Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
статья по логопедии на тему

Егорова В. А.

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагогов, и детей. Разнообразив приемы, сделав их более интересными, можно вызвать интерес у детей, побудить их к рассказыванию с элементами творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.m.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Егорова Вера Анатольевна

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 137

 компенсирующего вида»

 города Чебоксары.

       В последние годы значительно увеличилось количество детей имеющих нарушения зрения и речи, указанная категория детей до настоящего времени остается мало изученной. В частности, не исследована такая важная, для адаптации в обществе, проблема, как особенности связной речи этих детей. Не разработаны специальные психолого-педагогические рекомендации по ее формированию.

       У детей, нашего детского сада отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Дошкольники затрудняются в самостоятельном составлении рассказа, отмечается пропуск существенных моментов действия, отсутствует достаточное воспроизведение наглядно представленной сюжетной ситуации. Для детей характерны длительные паузы между отдельными фразами, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа. А точнее, они испытывают существенные затруднения при составлении развернутых рассказов по картине и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве. А бедность употребляемых языковых средств не соответствует задаче построения связного развернутого высказывания.

      Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Поэтому необходимо научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, овладеть, грамматически верным речевым высказыванием.

       Учитывая особенности детей, с которыми я работаю, я пришла к выводу о необходимости проведения занятий по зрительному восприятию с целью обогащения связной речи детей. Одним из видов занятий по зрительному восприятию является

составление рассказа по картине. Данный вид занятия имеет большое влияние на развитие  связной речи детей с нарушением зрения. Но, как показала практика, рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребёнка.

      Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (как образец), затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое, варьируются лишь количество предложений и их развёрнутость. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов повторов (вот, потом, ну) длительными паузами между предложениями. И самое важное, что ребёнок не строит свой рассказ, а повторяет предыдущий. В течение одного занятия педагог успевает опросить минимальное количество детей, остальные являются пассивными слушателями. Ограниченный набор методических приемов при обучении детей рассказыванию по картине приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны педагогов и детей. Из отзывов коллег можно сделать следующий вывод: более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет. Но такой вид работы должен проводиться, и, более того, давать положительные результаты.

       Поэтому возникла необходимость разнообразить приемы, используемые при обучении рассказыванию по картине, сделать их более интересными, тем самым вызвать интерес у детей, побудить их к составлению рассказов с элементами творчества.

Игровые приёмы  при обучении творческому рассказыванию.

  I. Определение состава картины.

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

1.1.        Игра с «подзорной трубой».

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, давать им соответствующие названия.

Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.

1.2.        «Кто в кружочке живет?».

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами. Материал: картина, чистый лист бумаги, фломастер.

Ход: каждый ребенок должен назвать, кто из объектов «живет» в предложенном педагогом «кружочке» и схематично нарисовать предмет.

1.3.        «Ищу родственников».

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному
классификационному    признаку.

II. Установление взаимосвязи между объектами.

Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным параметрам.

2.1. «Ищу друзей» (недругов) + «Кто-то теряет, кто-то находит, что из этого выходит».

Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо-плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчиненной связью + взаимодействие между объектами на уровне физических связей.

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других детей, отвечали развернуто и доказательно.

2.2. «Живые картинки».

Цель: учить детей ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопрос о местонахождении объекта.

Ход: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

III. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

3.1. К нам пришел волшебник «Я могу только слышать».

Цель: учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.  

                   

Ход: всматриваясь в объекты, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине».

3.2.        «Я ощущаю только запахи».

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказы на тему «Я чувствую запахи».

3.3.        «Я ощущаю только руками и кожей».

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначить словами их специфические признаки.

Ход: представить ощущения, возникшие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами, составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

IV. Составление образных характеристик объектов.

4.1. «Подбери такой же по цвету».

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Ход: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

4.2.        «Сравни по форме».

Цель: упражнять в сравнении по форме и учить находить выделенный материал в предметах окружения.

Ход: назвать форму объектов или их частей. Составление открытых загадок.

Пример: найдите на картине объект такой же формы, как солнце, как тарелка

4.3.        «Сравни по материалу».

Цель: упражнять в сравнении предметов по материалу и учить находить в предметах окружения.

Ход: составление открытых загадок. Итогом является составление описательных загадок через речевые связки.

V. Составление рассказов-фантазий с использованием приемов перемещения объектов во времени.

Цель: учить детей представлять выбранный объект на картине с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того как, после того как, утром, днем, зимой, летом и т.п.).

Ход: Объекты разделяются на три категории: рукотворный мир, живая природа, неживая природа.

VI. Составление рассказа от лица разных героев.

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

 Ход:        Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или что-нибудь
(целый объект или его часть).        Выбрать специфическую характеристику объекта. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного
объекта.

Пример. Я - веточка. Я росла на дереве, мне было очень грустно и больно, когда меня сломал мальчик, а сделал он это для того, чтобы помочь девочке достать мяч из лужи, ведь она плачет. Сама она сделать этого не сможет, она промочит новые сандалии, которые ей подарили на день рождения, и ее мама огорчится. Не плачь, Маша, сейчас Витя достанет твою игрушку и вы все вместе: ты, Витя, Лена со своей «дочкой» будете играть в ловишки. Мне очень нравится, когда дети веселятся. На улице тепло, поиграйте на лужайке. Совсем скоро тетя Галя пригласит вас на обед, вы пообедаете вкусными пирожками, поспите, а потом снова выйдите на прогулку, а я вас буду ждать. До встречи.

Используемая литература.

  1. Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. «Технология составления творческих текстов по картине». - Челябинск, 2000 г.
  2. Е. А. Лапп «Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения.» Москва «Сфера»,2006 год.
  3. Нападовская В.Л. «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва, Классик Стиль, 2003 год.
  4. Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения». – Калуга: издательство «Адель» 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".

1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.  Методиче...