Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
    план-конспект урока по логопедии по теме

    Тихонова Татьяна Григорьевна

     

     

     

     

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями развивающего обучения.  Здоровьесберегающее сопровождение данного занятия проводится с  учётом особенностей физиологической фазы  «врабатывания» ,  «фазы устойчивой  работоспособности» , обеспечения  оптимальных условий для восприятия и переработки информации и подбора  упражнений на развитие дыхания и голоса.ойчивой  работоспособности» , обеспечения  оптимальных условий для восприятия и переработки информации и подбора  упражнений на развитие дыхания и голоса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nyusha_2.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация к конспекту занятия по  обучению грамоте в старшей группе

    с использованием здоровьесберегающего сопровождения

            Тема  «Звук и буква  [О] »        

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения  построен  в соответствии с  современными требованиями развивающего обучения.                                       Здоровьесберегающее сопровождение данного занятия проводится с  учётом особенностей физиологической фазы  «врабатывания», «фазы устойчивой  работоспособности», обеспечения  оптимальных условий для восприятия и переработки информации и подбора  упражнений на развитие дыхания и голоса.

    Конспект занятия  по  обучению грамоте в старшей группе

     с использованием здоровьесберегающего сопровождения

     Тема  «Звук и буква  О»

    Цель:  Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале  звука  [О] с использованием игр и упражнений.

    Задачи:  Оздоровительные:

    развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,

    способствовать нормализации тонуса  мышц артикуляционного аппарата;

    образовательные:

     познакомить с акустико – артикуляционными свойствами  звука [О],

     упражнять в проведении анализа  звукосочетаний и слогов,

     развивать пространственные представления;

    воспитательные:

    воспитывать  положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.

              Предварительная работа:

        - игры  на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;

        -  игра «Четвёртый  лишний», «Так и не так»,

        - игры на развитие ориентировки в пространстве.

    Наглядный материал: 

    Смешарик Нюша,  панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные  картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.

    Методы и приёмы, используемые на занятии.

     - Словесные: пояснение, объяснение, указание,  метод прямого воздействия,  педагогическая оценка, оценка сверстника, , интонированного произнесения;

       -Наглядные:  рассматривание  картинного материала, символов, схем;

      -Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение,                 использование предметно – схематической  модели.

                                   Ход  занятия.

     Здоровьесберегающее сопровождение

    Вводная часть. 1 этап. Организационный.

    Дети стоят в кругу.

    Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.

    Смешарик обращается к детям.

      - Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество).

    Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.

    - для чего вам стаканы и трубочки?  (для дыхательной гимнастики)

    - Научите меня, пожалуйста.

    Дети подходят  к столу, берут  стаканы с водой и трубочку.   Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.

    Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:

    - Вы любите рассматривать себя в зеркале?

    - Мы делаем артикуляционную гимнастику.

      Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.

    2 этап. Постанова мотивации.

    Сообщение темы.

    Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их.  Как мне быть?

     Дети принимают решение: помочь гостье.  Дети  проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки.

    Нюша задаёт вопросы.

    - Как всё это можно назвать одним словом?   (овощи)

    - Помогите угадать  первый звук в слове.

    - С каким звуком мы познакомимся?

    3 этап. Введение нового материала.

    Актуализация личного опыта ребёнка.

    Дети  сидят за столом.

    Нюша просит помочь определить характеристику звука.  Как это сделать?

    - Что поможет определить положение губ? (зеркальце)

    Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему:

            Губы округлены,      зубки закрыты губами,

            Язык лежит на дне рта,

            Горлышко  «работает».

    -   Встречается ли преграда на пути воздушной струи?

    Дети объясняют Нюше, что звук «О» - гласный: язык, губы и зубы не мешают  свободному прохождению воздуха.

    - Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?

    (нужна фишка красного цвета)

    - О! Это мой любимый цвет!

     Игра «Будь внимательным»  

    Нюша играет вместе с детьми.

    - Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

     Будьте внимательны!

    А – И – У – О – И – О – У - …

    - «Ловите звук  «О» в слогах».

    ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…

    - Узнайте звук в словах.

     ОБУВЬ – ОСЕНЬ - АНЯ– ОЛЯ -  ДОМ – ЛУК – СОМ

    - Вы старались, узнали звук.


    Дети с Нюшей  садятся по-турецки на ковёр.

    Взрослый приглашает  помощников  с лентами.

    - Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)

    - Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)

    - Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку?    (долго, протяжно)

    - Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту?     (коротко,  отрывисто).

    - Как споёте звук, когда покажут на  ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.

    Выходят 3 помощника (дети).

    У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко»), у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо»), у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.

     -    Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?

     - Какой силы звук  вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?

    - Что подсказывает нота на верхней линейке?

    Дети произносят звук [О] соответственно карточке.


    Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять  расположения фишек).

    На доске в разных местах  фишки красного цвета. В правом верхнем углу - 2 фишки, в центре  - 3 и т.д.          

    Учитель-логопед называет направление,  дети произносят звук «О» столько раз, сколько  фишек.

    - Центр.                - Левый нижний угол…

    Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.

    Работа со звуковыми линейками.

    - Нюша просит научить её  пользоваться линейкой.

    -  Выберите фишку для  звука [О].

    А где картинки?

    Дети идут по групповой комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.

    Дети сидят за столом.

     Нюша выполняет задание вместе с детьми.

    Логопед называет слова со звуком «О»,  дети   отмечают на звуковой линейке  место звука в слове.  

    Самостоятельная работа.

    Каждому ребёнку даются   3  предметные   картинки.

    - Ваши действия?   (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

    Затем дети меняются картинками.

    Нюша гордится своими новыми друзьями.

    4 этап. Оздоровительный момент.

    Гимнастика для глаз с  использованием офтальмотренажёра (система условных символов).

     - За кем мы сегодня понаблюдаем?

    Дети выбирают объект  из банка данных: бабочка, жук, воздушный  шарик, фишка, самолёт, вертолёт.

    Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь   на офтальмотренажёре.

    5 этап. Закрепление материала.

    Нюша просит приготовить конверты с фишками.

    - Слушайте внимательно слоги и покажите фишками

       последовательность звуков.

     АУ, ИО,   ОМ,  УМ,  МО,  РУ…

    Игра «Найди ошибку»

    Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками.  Дети находят  ошибку и выполняют задание.

    Нюша оценивает работу детей.

    Работа в парах. 

    Игра «Найди ошибку».

    Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).

    Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также  желание помочь напарнику.

    6 этап.  Речемыслительный тренинг.

     Нюша проводит  игру «Запомни, повтори».

     - С каким звуком мы сегодня познакомились?

    - Я назову несколько слов. Одно слово  в этом ряду – лишнее.

    - Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»

    - Какое слово не подходит к другим?   (арка)

    - Почему вы так решили?

    Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,

    Сок, дом, кот, мак, год, ток.

    Кино, стекло, седло, крыло, перья.

     7 этап. Знакомство с буквой О.

    Педагог читает стихотворение.

             В этой букве нет угла,

             Оттого она кругла.

             До того она кругла,

             Покатиться бы могла.

    Рассматривание  буквы:

    - На что она похожа?

    Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.

    Нюша вместе с детьми обводит  пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.

    Игра «Угадай букву».

    Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).

    Нюша восхищается способностями детей.

     8 этап. Итог.

    Педагог благодарит детей и обращается к ним:

    - С каким звуком мы познакомились?

    - Почему «О»   обозначается красной фишкой?

    Игра «Секретные слова»

    Надо подобрать каждому ребёнку  5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше  по секрету, на ушко.

    9 этап. Рефлексия.

    Дети стоят около взрослого.

    - Что было трудно?

    - Что помогло нам справиться с заданием?      

       


    Эмоциональное приветствие детей на занятие


    Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.


    Способствует развитию речевого дыхания.



    Способствует нормализации тонуса  мышц артикуляционного аппарата.








    Применение данного метода способствует активизации инициативы детей.









    Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации.

















    Интонированное произнесение облегчает восприятие.



    Смена позы в соответствии с видом деятельности.







    Способствует совершенствованию  голосовых функций и  развитию концентрации и переключения слухового внимания.









    Поддержание работоспособности детей с помощью игры









    Режим поиска.

    Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.  



    Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности»





    Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного  напряжения.





    Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.








    Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах.





    Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.


    Используется приём интонированного произнесения.





    Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают)  

     





    Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по нравственному воспитанию « Жадность» для детей с нарушенным слухом (3 год обучения)

    Данное занятие помогает формировать у детей представления о качествах личности, этических нормах поведения....

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

    Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

    Конспект по математике "Путешествие на поезде"с детьми старшей группы с нарушением зрения

    Тема: Порядковый счет до5. Закрепление порядкового счета до 5 с использованием здоровьесберерегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного....

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с нарушением зрения на тему "Распустились цветы. Проснулись бабочки"

    Представленная в конспекте совсместная образовательная деятельность помогает развивать познавательную  активность детей, формировать представлениие об окружающем мире, и в тоже время решает корре...

    Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

    ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»

    Представляю вашему вниманию конспект занятияпо развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»...