Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Флегонтова Ольга Валерьевна

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnost_proekta.docx30.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Возможность проекта «Классическая музыка -  детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:  музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории  

Флегонтова Ольга Валерьевна

В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами. Силами  преподавателей и учащихся возможна организация среди детского населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.

Роль и значение музыкального искусства в  обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Детство - период, наиболее благоприятный  в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее  художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных учреждений.

Таким образом, возникла  необходимость разработки проекта «Классическая музыка - детям», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике.

Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово  «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать.

Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то невольно вспоминаем  фамилии композиторов – классиков, таких как: И. С. Бах и В.А.  Моцарт, Й. Гайдн и Л.В. Бетховен, М.И.  Глинка и П.И. Чайковский, С. Прокофьев и Д.. Шостакович, Г. Свиридов и  В. Гаврилин и др.

Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.  

Проект «Классическая музыка - детям» предполагает организацию концертов с участием детей   детской музыкальной школы для детей дошкольного возраста в сфере развития межведомственных взаимодействий между ДШИ и ДОУ для приобщения дошкольников к миру искусства.

Цель проекта: 

- формирование эстетического отношения к классической музыке.

Задачи проекта:

1. Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, рассказывать о ней.

 2. Продолжать формировать знания детей о классической музыке и её особенностях, знания о композиторах, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности.

 3. Продолжать работу над развитием интонационно-мелодического слуха.

4. Формировать умение слышать процесс развития музыкального образа, динамику его становления в музыкальном произведении.

  5. Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, способами игры на них.

 Отсюда мы выделили знания, умения, которые дети должны приобрести в процессе проектной деятельности.

К ним относятся знания:

  1. О творчестве русских и зарубежных композиторов.
  2. О музыкальных жанрах.
  3. О средствах музыкальной выразительности.
  4. О музыкальных инструментах.

Умения:

  1. Умение слушать и слышать музыку.
  2. Умение определить  характер музыки, передать  словами возникший образ от прослушанного произведения, отражать свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
  3. Находить яркие тембровые краски и озвучивать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
  4. Уметь самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции.
  5.  Различать  на слух и вспомнить название музыкальных произведений, композитора

При определении содержания проектной деятельности учитывались особенности имеющихся программ для дошкольных образовательных учреждений: программа «Истоки», под  редакцией Л.А. Парамоновой, программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.

В основу работы легли следующие принципы:

  • Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту  ребёнка.
  • Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации детей в процессе освоения знаний о классической музыке.
  • Принцип наглядности: показ иллюстраций, создание тематических мультимедийных презентаций.

Анализируя музыкально-педагогическую литературу, можно выделить следующие педагогические условия формирования эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста:

- накопление музыкально-интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений разных стилей, жанров и направлений музыкальной культуры как эталонов красоты;

 - соблюдение принципа доступности музыкального репертуара уровню эмоционального опыта старших дошкольников;

 - развитие у детей интереса и положительного эмоционального отношения к высокохудожественным произведениям музыкальной классики на основе личного общения ребенка с музыкой;

 - включение в процесс музыкального восприятия внешних ориетировочных действий детей, творческих заданий, которые способствуют  художественно-эстетическому восприятию музыкальных произведений.

Содержание проекта разработано с учетом художественно-эстетической направленности музыкального образования в целом, развивающего характера используемого учебного музыкального материала.   Организация и проведение концертов классической музыки для детей дошкольного возраста  имеет большое значение в формировании основ музыкальной культуры. «Живое» исполнение классических музыкальных произведений наиболее полно развивает эмоциональную сферу ребенка.  А это в свою очередь создаст мотивацию у детей к музыкальным занятиям.

Разработанный нами проект «Классическая музыка – детям» рассчитан на шесть занятий (два часа в неделю). Его тематическое содержание:

  1.  «Осень в живописи, поэзии, музыке».
  2. Знакомство с музыкальными жанрами «Песня, танец, марш».
  3. Тематическая беседа – концерт «Нежный вальс».
  4. Интегрированное занятие «Сказка в музыке» на основе сказки Н. Римского – Корсакова «Сказка о Царе Салтане».
  5. Знакомство с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик».
  6. Мир волшебства в музыке М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

 При отборе музыкального репертуара важным явился критерий эстетической ценности. В нашей работе мы предлагаем ребятам наиболее подробно познакомиться с музыкальными произведениями отечественных и зарубежных классиков. Некоторые из них  включены в программу «Истоки»: (А. Вивальди «Весна», из цикла «Времена года»;  П.И. Чайковский фрагменты из балета «Щелкунчик»:  «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Русский танец», «Испанский танец», «Вальс цветов»; П.И. Чайковский фрагменты из цикла «Времена года»: «Осенняя песня, «Подснежник», «Май – белые ночи», «Декабрь – святки»; М. Мусоргский фрагменты их сюиты «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов».

  Первое занятие посвящено эмоциональной подготовке детей к восприятию классической музыки. В этом занятии сочетается и живопись, и поэзия, и музыка. Картина И. Левитана «Золотая осень»;  пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»; 1-я и 2-я часть концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года»; «Весна и осень» Г. Свиридова;  Ф. Шопен «Осенний вальс»; стихотворение И. Бунина «Осень», стихотворение А.С. Пушкина «Октябрь уж наступил…».

  Материал подобран таким образом, чтобы заинтересовать ребят своей эмоциональной окраской, увлечь за собой. Чтобы детям захотелось продолжить знакомство с классической музыкой в лице других композиторов, а также к миру литературы и художественного искусства.

Второе занятие направлено на ознакомление детей с музыкальными жанрами: песня, танец, марш. С ребятами более подробно изучают структуру менуэта на примере Менуэта Л. Баккерини, на примере песни «Во поле береза стояла» рассматривают два варианта ее обработки разными композиторами Н. Римским-Корсаковым и А. Гурилевым. «Марш» Дж. Верди показал, какие бывают военные марши.

Третье занятие посвящено вальсу, оно так и называется «Нежный вальс». Ребята погружаются в эпоху этого жанра, стараются сами вальсировать с партнерами под музыку П.И. Чайковского и И. Брамса.  Ребятам предлагают сравнить «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского,  «Вальс» И. Брамса и «Вальс» С. Прокофьева, также детям предлагалось сочинить свой танец под эту музыку, а в заключении занятия можно было нарисовать композицию, посвященную теме «Вальс».

Данный материал отвечает возрастным особенностям детей, поэтому вызывает у них эмоциональный отклик. Формирование эстетического отношения основано на эмоционально-чувственной сфере ребенка.

Четвертое занятие открывает для ребят новую область музыкального искусства – оперу.  С помощью поэзии, живописи и музыки ребят знакомят с творчеством русского композитора Н. Римского-Корсакова и его оперой «Сказка о Царе Салтане». Дети слушают музыкальные фрагменты из оперы: «Белочка», «Во саду ли, в огороде», «Тридцать три богатыря», «Царевна-Лебедь», а также знакомятся с литературным произведением А.С. Пушкина (фрагменты), рассматривают иллюстрации к сказке художников М. Врубеля, С. Ковалева.

Уделяется внимание и творческой деятельности ребят. Мальчики превращаются в богатырей, девочки – в Царевну-Лебедь. Используя элементы костюмов,  ребята исполняют танцевальную импровизацию под прослушанную музыку.

В процессе индивидуальной творческой деятельности как нельзя лучше формируется отношение к предмету искусства. С этой целью мы включаем в занятия элементы творческой деятельности (см. Приложение).

 Пятое занятие направлено на ознакомление детей еще с одним видом музыкального искусства  - балетом. На примере сказки-балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», дети знакомятся с сюжетом сказки, слушают музыкальные фрагменты: «Увертюра», «Марш», «Танец кукол», «Битва», «Превращение Щелкунчика в сказочного принца», «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов». Дети высказывают свои впечатления о прослушанной музыке, с увлечением следят за развитием сюжета сказки.

Шестое занятие явилось итоговым в нашей экспериментальной работе, и было посвящено также сказочной тематике. На этом занятии звучала «музыка волшебства» русского композитора М.П. Мусоргского. Ребятам были предложены такие музыкальные пьесы, как «Баба Яга П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках», «Гном», «Старый замок» М. П. Мусоргского. Дети сравнивали музыкальные произведения, выделяли средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для характеристики героя.

В конце занятия детям было предложено сочинить свою историю про старинный замок, нарисовать его.

Этапы реализации проекта:

1 этап.

  • Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
  • Обсуждение целей и задач проекта.
  • Составление плана работы.
  • Заключение договоров о сотрудничестве с дошкольными организациями.

2 этап.

  • Планирование работы ДШИ с дошкольным учреждением.
  • Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, литературных источников по соответствующим тематикам, подбор музыкальных номеров.

3 этап.

  • Мониторинг проектной деятельности.
  • Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Ожидаемый  результат проектной деятельности:

Учащиеся ДШИ:

  • повышают свой профессиональный уровень;
  • развивают музыкальное мышление и культуру исполнения;
  • получают возможность творческого самовыражения.

Воспитанники ДОУ:

  • учатся слушать классическую музыку;
  • умение определять  характер музыки и передавать словами возникший образ от прослушанного произведения;
  • проявляют желание заниматься в школе искусств.

Преподаватели ДШИ:

  • потребность к творческой работе и самообразованию;
  • активная заинтересованность в организации и осуществления концертно-просветительской деятельности;
  • умение организовать и подготовить учащихся класса к участию в концертной деятельности;
  • умение выбора актуальной темы и дидактической переработки материала для определенной аудитории.

Реализация проекта «Классическая музыка - детям» поможет повысить  художественные требования к музыкальному репертуару в Детской школе искусств, повысить свой профессиональный уровень исполнения музыкальных произведений. А воспитанники дошкольных учреждений, в свою очередь, получат возможность в большей степени насладиться классической музыкой, услышать ее в исполнении различных музыкальных инструментов. Задача педагогов – музыкантов, в первую очередь, найти  те средства и методы, с помощью которых дети с удовольствием будут слушать классическую музыку и захотят играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Как показывает опыт концертной деятельности, всё больше детей  проявляют желание  активней заниматься в музыкальных заведениях, посещать концерты классической музыки в концертных залах города.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")

  Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...

"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"

в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Сценарий "День матери"для детей старшего дошкольного возраста .Методическая разработка (старшая группа )

Актуальность мероприятия состояла в том, что  самое основное в жизни человека - это семья, которая обучает его общению и взаимодействию с этим сложным современным миром. «Семья – это ...

Авторское дидактическое пособие музыкальная игра на развитие динамического слуха «Шумелки с микшером» (для детей старшего дошкольного возраста) методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

с помощью самодельных шумовых музыкальных инструментов и шкалы-микшера развивать динамический слух, исследовать различные способы получения шумовых звуков (сильнее-слабее, громче-тише); прислуши...