Главные вкладки

    Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
    статья по рисованию по теме

    материал из опыта работы по теме проекта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc268 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего

     дошкольного возраста        

      Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира, стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре.

    В соответствии с психолого-педагогической концепцией дошкольного воспитания базис личностной культуры является средоточием общечеловеческих ценностей и средств жизнедеятельности. Базис личностной культуры - человеческое начало в человеке, условие формирования и проявления эмоционально-оценочного отношения к миру.

    Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно - творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности. В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо-индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно - авторского выражения своего к нему отношения.

    Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребенка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему.

    Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребёнка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно-практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребёнком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной.

    В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребёнка к действительности разрабатывали А.И. Буров, Е.В. Квятковский, А.М. Коршунов, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев и др.

    Общевоспитательное значение художественного творчества раскрыто в работах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Г.Б. Лабунской, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Л.В. Компанцевой, Р.А. Мирошкиной и др.

    В связи с этим была определена цель исследования: разработать и апробировать педагогическую технологию формирования эстетического отношения старших дошкольников к живописи

    Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: технология формирования эстетического отношения к живописи.

    Гипотеза исследования: технология формирования эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной, если:

    1. сформировать у детей представления о видах и жанрах живописи;
    2. дошкольники будут  проявлять интерес к произведениям живописи;
    3. включать  формы, методы, условия, этапы формирования эстетического отношения к живописи у старших дошкольников;
    4. знакомить с произведениями живописи в специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

    Задачи исследования:

    1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования эстетического отношения к живописи у старших дошкольников.
    2. Определить показатели, критерии, уровни сформированности эстетического отношения к живописи старших дошкольников;
    3. Разработать и апробировать педагогическую технологию формирования эстетического отношения к живописи старших дошкольников.

    Теоретической основой исследования являются современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Е.В. Бодрова, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина, В.С. Мерлин, А.А. Мелик-Пашаев, А.Л. Бодалев, В.А. Мясищев и др.); исследования в области, психологии эстетического и художественного восприятия (Б.С. Мейлах, П.М. Якобсон, О.Н. Органова, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Левшина, Ю.Н. Петрова, Л.Н. Столович, Л.С. Выготский и др.); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников эстетического отношения к произведениям искусства и окружающей действительности.

    Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической  литературы); диагностические (беседы с детьми, их родителями, воспитателями, изучение продуктов детской деятельности, педагогической документации, наблюдение); экспериментальные: педагогический эксперимент из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

    Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации педагогической технологии по формированию эстетического отношения к живописи у старших дошкольников; в разработке и внедрении в практику работы ДОУ диагностической методики по определению уровня сформированности у старших дошкольников эстетического отношения к живописи.

    Этапы исследования:

    1. Первый этап (май – август 2010 года) связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, ее обоснованием; формулированием цели, задач, основных рабочих понятий исследования.

    2. Второй этап (сентябрь – декабрь 2011 года). На основе теоретической базы был уточнен терминологический  аппарат исследования, были определены критерии, показатели и уровни сформированности познавательного интереса старших дошкольников к природе в процессе экспериментирования. Организована опытно – экспериментальная работа (констатирующий эксперимент).

    3. Третий этап (февраль 2012 года). Разработана и апробирована педагогическая технология с целью повышения уровня сформированности  эстетического отношения к живописи у  старших дошкольников.  Систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.

    База исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетического восприятия произведений живописи проводилась в МДОУ ДСОВ № 5 «Дюймовочка» города Лангепаса. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 детей – экспериментальная группа и 20 детей – контрольная группа).

    Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЖИВОПИСИ

    1.1 Состояние эстетического воспитания старших дошкольников

             Формирование основ эстетической культуры дошкольников осуществляется в педагогическом процессе, именуемом, как эстетическое воспитание. Методологической основой эстетического воспитания является эстетика (от греческого aistetikos – «чувствующий, относящийся к чувственному восприятию»).

    В анализируемой литературе имеется множество различных подходов к определению сущности понятия «эстетическое воспитание». Так, Б.Т. Лихачев под эстетическим воспитанием понимает «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по законам красоты» [37]. Данное определение  не подчеркивает особенности эстетического воспитания дошкольника.  

    По мнению С.А. Козловой и Т.А. Куликовой эстетическое воспитание в дошкольном возрасте – процесс, способствующий  обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы  личности, влияющий на  познание нравственной стороны действительности, повышающий познавательную активность, влияющий на физическое развитие.

    По определению Л.Р. Болотиной, С.П. Баранова, Т.С. Комаровой, эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

    Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие.[23]

    Отечественная  педагогика определяет эстетическое воспитание, во – первых, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, во- вторых, как воспитание стремления самому участвовать  в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

    В частности Т.С. Комарова отмечает, что усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование творческих способностей у детей – основной путь  гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие.[23]

    При раскрытии теоретических позиций задач эстетического воспитания Н.А. Ветлугиной подчеркивает необходимость воспитания эстетического отношения в адекватном развитии ребенка. Эстетическое отношение ребенка к окружающему представляет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами окружающего. Н.А. Ветлугиной разработана покомпонентная модель эстетического отношения дошкольников в искусстве.

    Первый компонент – способность эмоционального переживания. Эмоциональное сопереживание возникает в меру доступных возрастных проявлений, способствует развитию мотивационной установки к художественной деятельности.

    Второй компонент – способность к активному усвоению художественного опыта,  к самостоятельному учению, к поисковым действиям. Усвоение поисковых творческих действий позволит ребенку самостоятельно переносить и применять усвоенное в новых ситуациях, что свидетельствует об уровне обучаемости ребенка.

    Третий компонент – специально художественные и творческие способности, развивающиеся в процессе усвоения способов деятельности – восприятия, исполнительства и творчества.

    Проблему воспитания эстетического отношения автор рекомендует строить на материале художественной деятельности, так как именно в искусстве действительность находит свое непосредственное отражение. Анализ литературы показал, что в современной теории дошкольного воспитания признана необходимость создания благоприятных условий  формирования эстетического воспитания  у дошкольников.

    Чтобы раскрыть понятие «эстетическое отношение», обратимся к книге А.А. Мелик – Пашаева и З.Н. Новлянской «Ступеньки к  творчеству». Ее авторы рассматривают эстетическое  отношение как комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными  эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе. Другими словами,  это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.

    Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству.  Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись.    Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться  в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждении, зла. Все виды искусства вызывают  непосредственную  эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.  С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы.[23, 24]  

    По мнению В.А. Езикеевой, правильный выбор произведения живописи, по содержанию и форме доступных для дошкольников, способствуют формированию эстетического отношения к картине.[69]

    Таким образом, обогащение представлений детей о красоте  и способах ее достижения на примере искусства живописи, помогает сформировать эстетическое отношение к живописи у старших дошкольников.

    1.2.  Психолого - педагогическая характеристика эстетического отношения к живописи у старших дошкольников

    В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

    В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказывается в исследованиях М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева.

    По мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

    Эстетическое отношение - духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Эстетическое  отношение  индивида к действительности опосредовано сложившимися общественными отношениями и ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными им, т. е. воспринятыми как свои собственные. Вступая в  эстетические отношения, человек на время как бы выходит из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание, объект которого избирается им свободно, независимо от какого бы то ни было внешнего, в т. ч. утилитарного, интереса, только на основе чувства удовольствия, духовного наслаждения. Этим явлением может стать явление любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию (природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует активной духовной деятельности субъекта).

    В процессе реализации эстетического отношения происходит развитие субъекта, его эстетических чувств и способностей на основе «распредмечивания» объекта, т. е. духовного присвоения его богатства.

    Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни люде, искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних реакциях.

    В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.  Отмечаются два вида отношения дошкольников к живописи.

    Первый – эмоционально личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. [7]

    Второй – это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно – эстетических отношений изображенных на картине людей.

    Вопрос о передаче детьми в рисунках эстетического отношения к явлениям изучался нашими исследователями, в особенности  Е.А. Флериной. Отражение эстетических сторон и свойств  предметов и явлений в изобразительной деятельности дается дошкольникам далеко не сразу, так как это – период первоначального овладения самой деятельностью, не смотря на то что дети чутки к доступным их пониманию проявлениям красоты в окружающем. По мере овладения средствами изображения ребенок получает возможность выражать свое отношение, свои чувства и свое понимание явлений. При этом эстетическое отношение требует специального воспитания и развития и обогащения детей умениями выражать это отношение. Немалое значение для развития этих качеств имеет – ознакомление дошкольников с живописью.

    Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребёнка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательной - практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребёнком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной (ремеслом, языком этой деятельности).

    В чем же специфика личностного отношения детей к живописи? Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом - нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

    Таким образом, художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.

    1.3. Анализ программ ДОУ по проблеме формирования эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста

    Рассмотрим наиболее популярные программы, утвержденные Министерством образования  Р.Ф. К ним относятся: «Воспитания и обучения», «Радуга», «Детство». При анализе программ нас будет интересовать не конкретное содержание и общая эффективность, а направленность той или иной программы на формирование эстетического отношения к живописи у старших дошкольников.

    «Программа воспитания  и обучения» (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.)

    Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса,  формы организации  ее очень разнообразны, и результаты  проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает:

    - воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;

    - эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание, развитие творческих способностей);

    В «Программе воспитания и обучения» сформулированы основные задачи развития эстетического отношения к окружающей действительности, интересов, способностей детей. Указан объем знаний, представлений, навыков  и умений, которые  должен усвоить  ребенок с учетом его возрастных возможностей. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором трудно четко фиксировать возрастные этапы. Программа же художественного воспитания, которое ведется на занятиях, может  быть сформулирована довольно четко. На основе научных исследований удалось определить объем знаний и навыков по каждому виду художественной деятельности, а также уровень развития способностей и воспитанности детей различных возрастных групп.

    Таким образом,  программа  направлена на формирование восприятия, воображения, памяти на развитие интересов, чувств,  склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их развитие проследить труднее, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам. Важно определить последовательность этого развития.    В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Предлагаемая программа раскрывает специфику этого процесса: тесное единство эстетического с другими сторонами воспитания, динамику формирования нравственных качеств личности ребенка.

    Программа “Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, В.В. Гербова и др.)

    Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

    Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.

    Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

    - создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

    - обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

    - способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

    - формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

    - приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

    В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.  

    Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий ,в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:

    физическая культура (самый важный предмет — красный цвет);

    игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);

    изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством — желтый цвет);

    конструирование (развитие воображения — зеленый цвет);

    занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);

    занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);

    математика (фиолетовый цвет).

    Таким образом,  программа формирует такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

    Программа «Детство»

    Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте,  важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, умение выразить свое эмоциональное отношение к окружающему.

    Детей старшего дошкольного возраста  знакомят с живописным пейзажем и его видами, формируя  эмоционально-ценностный опыт, отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

    Задачи педагога на этом этапе:

    - Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут;

    - Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину, осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление; воображение и ассоциативное мышление;

    - Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа.

    Одна из задач воспитания – развитие художественного восприятия произведений искусства. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусства.  В данной программе - воспитание эмоционально – эстетических чувств и ориентация на проявление прекрасного  в разнообразных предметах и явлениях.  

    Особое место уделяется живописи, как виду изобразительного искусства.  Детям дается представление о том, что художественные картины относятся к искусству живописи. Отличие живописи от графики. Жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет, разные по композиции: только лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз; разные по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния).

    Умение эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, сопереживать настроению художественных образов, узнавать жанры живописи, умение выразить свое эмоциональное отношение к произведению искусства.

    Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. Линий познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром.

    Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере.

    Таким образом, данная программа, формируя  эмоционально-ценностный опыт, отношения к природе и её изображению живописи позволяет познакомить с произведениями пейзажной живописи, их авторами, индивидуальной манерой авторов, развивать эмоциональный отклик на произведения, умение выразить сове отношение к произведению через речь, или через художественную деятельность, формировать нравственно-эстетические ценности средствами пейзажного искусства.

    Анализируя комплексные программы:  «Радуга», «Детство», «Воспитание и обучение» можно сказать что, формирование основ эстетической культуры дошкольников осуществляется в педагогическом процессе, именуемом, как эстетическое воспитание, целью которого является привить дошкольнику умение самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. Следует отметить, что авторы программы «Детство» многократно подчеркивают важность формирования эстетического отношения к живописи.  Данной программой  предусматривается разный перечень художественных произведений пейзажной живописи.

    ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОПИСИ В ПРАКТИКЕ ДОУ

    2.1. Методика констатирующего эксперимента

             Констатирующий эксперимент проводился с целью определения исходной позиции исследования, получения базовых данных для постановки формирующего эксперимента.

    В соответствии с выдвинутой гипотезой констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:

    1. Определить критерии и показатели софрмированности эстетического отношения  старших дошкольников  к живописи;
    2.  Выявить уровни сформированности эстетического отношения старших дошкольников к живописи;
    3. Изучить состояние работы по софрмированности эстетического отношения  старших дошкольников  к живописи.

    Констатирующий эксперимент проводился в дошкольном образовательном учреждении №5 «Дюймовочка», г.Лангепаса. Экспериментом были охвачены дети двух групп старшего дошкольного возраста по 20 человек.

    Для решения первой задачи: были определены критерии и показатели сформированности эстетического отношения  к живописи у старших дошкольников, заимствованные у Р.М. Чумичевой и Н.А. Курочкиной, представленные в таблице 1.

    Таблица 1

    Критерии и показатели сформированности эстетического отношения к живописи у старших дошкольников

    Критерии

    Показатели

    Интерес к живописи

    1. задает вопросы, стремится на них ответить;
    2. вопросы носят поисковый характер;
    3. ребенок выражает своё удовлетворение полученной информации мимикой и жестами;
    4. во время занятия не отвлекается;
    5. продолжительное время может заниматься одной и той же деятельностью

    Представления о живописи

    1. полнота;
    2. доказательность;
    3. гибкость;
    4. обобщенность.

    Отражение представлений в разных видах деятельности

    1. отражение представлений в игровой деятельности;
    2. отражение представлений в изобразительной деятельности;
    3. отражение представлений в театрализованной деятельности;

    Для решения поставленных задач были подобраны вопросы для бесед и задания, проанализированы планы воспитательно – образовательной работы.

    Изучение  сформированности  включала метод беседы, наблюдения и проверочные задания.  

    Беседа №1

    Цель: Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к живописи; знаний о  профессии художника, его деятельности. Беседа состоит из четырех вопросов:

    1. Знаешь ли ты  кто такой художник? Что он делает? От кого ты об этом узнал?
    2. Видел ли ты когда – нибудь картины? Где? Что на них было изображено?
    3. О чем ты больше любишь рассматривать картины? Почему?
    4. Можешь ли ты назвать картину? Кто ее автор?

    Задание  1. Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж?».

    Цель: выявить уровень представлений детей о жанре изобразительного  искусства, его отличительных особенностях, выразительных средствах.

    Из предложенного дидактического материала (28 картинок с элементами пейзажа (живой и неживой  природы), натюрморта и портрета) ребенку предлагается отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие тому или иному жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

    Задание 2. Дидактическая игра «Жанр живописи».

    Цель: выявить знания о пейзаже, его признаках.

    Из предложенных репродукций картин разных жанров, ребенку предлагается найти пейзаж и обосновать свой выбор.

    Репродукции: (И.И. Левитан «Золотая осень»))

    Задание 3

    Цель: выявить знания выразительных средств  произведений живописи; мотивы предпочтения.

    Детям предлагается из предложенных  репродукций разных жанров выбрать одну наиболее понравившуюся, описать ее и обосновать свой выбор. Репродукции:  (А.Я. Головин «Цветы»)

    Наблюдение.

    Цель: выявить интерес детей к произведениям живописи. Установить наблюдение за детьми, регистрировать проявления внимания к репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

    Беседа №2

    Цель: определить уровень понимания произведений живописи детьми  старшего дошкольного возраста.

    Беседа состоит из пяти вопросов:

    1. Понравилось произведение или нет?
    2. Как ты думаешь, о чем хотел рассказать художник в своей картине? Что ему кажется в этой картине интересным, красивым?
    3. Эту картину художник назвал «Весна – большая вода». Как ты думаешь почему?
    4. А как бы ты назвал картину? Почему?
    5. Какое настроение у этой картины? Как ты определил?

    После выполнения заданий , на определение сформированности эстетического отношения  старших дошкольников к живописи результаты обобщались,  на основе чего устанавливался общий уровень эстетического отношения.

    Низкий уровень   - выбор понравившийся картины не мотивирует или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая»  и др.

    Средний  уровень – объясняет, почему понравилось произведение, рассказывает, какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоциональны,  не окрашены.

    Высокий  уровень – без затруднения отвечает на вопрос, почему понравилась картина, мотивирует содержательными выразительно – изобразительными ее качествами, высказывает личные ассоциации, привносит свое эмоциональное отношение в восприятие произведения, живые, яркие речь и мимика (желание поделиться своими впечатлениями).

    Для решения третьей   задачи констатирующего эксперимента были изучены календарные планы воспитательно – образовательной работы старшей группы.

    Воспитателями запланирована работа с детьми по ознакомлению с природой, с изобразительным искусством по пяти блокам: специально – организованная деятельность (занятия, беседы), совместная деятельность (беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций), индивидуальная работа с детьми (разучивание стихотворений, беседы), самостоятельная деятельность детей (создание условий для самостоятельного рассматривания картин, книжных иллюстраций), работа с родителями.  Один раз в неделю во вторую половину дня «Беседы об искусстве». Детей знакомят с жанрами изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж), с выразительными средствами (цвет, композиция, образ).

    Анализируя беседы  с детьми мы обнаружили, что дети знакомы с профессией художника, имеют представление о его деятельности. Хочется отметить то, что восемь детей (Даша.К., Алеша. Л., Катя М,, Настя Г., Женя. Л., Клим.С., Никита.К., Саша. Б.,) используют правильный глагол, говоря о деятельности художника.

    Даша К. Я знаю, что они пишут картины.

    О художниках дети узнали от родителей (пять человек), от педагога (пятнадцать человек).

    Приведем высказывание детей:

    Катя М.. Да рисуют картины. Людмила Аркадьевна (педагога) рассказывала про художников. Как рисуют художники, делают картину. Видела  дома,  в гостях и когда ходили на выставку картин.

    Отвечая на вопросы «Что было изображено?» «О чем любишь рассматривать картины?» дети называют элементы, относящиеся к тому или иному жанру.

    Никита М. Деревья красивые, цветы. О красивой посуде.

    Лена К. Люди. О детях и деревьях.

    Катя М.. Трава, цветы. О природе, люблю лето.

    Свои предпочтения дети затрудняются обосновать или мотив предпочтения носит практический характер: «Я их люблю» (цветы, деревья), потому что нравится время года лето».

    Вспомнить название картины смогли только трое: Даша К. (А.А. Пластов «Летом»)  назвал и фамилию автора, Никита К,  Катя М.  назвала название картины.

    Фамилию художника  И. Левитана вспомнили и назвали девять человек.

    Итак, можно констатировать наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к живописи, представлений о профессии и деятельности художника.

    Следующим этапом исследования было проведение дидактических игр: «Из чего состоит пейзаж» и «Жанр живописи».

    При анализе результатов игр  мы смогли выделить три группы детей, ответы которых обосновывают выделение трех уровней представлений о жанре пейзажа. Причем наблюдается относительная стабильность знаний детей при проведении дидактических игр, то есть результаты одной игры подтверждаются результатами другой.

    Дети первой группы показали низкий уровень представлений о жанрах изобразительного искусства. Ребята в первой игре выбрали все картинки с элементами натюрморта, пейзажа, портретные. Некоторые ребята выбрали 1 – 2 картинки, не обосновывали свой выбор.  Другие выбрали все, говоря, что они очень красивее, или не обосновывали свой выбор. Во второй игре дети данной группы называли все картинки, в том числе и портретные, объясняя свой выбор фразой: «Это художник к, который все нарисовал и его друг»..ты.

    Дети второй группы показали средний уровень знаний о жанре  пейзажа. Это  дети, которые в первой игре «Из чего состоит пейзаж?» выбрали картинки с элементами пейзажа и натюрморта, обосновывая свой выбор: «Тут деревья». Во второй игре эти дети выбрали пейзажи и натюрморты. Часто встречаются обоснования: «Очень красиво, здесь деревья,  цветы», «Легко рисовать».

    В третьей группе всего 5 человек. Ребята показали высокий уровень знаний о  жанрах изобразительного искусства. Дети данной группы в первой игре отобрали картинки с элементами только пейзажа, обосновывая свой выбор: «Потому что здесь лес», «Тут природа», «Тут цветы, деревья. Это осенний пейзаж» Во второй игре ребенок выбрал все пейзажи. Результаты можно увидеть в таблице №2.(см.приложение)

    На следующем этапе констатирующего эксперимента были проведены два задания №3 и №4. Ответы детей  отражены в таблице №5.

    В задании №3 детям предлагалось выбрать одну, наиболее понравившуюся репродукцию, описать ее и обосновать свой выбор.

    Трое детей (Клим С., Луиза Х., Тимур К.) выбрали портрет. Описать картину дети отказались, но обосновали свой выбор.

    Клим С. Это писатель

    Луиза Х. Дяденька. Красиво нарисован. Можно так сфотографировать.

    Тимур К. Красиво. Мне нравится.

    Восемь человек (Настя И., Саша К., Саша Б., Алеша К., Настя Г., Алеша Ш., Денис Г., Андрей А.) выбрали натюрморт. Описание картины вызвало затруднение. Обосновали свой выбор только четверо (Настя Г., Саша Б., Катя М., Денис Г.)

    Настя Г. Красивые цветы. Люблю когда веселое, тут все светлое.

    Саша Б. Спокойнее и красивей. Цветы красивые.

    Алеша К. Очень красиво, ярко.

    Денис Г. Цветы пахнут.

    Пейзаж выбрали пять человек (Кирилл К., Аня К., Вова В., Никита М., Лера О.). Попытались описать картину три человека.

    Кирилл К. Много деревьев нарисовано. Красивый лучик солнца. Мне нравится, красивая и теплая картина.

    Вова В. Природа красивая и на деревьях отражается солнце. Обосновал выбор: Веселая. Радостное настроение картины.

    Лера О. Тут солнце много елок.

    Большинство детей (девять человек) отказались выбирать картину. Это свидетельствует о том, что дети не владеют умением анализировать содержание картины, не знают и могут выделять выразительные средства. Другие просто перечисляют изображение на картине. У двух детей прослеживается попытка выделять красивое, основное.

      Обосновывая свой выбор одиннадцать человек: «Потому, что больше  понравилось, очень красиво».Только  у четверых можно выделить теплоту картины, радостное и веселое настроение картины как мотив предпочтения.

     Задание №4 посвящалось наблюдению за детьми. В группе с утра до  ухода детей домой, в уголке изобразительной деятельности была размещена  репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

     Внимание детей на картине педагогом не акцентировалось. Самостоятельно, без участия взрослого дети не проявили интереса к картине.

     Через два часа пребывания детей в группе было проведено упражнение «Будь внимательным». На вопрос «Что  изменилось в группе?» ответили:

    Алеша Л.  Цветок зацвел

    Кирилл К.  Новый мольберт

    Даша К. Картинка, я ее вчера вечером не видела.

    После упражнения к картине подошли только четверо (Катя М., Настя Г., Алеша Л., Даша К.) Девочки полюбовались одну минуту, и ушли играть. Алеша Л. Задержался,  пристально любуясь картиной (45 секунд)

     Данное наблюдение показало, что большая часть детей остались равнодушными к картине. Дети не проявили интереса к репродукции. Без участия взрослого дети не обратили внимания на произведение живописи. После наводящего вопроса обратили внимание только трое, молча, рассматривая картину.

    Во второй половине дня после проведенного наблюдения детям было предложено побеседовать по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Ответы детей отражены в таблице 4.

    Данное произведение понравилось всем. Ответы детей позволили выделить три группы.

    Дети первой группы, глядя на картину, равнодушно перечисляли все детали, которые составляют живую. Богатую характеристику явления. Они видят изображение, понимают, что оно означает, но ни само явление, ни то, как оно показано художником, не трогало их, оставляло безучастными. При ответе на первый вопрос «Понравилось ли данное произведение или нет? Почему?» дети говорили:

    Алеша Ш. Мне, ну так, нормально. Потому что медвежата на  картинке.

    Луиза Х. Потому что природа летняя.

    Вопрос  о замысле для этой группы детей  значения  не имел.

    Клим С. Не знаю. Деревья, весь лес.

    Никита М.  Про лес. Деревья, про медвежат и медведицу.

    Тимур К. Про лес летний, деревья зеленые.

    Дети еще не видят целостный художественный образ, задуманный художником.

    На данном уровне дети не смогли объяснить, почему художник И.И. Шишкин назвал свою картину «Утро в сосновом лесу», в качестве объяснения называют внешние признаки картины:

    Алеша Ш. Тут лето.

    Саша К. Много разных деревьев.

    Клим С. Дерево упало.

    Алеша К. тоже так,  ну потому что… «В лесу» Можно назвать. Ребята дают обобщенное название на основе вычленения внешних признаков картины. Из данной группы детей можно выделить название, предложенное Алешей К. «В лесу», оно не вписывается в рамки обычного обобщения, но объяснить свое название он не может.

    Настроение, переданное в картине дети характеризуют:

    Даша К. Веселое. Потому что … (молчит). Был хороший день.

    Кирилл. К. Красивое.

    Саша Б. Веселое потому что он  хорошо нарисовал картину….. И потому что ему нравилась природа.

    Дети ответили на данный вопрос, но вскрывали несущественные связи. Часть вопроса о выразительных средствах дети не поняли и не восприняли.

    Дети второй группы эмоционально радуются изображению знакомых явлений на картине, но еще и образу.

    Один ребенок – Даша К. дает живую эмоционально – эстетическую  характеристику воспринимаемому явлению.

    Даша К. (Любуется картиной, улыбается). Тут деревьев много разных, красивых. Медвежата с медведицей играют  в лесу.

    Художник рассказал о летнем лесе. Некоторые деревья освещены солнышком. Они похожи на Солдатов, которые охраняют медвежат.

    Экспрессивные оттенки в речи, мимика, сравнения – все  это свидетельствует о том, что ребенок эмоционально откликнулся на художественное изображение, смог увидеть в нем  не только изображение  знакомых, обычных явлений, но почувствовал какое то богатство той характеристики, которую вложил художник.

    Даша К. Назвала картину «Утренний лес».

    Ответы Даши выделяются из числа высказываний других  ребят своей яркостью, образностью.

    Вопрос о настроении картины и выразительных средствах не находит ответа, большинства детей не воспринимают его.

    Суммировав, все данные, мы получили средние показатели для выявленных уровней  сформированности эстетического отношения  к живописи.

    На первом,  самом низком уровне находится группа детей (38%), которые слабо проявляют интерес к произведениям живописи. На многие вопросы дети не смогли дать ответ или вскрывали несущественные признаки. Ответы содержат простое перечисление всего изображенного.

    Часто дети данной группы не могут обосновать свой выбор. Не знают отличительные признаки живописи. Выбирают то, что больше понравилось, не задумываясь над заданием. На данном уровне дети не умеют рассматривать картины, анализировать  содержание картины, выделять выразительные средства, но имеют представление о творческом труде художника. При рассматривании картины дети видят изображение, понимают, что оно означает, но ни само явление, ни то, как оно показано художником, не трогает их.

    На втором, среднем  уровне (41%) дети проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в произведениях искусства. Но интерес неустойчивый, часто лишь в общении со взрослым. Дети видят и понимают эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) художественных образов. Сопереживают им. Отличают жанры и некоторые средства выразительности (цвет) изобразительного искусства. Имеют представления о творческом труде художника, знают имена некоторых художников и их произведения. Отвечают на вопросы правильно, но часто затрудняются обосновать. Слабо используют в речи эпитеты и сравнения.

    На третьем, высоком уровне (16%) дети проявляют устойчивый интерес к произведениям живописи (только один ребенок – Даша К.). Это выражается в эмоционально – эстетической характеристике воспринимаемых явлений. Различает жанры живописи, выделяет выразительные средства (цвет и цветовые сочетания). Прослеживается желание и умение самостоятельно воспринимать  прекрасное. Свои суждения пытается доказать, используя эпитеты, сравнения.

     Итак, на констатирующем этапе эксперимента:

    1. Были проанализированы планы воспитательно – образовательной работы. В результате анализа мы увидели: работа  по ознакомлению старших дошкольников с живописными произведениями художников отражены в планах. Но всегда прослеживается систематичность и последовательность.
    2. Были  проанализированы результаты каждого задания, составлены шесть таблиц, отражающих ответы детей при выполнении заданий. По полученным результатам была составлена сводная таблица, отражающая уровни знаний и понимания художественного образа живописи детьми исследуемой группы. С учетом среднего показателя мы построили гистограмму.

    В гистограмме наглядно  продемонстрированы выделенные уровни сформированности эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста:  Низкий уровень 38%, средний уровень 41%, высокий уровень 16%.                                                                                                   Рис.1

    В ходе констатирующего эксперимента был выявлен интерес  и отношение детей к произведениям живописи, что  подтверждает мнение педагогов и психологов о правомерности организации специальной работы в этом направлении.

    С этой целью была разработана педагогическая  технология по формированию эстетического отношения к живописи у старших дошкольников.

    2.2. Педагогическая технология формирования эстетического отношения к  живописи у детей старшего дошкольного возраста

    Анализ литературы по проблеме определения сформированности эстетического отношения к живописи у старших дошкольников и результаты констатирующего эксперимента позволили нам в формирующей части  исследования приступить  к решению следующей задачи: разработать и апробировать   педагогическую технологию по формированию эстетического отношения к живописи у старших дошкольников.

    Взяв за основу положение Л.С. Выготского о том, что при определении пути, по которому должна строится программа обучения детей, необходимо учитывать тенденцию дошкольников усвоить не только отдельные факты, но и установить некоторые обобщения, мы сообщали детям взаимосвязанные знания  в определенной системе.

    Концептуальная основа нашей технологии  формирование эстетического отношения к живописи у старших дошкольников:

    По уровню применения: общепедагогическая

    По философской основе: диалектическая

    По основному фактору развития: комплексная

    По концепции усвоения: ассоциацитвно – рефлекторная

    По типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение

    По организационным формам: групповая + индивидуальная

    По подходу к ребенку: личностно – ориентированная

    По преобладающему методу: объяснительно – иллюстративная, игровая с элементами творчества

    По категории обучаемых: массовая (старшие дошкольники)

    Целью технологии является формирование эстетического отношения у старших дошкольников через произведения живописи.

    Задачи:

    1. Формировать у детей устойчивый  интерес к произведениям живописи, эстетическое отношение, вкусы, оценки, суждения.
    2. Формировать представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства.

    Систематичность и последовательность в работе должна способствовать тому, что дети успешно справятся с поставленными перед ними задачами.

    Таблица 7

    Педагогическая технология формирования эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста

    Компоненты технологии

    Краткая характеристика технологии

    Целевой модуль

    Цель: формирование эстетического отношения у старших дошкольников через произведения живописи

    Задачи: 

    1. Формировать у детей устойчивый  интерес к произведениям живописи, эстетическое отношение, вкусы, оценки, суждения.
    2. Формировать представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства.

    Содержательный

    модуль

    1 блок «».

    2 блок «»

    3 блок «»

    Процессуально –

    деятельностный модуль

    Этапы: поэтапная реализация каждого блока.

    Средства: обучение в ходе игр и игровых упражнений, специально-организованная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми; совместная деятельность детей; художественная предметно-развивающая среда, репродукции художников, музыка.

    Методы и приемы: рассказ педагога,  беседа, наблюдения, использование зрительной наглядности (иллюстрации), дидактические игры и игровые упражнения, показ способов владения инструментом, а также способов работы с изобразительными материалами ,чтение литературных произведений, поощрение.

    Формы: непосредственно организованная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность воспитателя с детьми.

    Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

    Условия: материально – техническая база, развивающая среда, подготовка кадров.

    Диагностико –

    результативный модуль

    Результат: у каждого воспитанника к концу обучения ожидается повышение уровня сформированности эстетического отношения к живописи.

    Технология формирования эстетического отношения к живописи у старших дошкольников состоит из трех этапов:

     I этап – подготовительный, направлен на расширение представлений детей о живописи как виде изобразительного искусства.

    На первом этапе решали следующие задачи:

    1. Познакомить детей с произведениями живописи.
    2. Развивать эмоциональную отзывчивость на воспринимаемые произведения.
    3. Учить понимать содержание картины и передавать  свое эстетическое отношение к ней.

    На данном этапе одним из основных приемов  формирования эстетического  отношения к живописи  у старших дошкольников стал искусствоведческий рассказ педагога (Е.В. Лебедева, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева). Выбор искусствоведческого рассказа как приема  формирования эстетического отношения к живописи обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

    Структура искусствоведческого рассказа:

    1. сообщение названия картины и фамилии художника;
    2. о чем написана картина;
    3. что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, настроение, расположение);
    4. что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (как идет углубление в содержании картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);
    5. что красивого показал художник произведением?
    6. о чем думается, сто вспоминается, когда смотришь на эту картину?
    7. чем понравилась тебе эта картина?

    Использование искусствоведческого рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

    Вопросы должны быть подробными и конкретными. Они помогут детям усвоить навык «чтения» картины.

    Помимо формирования навыка  «чтения» картины, искусствоведческий рассказ поможет детям дифференцировать в сознании такие  понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины, а также способствует формированию образной связи речи дошкольников.

    На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью на занятии (после искусствоведческого рассказа) предлагали детям конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее. Например: «Что изображено  на картине? Где расположены изображенные на картине объекты? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?».

    На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью почти  отсутствуют вопросы, содержащие объяснение связей между содержанием и средствами выразительности.

    Последний вопрос направлен на проявление детьми определенных эмоциональных реакций, активацию чувств детей.

    Эмоциональное отношений к живописи, ее познания невозможны без эмоций, поэтому на первом этапе мы использовали прием «вхождения» в картину (В.М. Васнецова «Аленушка»), воссоздание предшествующих  и последующих содержанию картины событий. «Перенесение» или «подстановка» в процессе восприятия искусства в эстетике рассматриваются как средства восприятия чувств и эстетических качеств людей.

    II этап – основной

    На втором этапе решались задачи:

    1. Знакомить детей с выразительными средствами и видами живописи (ландшафтной, городской, сельский и др.).

    Умение анализировать изображенное на полотне – основа формирования эстетического отношения воспринимать  целостный, обобщенный образ живописной картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину – процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы.

    Если дети овладели навыком анализа картины, то исключается прием: искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картины сопровождается вопросами более обобщенного характера (по сравнению с первым этапом). Они строятся с учетом более высокого уровня восприятии картины детьми и их умения анализировать произведение. Например: О чем эта картина? Почему думаете так, расскажите? Как бы вы назвали эту картину? Почему именно так? Сравните с авторским названием. Что красивого и удивительного передал художник в образах живописи? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает эта картина? От чего возникает  такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной? Что особенного он выделил, чтобы мы увидели в картине?».

    Указанные выше вопросы направляют внимание детей  не на перечисленные изображения,  а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности.

    Использование приемов композиционных и колористических вариантов (Р.М. Чумичева) способствует пониманию детьми роли цвета и композиции в живописи. Суть приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает, как изменяется содержание картины, чувства, отношение, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции или колорита в картине.

    III этап – заключительный.

    На третьем этапе решались следующие задачи:

    1.Учить умению оперировать новыми знаниями, применять их в собственной изобразительной деятельности, играх.

    2. Формировать умение рассказывать  о своих впечатлениях, о своем отношении, давать образные названия и оценку произведений живописи.

    На данном этапе использовали приемы сравнения, классификации картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

    Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям предложить две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастные настроения, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

    На третьем этапе работы с детьми используется прием мысленного создания собственной картины по названию данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что он ставит его в позицию «сотворчества» с художником.

    Прием точных установок использовался и на втором этапе  формирования эстетического отношения к живописи у старших дошкольников, однако теперь воспитатель несколько усложняет вопрос, чтобы не только учить детей излагать свои мысли в определенной последовательности, но и формировать у них умение мысленно создавать картину по законам живописи.

    Очень важно на всех этапах   формирования эстетического отношения к живописи  у старших дошкольников создавать условия для активного творческого восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопросов о просмотренном произведении. На данном этапе использовали  дидактические игры. Они рассматривались нами как средство оптимизации педагогического процесса, имели целью закрепить, систематизировать знания детей о содержании, выразительных средствах, полученных в ходе экскурсий, бесед.

    Для работы с родителями и воспитателями предполагалось проведение консультаций, мастер класса, организации выставки книг по живописи, совместные походы в выставочную галерею.

    Таким образом, методы ознакомления детей с искусством усложнялись поэтапно – от методов, позволяющих научить детей вычленять единичное в картине (что и как изображено),  к методам, способствующим  формированию эстетического отношения к  произведению.

    Для реализации выполнения задач формирующего эксперимента работа с детьми осуществлялась,   как на  занятиях,   так и  в свободное от занятий время. Формирование начальных представлений о живописи, уточнение, обобщение знаний обеспечивали разнообразные методы и приемы, определенная последовательность в работе по сообщению этих знаний.

    Первый этап был направлен на накопление конкретных представлений детей о произведениях живописи, создание интереса к живописи, к картине художника, на формирование умения внимательно рассматривать картину, эмоционально откликаться на ее содержание.

    Экспериментальное обучение детей начали с обогащения представления о том, кто такие художники.  С этой целью провели беседу с детьми, в которой обобщили представления детей о профессии художника, познакомили со значимостью его деятельности для общества, орудиями труда. В занятии широко использовали соответствующий наглядный материал,  раскрывающий специфику работы художника поскольку «проникновение в лабораторию художника составляет один из существенных факторов активизации отношения детей к искусству».

    На данном занятии одним из основных методов обучения был занимательный рассказ воспитателя.

    Отбирая произведения живописи для рассматривания, мы руководствовались следующими требованиями, которые предъявляет к отбору художественных произведений Н.М. Зубарева:

    - произведение должно быть реалистически и высокохудожественным;

    - произведение должно быть близко и понятно детям по тематике и выразительным средствам;

    - художественные картины должны оказывать эмоциональное воздействие на детей, вызывать у них живой отклик, резонанс;

    Знакомить детей с произведениями живописи начали с творчества И.С. Остроухова. С учетом вышеперечисленных критериев были отобраны следующие репродукции картин:  И.С. Остроухов «Золотая осень»,А.А. Пластова «Летом», К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт».

    Рассматривание картины И.С. Остроухова «Золотая осень» произошло после экскурсии детей в парковую зону (ранняя осень). С дошкольниками провели серию наблюдений за  осенним небом, осенней природой. Ребята увидели, что небо чаще всего покрыто тучами, все деревья в «золотом наряде». Перед наблюдением говорили: «Если бы вам захотелось нарисовать осенний лес, какие бы краски для этого понадобились? Посмотрите вокруг себя, видите эти краски?»

    Во время листопада дети придумывали эпитеты к слову «листик»: легкий, необыкновенный, яркий, теплый, холодный. Им предлагалось также сказать, на что похож листочек: на овал, на кораблик…….

    Рассматривание репродукций было на специальном занятии.

    Основным приемом ознакомления детей с живописью был биографический  рассказ воспитателя о художнике и искусствоведческий рассказ о его картине.

    «Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы.  Увидеть ее   красоту помогают нам художники. Художники, которые помогают нам увидеть мир природы, ее красоту, называются пейзажистами. Один из таких замечательных   художников  И.С. Остроухов. Он родился в России. С детства он любил свой  родной край, часто убегал в поле, лес любовался природой, замечал, как она просыпается весной, садился где – нибудь в укромном месте и рисовал до позднего вечера».

    Затем детям был дан искусствоведческий рассказ по картине «Летом». «Перед вами картина  А.А. Пластова «Летом».  На картине изображен укромный уголок лесного мира. Знойный полдень. Под березовым шатром, в прохладной тени, среди душистых трав расположились утомленные грибники. Девочка в красном платке неторопливо собирает малину с сорванного кустика. Лето щедро дарами: большие  корзинки полны грибов, в глиняном кувшине краснеют спелые ягоды. Природа  одела   деревья в яркие сочные листья, подняла высокие травы, осыпала зеленый луг пестротой полевых цветов.    Художник не только правдиво передал состояние разморенной жарой людей и собаки, не только с большой наблюдательностью изобразил окружающий их мир, он словно наполнил картину дыханием летнего дня, ароматами трав, благодатной прохладой тенистой опушки, жужжанием пчел».

    После  искусствоведческого рассказа воспитателя детям были заданы конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальной рассматривание ее, с тем, чтобы подвести детей к пониманию содержания произведения:

    - Что изображено на картине?

    - Какое время года изображено на картине?

    - Как вы думаете, что самое главное в картине?

    - Как это показал художник?

    - Что в картине «звучит» очень красиво?

    - Что этим хотел рассказать художник?

    - Какое настроение передал художник?

    - Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?

    - О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

    На первом этапе ознакомления детей с живописью почти не задавали вопросы, содержащие объяснение связей между содержанием и средствами выразительности. Правда, вопрос: О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на картину? Направлен на проявление определенных эмоциональных реакций и чувств детей. Приведем примеры:

    Никита П. Мне кажется, что где – то  на ветке сидит воробей.

    Тимур С. Мне вспоминается экскурсия в парковую зону, листья медленно падали с деревьев.

    Вадим П . Я думаю, что в лесу очень тихо.

    Следующее знакомство  с творчеством  К.С. Петрова – Водкина  мы организовали, рассматривая репродукцию картины «Утренний натюрморт»

    Наряду с искусствоведческим рассказом педагога  использовали прием «вхождения» в картину. Детям было предложено мысленно перенестись в картину. Вот некоторые примеры ответов детей:

    Амина С. Я чувствую запах свежих цветов.

    Аня С. А я чувствую тепло от чайника.    

    На первом этапе в процессе приобщения детей к живописи синтезировали разные виды искусства. Использование музыки, чтение поэтических произведений усиливало интерес к живописи.

    На следующем занятии мы организовали знакомство с картинами И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» и К.Ф. Юона «Мартовское солнце». И на этом занятии детям было предложено перенестись в картину. Вот что почувствовали дети:

    Тимур С. Тут  светло и пригревает солшышко.

    Ярослав Б .    Воздух свежий и морозный.    

    На втором этапе мы исключили искусствоведческий рассказ воспитателя. Рассматривание картин начали с постановки вопросов более обобщенного характера.

    С наступлением весны, после рядя экскурсий, прогулок и  наблюдений, бесед мы познакомили детей с произведением художника  И.И. Левитана «Весна – большая вода». Картина была внесена в группу до прихода детей. Следует отметить, что дети начали самостоятельно проявлять внимание и интерес к произведениям живописи. Ребята подходили в течении дня к стенду и рассматривали репродукции, делились впечатлениями. Во некоторые из них:

    Ксюша Г. Тут красиво.

    Егор Д.  Солнышко ярко светит, поэтому много воды. Тает снег.

    Ангелина И. Художник рисовал теплыми красками, поэтому видно, что весна.

    Рома С. На этой картине уже нет снега, много воды.

    Кирилл  В. Много воды, даже деревья в воде.

    Во время рассматривания репродукции «Весна – большая вода» воспитатель включала уже вопросы более обобщенного характера: «Какому времени года  посвящена эта картина? Как будет выглядеть картина, если изменить цвет? Какой стоит день? Почему вы решили, что он солнечный? Как выглядят деревья? Что можете сказать о небе, какое оно? И т.д.»

    Теперь отвечали те дети, которые на первых занятиях отказывались отвечать, при рассматривании стали выделять существенные признаки изображенных явлений: Приведем примеры:

    Джамал А  На деревьях уже начинают набухать почки, скоро появятся листья. На улице весна.

    Артем А. На картине изображена весна. Солнце пригрело своими лучами землю, и снег стал таять.

    Сережа Б. Солнышко пригрело, и на земле там где нет воды появились проталины.

    Рассматривая репродукцию, мы использовали прием  композиционных и колористических вариантов. Приведем пример: «Дети, а теперь представьте, что художник изобразил небо не нежно голубым, а темно – синим. Что изменилось бы тогда? Настроение картины? (Закрыть небо синей пленкой).

    Отвечая на вопрос: «Что изменилось бы в настроении картины, если бы художник вместо светлых тонов использовал темные?», дети давали такие ответы:

    Данил П. День был бы пасмурный, тогда настроение картины было бы грустное.

    Егор Д. Тогда бы не ощущалась радость от прихода весны.

    Карина Е. Если бы художник использовал темные цвета, то приход весны был бы грустным, печальным.

    Далее воспитатель прочитала детям стихотворение Ф.А. Тютчева, А.С. Пушкина; после рассматривания репродукции прослушали музыкальный отрывок  пьесы  «Весенний поток» С.В. Рахманинова, что помогает правильному и глубокому восприятию картины.

    Так как некоторые дети без предварительного подробного анализа произведения вслух или искусствоведческого рассказа воспитателя затруднялись сразу ответить на вопрос, о чем картина, то мы на данном этапе работы использовали прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос. Воспитатель предлагал детям: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что главное, как художник это показал, а потом отвечай на порос, о чем картина».

    Использование этого приема помогало детям логично рассуждать, открывало путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос. Приведем некоторые примеры:

    Байсал А. Это картина о приходе весны. На ней весенняя природа. Самое главное то, что автор с приходом весны нарисовал  солнце. Его не видно, но свет от него падает.

    На втором этапе для закрепления представлений детей о выразительных средствах были организованы три занятия из цикла «Секреты художника - живописца», предложенные Н.А. Курочкиной.

    Воспитатель обращал  внимание детей на подбор цвета, света, композиции. Знакомство с произведениями живописи шло параллельно с наблюдением живой природы.

    Нужно отметить, что словарный запас детей стал богаче, дети активнее стали во время наблюдений и бесед. Намного активнее дети стали и на занятиях.

    Чтобы дети лучше использовали значение композиции, могли верно, располагать природные объекты в рисунках, мы использовали прием Л.А. Раевой. Играя, учили дошкольников выбирать самый красивый вид (или предметы, расположенные дальше – ближе) в самодельный «фотоискатель», то есть небольшой кусочек картона с прорезанным в нем отверстием, через который дети и совершали поисковые осматривания. После этого ребята рассказывали, что они заметили, чем им нравится увиденная «картина». Игры в «художника» позволили ускорить осознание детьми перспективы изображения.

    Для ознакомления ребят с цветом использовали любые бытовые ситуации, например, во время одевания на прогулку спрашивали, какая основная цветовая гамма в одежде у Ксюши, какие яркие цветовые пятна характерны для шапочки Ани и т.д. Или во время экскурсии в парковую зону(в данном случае зимой)  дошкольники рассматривали снежные композиции, восхищались красотой зимнего леса: «Сосны и ели в снежном одеяле». «И березки очень красивые, стоят тихо – тихо».

    Для развития остроты ощущения цвета использовали игровые задания: «Найди оттенок цвета на картине», «Составь полоски синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа самая светлая». Дидактическую игру «Составь букет из теплых и холодных тонов».

    На III этапе продолжали работу по ознакомлению детей с живописью. По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин мы ввели новый методический прием – сравнение картин.

    Сначала, для сравнения детям дали две картины разных художников В.Н. Бакшеева «Голубая весна» и  К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

    Прием сравнения помог определить детям настроение картин. Приведем примеры:

    Лера В. На картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» использованы краски теплых тонов и настроение, поэтому радостное. А на этой (В.Н. Бакшеева)  не совсем веселое, потому что много синего цвета.

    Сравнивая картины между собой, дошкольники должны были отметить, что общего изображено в них, чем они отличаются, что красивого заметили в них, какой изображена весна. 30% детей смогли классифицировать картины с изображением весны, написанные авторами, мотивируя свое решение цветом, настроением, переданным в картине. Другая группа дошкольников выполнила задание только после дополнительных вопросов. Можно ответить, что первая группа детей без затруднений отвечает на вопросы, рассказывает о возникших ассоциациях, используя живую яркую речь и мимику. 45%  испытуемый объясняют, почему понравилось произведение, рассказывают какое настроение, отношение к ней вызвала картина,  но не проявляют особого желания поделиться впечатлениями.

    25% дошкольников выбор понравившейся картины не мотивируют, лишь ограничиваются определениями «яркая», «красивая», «веселая».

    Закрепление усвоенных знаний осуществлялось в  дидактических играх «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку». Конечно, не у всех детей получается развернутый рассказ по картине, но все – таки, можно отметить положительный результат работы.

    Вот рассказ Ани Б, который в констатирующем эксперименте показал низкий уровень: Мне нужна вот эта картина (показывает на картину  И.И. Левитана «Весна – большая вода»), я ее хочу подарить маме.  Эта картина красивая, яркая, теплая. Она мне понравилась потому, что моя мама любит природу.

    На третьем этапе работы с детьми мы использовали прием мысленного создания картины по названию, данному художников. Мы поставили ребят как бы в «сотворчество» с художником. В результате мы выявили: рассказы детей содержат поэлементное перечисление объектов природы, большинство ребят использовали однотипные прилагательные, лишь некоторые находили оригинальные яркие эпитеты, например: «яркое улыбающееся солнышко», «могучие великаны – сосны», «сердитые небеса».

    Эффективность работы по формированию у старших дошкольников  эстетического отношения к живописи можно проследить в контрольном эксперименте.

    1. Динамика сформированности эстетического отношения к

    живописи у детей старшего дошкольного возраста

    Цель: изучение эффективности технологии по формированию эстетического отношения к живописи у старших дошкольников.

    Задачи:

    1.  Выявить уровни сформированности эстетического отношения к живописи у старших дошкольников;
    2.  Сравнить и проанализировать результаты констатирующего и контрольного эксперимента;

    Для решения поставленных задач были использованы задания, адекватные заданиям констатирующего эксперимента. В соответствии с ними была определена методика контрольного эксперимента.

    При  анализе результатов заданий контрольной и экспериментальной группы нами был сделан вывод что, все дети улучшили свой предыдущий результат.

    Анализируя результаты беседы №1, было обнаружено, что дети знакомы с профессией художника, имеют представления о его деятельности. Отмечено то, что 40% детей используют  правильный глагол , говоря о деятельности художника.

    О художниках дети узнали от родителей  20% детей, от педагога 90% детей.

    Отвечая на вопрос «Что было изображено? О чем любишь рассматривать картины?» дети называют элементы, относящиеся к тому или иному жанру.

    Вспомнили название картины, 25% детей. Фамилию художника вспомнили и назвали 50% детей.

    Следующим этапом эксперимента было проведение дидактических игр: «Из чего состоит пейзаж» и «Жанр живописи».

    При анализе результатов выделены три группы детей, ответы которых обосновывают выделение трех уровней представлений о жанре  пейзажа.

    Низкий уровень представлений о жанрах изобразительного искусства составляет 40%,  количество детей на  среднем уровне    составляет 25%, на высоком уровне находится 35% детей.

    На следующем этапе контрольного эксперимента были проведены два задания №3 и №4.

    В задании №3 при выявлении детей к произведениям живописи, мотивов предпочтения дети показали на низком уровне 25%, на среднем 50% детей, на высоком уровне 30% детей.

    В задании №4 при выявлении интереса детей к произведениям живописи. Установлении наблюдения за детьми, регистрировании проявления внимания к репродукции И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». По результатам контрольного эксперимента описать картину смогли 20% детей, обосновать согласились 35% детей.

    При  анализе беседы №2 в контрольном эксперименте при определении уровней понимания  произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста выявились следующие результаты. При ответе на вопрос «Понравилось ли данное произведение? Почему?» 20% детей согласились обосновать свой ответ. Когда детям было предложено назвать картину по – своему 10% детей, обосновали свой ответ 20% детей, не смогли обосновать свой  ответ 45% детей.

    В итоге при суммировании баллов полученных в ходе работы с КГ и ЭГ мы получили следующий результат.

    Таблица 7

    Сравнительные результаты сформированности эстетического отношения у старших дошкольников


    Уровни

    Низкий

    уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Констатирующий эксперимент КГ

    35%

    55%

    10%

    Контрольный эксперимент КГ

    35%

    55%

    10%

    Констатирующий эксперимент ЭГ

    25%

    45%

    30%

    Контрольный эксперимент ЭГ

    10%

    30%

    60%

    Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что уровни  сформированности эстетического отношения к живописи у  детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы сформированы на достаточно высоком уровне и составил 59% в сравнении с контрольной группой на 40% выше.

    Полученные в констатирующем и в контрольном эксперименте результаты двух сравниваемых  групп  говорят о существенных возможностях  о   технологии формирования  эстетического отношения к живописи у старших дошкольников.

    Таким образом, по полученным результатам в ходе контрольного эксперимента можно сделать вывод о существенном увеличении числа детей в экспериментальной группе с высоким и среднем уровнем  сформированности эстетического отношения к живописи.

    Вывод по II главе

    В ходе констатирующего эксперимента был выявлен интерес детей к произведениям живописи, что подтверждает мнение педагогов и психологов о правомерности организации специальной работы по ознакомлению детей с живописью.

    В ходе формирующего эксперимента проводилась работа направленная на  формирование эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста.

    Данные контрольного эксперимента, сравнение результатов двух групп, а также исходного и итогового уровня   сформированности эстетического отношения к живописи  детьми экспериментальной группы говорят о  существенных возможностях повышения уровня  сформированности эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты контрольного эксперимента позволили сделать следующий  вывод об увеличении числа детей в экспериментальной группе с высоким и средним уровнем сформированности эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста.

    Заключение

    Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста.

    Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.

    При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

    Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

    С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.

    При разработке технологии мы опирались на принцип ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

    На основе данных критериев в результате количественного и качественного анализа были выявлены уровни эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к живописи;

    Полученные результаты на заключительном этапе исследовательской работы позволили сделать выводы, что разработанная технология дала положительные результаты. Уровень сформированности эстетического отношения к живописи у старших дошкольников повысился.

    Список литературы:

    1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М., 1998.
    2. Ашиков В.И., Ашикова С.г. Осень//Дошкольное воспитание. - 2002,
    3. N29.
    4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
    5. Бондаренко Т.М. Дидактические игры в детском саду. -М., 1991.
    6. Бондаренко т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет - Воронеж, 2002.
    7. Варки И.А., Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. - СПб., 2002.
    8. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971.
    9. Вопросы эстетического воспитания в детском саду/Под ред. Е.А.Даниловой. - М., 1960.
    10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1966.
    11. Гончарова Е.В. современныe технологии экологического образования периода дошкольного детства. Монография. - Ростов-на-Дону, 2001.
    12. Гончарова Е.В. Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами музыки. - Нижневартовск, 2002. Ч.l.
    13. Развитие:  Программа нового поколения для ДОУ, старшая группа / Под ред. О.М. Дъяченко. -М., 1999.
    14. Система эстетического воспитания в детском саду/ Под ред. Н.А.
    15. Ветлугиной. - М., 1962.
    16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1999.
    17. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М., 1961.
    18. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
    19. Чумичева Р .М. Дошкольникам о живописи. - М., 1992.
    20. Чумичева Р.М. Программа «Ритм»/Pебенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.
    21. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1985.
    22. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возрастa /Под ред. Е.А. Дубровской. - М., 2002.
    23. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. - Шадринск, 2002. Ч.1.


    Приложение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")

      Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...

    "Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"

    в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...

    Особенности и этапы формирования восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

    Особенности и этапы формирования восприятия картинпейзажной живописи у детей старшего дошкольного    возраста....

    Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

    Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

    Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

    Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

    "Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппон...

    Перспективное планирование по формированию представлений о жанрах живописи у детей старшего дошкольного возраста

    В перспективном планировании представлены темы ООД, темы мероприятий на год по неделям с задачами ООД, описанием совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности и РППС -...