« Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кащеева Лариса Павловна

Этапы работы по соченению творческих сказок в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сочинение сказок по картам Проппа.138.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА : « Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

Подготовила и провела :  воспитатель Кащеева Л.П.

           

г. Железногорск, 201

« Карты Проппа , как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста »

 Слайд 1.

  Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой  необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.

 Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников , наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные .

Мое внимание привлекли « Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность , так как они относятся  к инновационной технологии наглядного моделирования.

 Слайд 2.

 А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок , как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.

Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует  связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу.  Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки , а также может развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер» , когда несколько детей презентуют свои сказки.

 Слайд 3.

Автор и создатель «Карт Проппа» - известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист,  Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и  одним из основоположников современной теории текста.  

Слайд 4.

    Проанализировав большинство сказок, Пропп пришел  к выводу, что во всех сказках повторяется логическая цепочка сюжетосложения и поэтому он придумал схематичное изображение каждой сюжетной линии, разделив тем самым,  сказку на набор , состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными.

Одна карта – это определенное событие сказки.  Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий , как из пазлов  конструктора складывается весь сюжет сказки.

Для того , чтобы детям было легче освоить карты Проппа , работа  делится на несколько этапов.

Слайд 5.

На первом этапе  ( средний возраст ) целесообразно познакомить детей с  жанром  литературного произведения - сказкой. Затем выявляем ее отличие от других жанров и знакомим со структурой сказки ( зачин, основная часть, концовка).

Далее изготовливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом , дети  лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают , как их обозначить.

На втором этапе  ( средний возраст) играли в подготовительные игры, которые помогли освоить карты.

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять , почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой , а Кащея  Бессмертного именно Кащеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее) ?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера , образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

« Хороший - плохой?» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества — он ленивый, положительные — добрый и отзывчивый.

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого — либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

«Что  в дороге пригодится?»  - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных  ( «Скатерть-самобранка», «Волшебное кольцо», «Клубочек», «Волшебная палочка»).

«Любимый сказочный герой»,«Чудеса в решете»,«Что общего?»,

«Волшебные имена»,«Образ-рисунок»(перекодирование в образа в рисунки).

                                     ( демонстрация видео «Игры»)

На третьем этапе (старшая группа) познакомила детей с обозначениями карт Проппа ( читали сказку и сопровождали ее выкладыванием карт). Для начала я использовала 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

                                     

Слайд 6.

Сейчас на примере сказки « Кот , петух и лиса» я продемонстрирую  Вам работу с картами Проппа. Дети, слушая сказку выбирают соответствующую сюжету карточку и выкладывают ее. Например,

(Рассказывает и показывает символику на экране).

Карты Проппа

В лесу в маленькой избушке  жили-были  кот да петух. Кот рано утром вставал, на  охоту ходил , а Петя петушок оставался дом стеречь.

http://www.planerka.info/Content/UserContent/image/proppCards/proppCard03_planerka_info.png

Собирается кот на охоту и говорит петушку :

- Смотри , Петя , не выглядывай в окошко , не слушай лису, а то она тебя унесёт , съест и косточек не оставит.

( демонстрация видео)

На четвертом этапе ( старшая группа) я предлагаю пересказать детям сказку , опираясь на карты Проппа.

       Карты Проппаhttp://www.planerka.info/Content/UserContent/image/proppCards/proppCard03_planerka_info.pngКарты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

                                        ( демонстрация видео)

На пятом этапе ( подготовительная группа). Можно сочинить сказку опираясь , на схематические изображения, с помощью кубика мы выберем карточки участвующие в игре. Обозначение на кубике от 1 до 4, еще две грани кубика представлены в виде смайлика. Смайлик обозначает возможностьвыбора любой клетки по желанию ребенка.

( демонстрация видео)

 (демонстрация фильма)

Слайд 7.       

                  Сказки собственного сочинения послужили основой для создания « Сборника творческих сказок» воспитанников, где они выступают не только в качестве авторов сказок, но и в качестве художников — иллюстраторов, оформителей , декораторов.

                    Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в развитии познавательного интереса дошкольников, так как  стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности.

Слайд 8.  Спасибо за внимание!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание педагогам : сейчас я Вам предлагаю сочинить сказку экспромтом , с помощью карт Проппа. Количество карт 9.

- Одна карта – это один ход, который переходит от подгруппы к подгруппе. Таким образом каждая подгруппа трижды примет участие в сочинении сказки. В итоге у нас получится   коллективное творчество.

- Для передачи хода будет использоваться волшебный клубочек.

Содержание каждой карты Проппа будет представлено на проекторе.

Итак, начинаем !

Ведущий – педагог в это время записывает сказку на диктофон.

Право получает первая группа подгруппа.

1 подгруппа

Карты Проппа

Жили-были. Создаем сказочное пространство. ( Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были» , « в тридесятом царстве»).

2 подгруппа

Карты Проппа

Особое обязательство ( «умер отец» , «солнце исчезло с  небосклона» , «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

3 подгруппа

http://www.planerka.info/Content/UserContent/image/proppCards/proppCard03_planerka_info.png

Запрет ( « не открывай оконца» , «не отлучайся со двора» , « не пей водицы»).

1 подгруппа

Карты Проппа

Нарушение запрета ( персонажи сказок и в оконце выглядывают , и со двора отлучаются , и из лужи водицу пьют ; при этом в сказке появляется новое лицо – антагонист , вредитель).

2 подгруппа

Карты Проппа

Герой покидает дом ( при этом герой может либо отправляться , отсылаться из дома , скажем , с благословения родителей разыскивать сестренку , либо изгоняться , например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес , либо уходит из дома, прекратившись в козлика после того , как запрет нарушен).

3 подгруппа

Карты Проппа

Враг начинает действовать ( змей похищает царевну , колдунья отправляет яблоко).

1 подгруппа

Карты Проппа

Появление друга-помощника (серый волк , кот в сапогах).

2 подгруппа

Карты Проппа

Одержание победы ( разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

3 подгруппа

Карты Проппа

Счастливый конец ( пир на весь мир, свадьба , пол царства в придачу).

     После сочинения сказки ведущие – педагог включат диктофон. Педагоги слушают, что получилось.

     При работе с детьми Вы тоже можете использовать запись на диктофон. Записанные на диктофон сказки собственного сочинения могут явиться основой для следующего проекта «Электронная книга» , где дети выступают не только в качестве авторов сказок , но и в качестве художников-иллюстраторов , оформителей , декораторов.

В данной таблице представлены возможные варианты по тому или иному свойству , но то электронный вариант. В реальности таблица представляет собой панно со множеством прозрачных кармашков. Можно добавлять изображения своих волшебных предметов , материалов, действий, звуков, запахов, выбранных вместе на кубике от 1 до 4, еще две грани кубика представлены в виде смайлика.  Смайлик обозначает возможность выбора любой клетки по желанию ребенка. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия , придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. А сейчас давайте попробуем сочинить сказку сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...

«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...