«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Тихонова Жанна Леонидовна

Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx797.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района «Детский сад №14 «Теремок»

Методическая разработка

конспекта организованной деятельности по речевому развитию с применением педагогических технологий

«Карты Проппа  как инновационная техника обучения детей  дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Автор: Тихонова Жанна Леонидовна,

воспитатель высшей категории

Кадуй, 2021

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

он их усвоит на лету» (К.Д. Ушинский)

     Актуальность и социальная значимость

         На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать  речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.   Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

         Методика работы с картами Проппа (Владимир Яковлевич Пропп) известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.  Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

Постановка проблемы

         Проблемы развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими.   Дети не владеют  модельно-образными формами мышления, что приводит к затруднению обобщения и понимания существенных связей вещей, необходимых в школьном обучении.

        Использование методики работы с картами Владимира Яковлевича Проппа  позволяет достичь следующие цели и задачи развития связной речи дошкольников, которые полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО.

Цель ООД: составление детьми собственного оригинального речевого продукта  - сказки посредством использования карт Проппа.

Задачи:

  • Познакомить детей со схематическими изображениями событийного пространства сказок (с картами Проппа)
  • Научить детей использовать карты Проппа, как опорные модели для составления собственных сказок, рассказов.
  • Развивать умение детей использовать в речи сложные предложения, законченные высказывания.
  • Развивать  внимание, восприятие, память, фантазию, воображение.
  • Совершенствовать умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
  • Формировать  умения продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев.
  • Воспитывать интерес к изучению событийного пространства сказок, желание в дальнейшем самостоятельно применять карты Проппа при составлении собственных сказок.

Предварительная работа.

        Технологию  обучения  дошкольников  сказкосложению,  построенную  на использовании научных идей В.Я. Проппа, можно разделить на три  этапа:

-подготовительный этап,  цель  которого    формирование  у дошкольников базовых знаний  и представлений о русской народной сказке, ее особенностях;  просмотр сказок;

- элементарное  сочинительство в совместной деятельности,  когда  дети  учатся  применять основные  приемы творческого  изменения («волшебного  превращения») известных текстов по образцу, схеме;

-самостоятельное  сказкосложение - этап сочинения авторских сказок по мотивам русских народных.

Критерии и показатели эффективности:

•        Установление психологического комфорта в коллективе.

•        Формирование у детей познавательного интереса.

•        Развитие связной монологической, диалогической речи.

•        Овладение умением моделировать сказки, опираясь на карты Проппа.

•        Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

•        Развитие творческого воображения, мышления.

Конспект ООД

Цель: составление детьми собственного оригинального речевого продукта  - сказки посредством использования карт Проппа.

Мотивация:  расколдовать сказку.

Детская цель: сочинение  собственной  сказки с помощью карт Проппа,  для того, чтобы победить чары злого волшебника.

1.Вводная часть. Мотивация.

 Воспитатель  в образе сказочницы входит в группу с книжками.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Я пришла к вам в гости не с пустыми руками  (достает из корзинки книги). Я принесла вам книгу сказок! Вы любите сказки, ребята?  

Дети: Да!

Воспитатель: Это замечательно! А вы знаете, кто сочиняет сказки?

Дети: писатели, сказочники, люди.

Воспитатель: Верно. Сказки сочиняют люди, и даже мы с вами можем сочинять сказки. Правда, здорово! Ну, а сегодня я порадую вас, почитаю вам ваши любимые сказки  (открывает книгу, а там – чистые страницы). Ой! Посмотрите-ка! Что это такое? Куда же сказка делась? (хватает следующую книжку, открывает – опять пусто, воспитатель волнуется, как будто на самом деле не понимает, что произошло).   Ай- яй - яй! Как же так? Где же все наши сказки?     (включает запись голоса)

Голос: Ха-ха-ха-ха! Не догадались,  противненькие  мои! Все ваши сказки я спрятал!

Воспитатель: Ты? А ты кто такой? И почему тебя не видно?

Голос: Я злой и страшный волшебник, и я невидимый!

Воспитатель: Вот беда-то! Какой злой волшебник! Ребята, как же быть? Мы теперь навсегда останемся без сказок… Но ведь во всех сказках добро побеждает зло, правда?  Дети: Да.

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы победить колдовство злого волшебника?   Дети отвечают.

Воспитатель: А я предлагаю нам самим сочинить собственную сказку. Хотите?    Дети: Да!

Голос: Ничего у вас не получится! Все сказки спрятаны!

2.Основная часть.  

Воспитатель: (обращает внимание детей на плакат с картой) Посмотрите, злой волшебник спрятал сказку в домики и запер ее. Чтобы ее расколдовать, нам придется эти домики открыть. Но сначала постараемся вспомнить, что бывает в сказках. Из чего состоят сказки, что и кто в них встречается.

Дети (называют элементы сказки): Зачин, герой добрый, герой злой, волшебный помощник, волшебное средство, конец.

Воспитатель (на каждый ответ достает карту Проппа  и крепит к доске):

- С чего обычно начинаются сказки? (зачин, «жили-были»). Видите домик, эта карта означает зачин.

- Кто живет в сказках? (герои) Какие бывают герои? (добрые и злые). Вот на этих картах изображены герои, добрый  и злой. Этот какой? А этот? (Ответы детей).

-Молодцы.

- Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (звери, птицы, волшебные помощники). Вот карта, на которой есть волшебный помощник.

- А с помощью чего герой может одолеть злодея? (волшебные предметы). Посмотрите, на карте нарисовано зелье, значит, карта обозначает волшебный предмет.

- Что еще происходит в сказке? Герой встречает злодея или нет? (встречает) Вот, посмотрите, встретились герой и злодей на карте.

- Чем заканчиваются сказки? («жили они долго и счастливо», конец). Вот наш герой едет домой с победой, это счастливый конец, правда?

- Молодцы, ребята! Хоть злой волшебник и заколдовал сказки, но мы многое с вами вспомнили! Теперь мы точно сможем сочинить свою сказку, а для этого нам нужно отправиться в дорогу  по волшебной дороге и зайти подряд во все домики. Готовы? Тогда в путь!

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок.

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам).                 - Молодцы ребята! Присаживайтесь.

Дети садятся за стол, воспитатель раскладывает карту на столе.

Воспитатель: Вот и первый домик на нашем пути. Мы с вами вспомнили, с чего всегда начинается сказка. Напомните мне.  Дети: с зачина.

Воспитатель:   Проверим, правы вы или нет (открывает окошечко, там – карта «Жили-были»). Смотрите, и тут живет карта! Что эта карта обозначает?   Дети: «Жили-были».

Воспитатель: Это значит, что мы должны придумать начало сказки. Как наша сказка будет начинаться? Где будет происходить? В какое время года?

Дети отвечают.

Воспитатель: Чтобы нам ничего не забыть, начнем  заполнять  вот эту пустую книжку картинками – картами.  И потом увидим, что получится! (достает книгу с кармашками, снимает с доски карту «Жили-были», вставляет в первый кармашек).

Воспитатель: Итак, запомним начало нашей сказки: жили-были в (лесу) (зимой). Отправляемся дальше. Кто это живет в следующем домике? (открывает домик, там – карта «Герой»). Кто это, ребята?  Дети: Герой

Воспитатель: А это добрый герой или злой? (добрый) Каких вы знаете добрых героев сказок? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто же будет героем нашей сказки? Как его зовут? Как он выглядит? Какие качества у него есть? Какой он?

Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его.

Воспитатель:  Итак,  жил-был (в лесу, зимой  Иван-царевич, красивый, добрый, сильный)  (снимает с доски карту  «Герой», вставляет в книжку). Решил он отправиться в путь-дорогу, на мир посмотреть, себя показать. Идет себе, идет, вдруг видит – избушка. А кто же там живет? Посмотрим! (открывает карту «Злодей»).   Дети: Это злодей.

Воспитатель: Правильно! Каких вы знаете сказочных  злодеев? Кто же в нашей сказке будет злодеем? Как его зовут? Какое зло он творит? Что он сделал (герою)?

Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.

Воспитатель: Опечалился Иван, идет, невесел, головушку повесил. Не знает, как победить злодея. Но тут на пути у него встречается кто? (открывает домик, там – карта «Волшебный помощник»).  Дети: Волшебный помощник.

Воспитатель: Каких волшебных помощников вы знаете? А кто нашему герою будет помогать, кто в нашей сказке будет помощник?

Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.

Воспитатель: Но непросто победить коварного злодея, даже волшебный помощник не справился. Пошли они дальше вместе с (героем) и что же встретили на пути? (открывает домик, там – карта «Волшебное средство»)

Дети: Волшебное средство.

Воспитатель: Какое же средство нашли герой с помощником?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель: Как оно поможет одолеть злодея?   (Ответы детей)

Воспитатель: (снимает карту «Волшебное средство» с доски, вставляет в книгу). Итак, у нашего (героя) есть помощник – такой-то, волшебное средство – такое-то. Что герою нужно делать?   Дети: победить злодея.

Воспитатель: Ну, пойдемте дальше, посмотрим, что нам приготовил следующий домик  (открывает, там – карта «Встреча со злодеем»). Встретились добрый (герой) и злой (злодей). Что делал (герой)? Что делал (злодей)? Кто победил? (выбирает ответы детей. Снимает карту с доски, вставляет в книгу).

Воспитатель: Злодей побежден, а путь еще не закончен. Смотрите, последний домик остался. Что в этом домике? (открывает, там – карта «Возвращение домой») Чем закончится наша сказка?  

Дети: Герой вернулся домой.

Воспитатель (снимает последнюю карту с доски, вставляет в книгу). Вот видите, мы пришли к концу пути, а доска-то волшебная опустела! Куда же делись все карты?   Дети: Они в книжке.

3. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: Верно, смотрите, теперь страницы в книжке не пустые, они могут рассказать целую историю, которую мы с вами сочинили. Давайте ее вспомним с самого начала.

     Воспитатель открывает поочередно карты на страницах книги, дети пересказывают содержание своей сочиненной сказки, воспитатель подсказывает местами. Обязательно вспомнить: жили-были где? Когда? Кто? какой герой был? Кто был злодей? Какой он был? Что плохого он сделал? Кого встретил герой? Какое средство нашел? Как победил злодея? Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Вот  молодцы, мы с вами сочинили настоящую сказку! И победили злого волшебника!

- Сказки любят все на свете.

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

- Ну, а наше путешествие заканчивается.

- Что больше всего запомнилось? Понравилось?

- Как вы считаете, мы стали сказочниками?

- Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)

- Расскажите свою сказку младшим братикам и сестричкам?

-  Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии я дарю вам  эту книжку с волшебными картами, чтобы вы могли каждый день открывать ее, смотреть на карты и сочинять новые сказки. А еще я приготовила для вас много других карт, которые тоже помогут вам составлять сказки, еще более длинные и интересные. Спасибо вам, ребята! До свидания.

Список используемой литературы:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,                   М.А. Васильевой
  2. В. Пропп «Морфология сказки/исторические корни волшебной сказки», М., «Москва – Лабиринт», 1998г.
  3. В. Пропп «Морфология волшебной сказки», М., «Москва – Лабиринт», 2001 г.
  4. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой»,1996 г.

Интернет источники:

  1. http://detstvogid.ru/metodika-rabotyi-s-kartami-v-ya-proppa/.html
  2. http://900igr.net/prezentacija/literatura/metody-izmenenija- znakomykh-skazok-202886/karty-proppa-8.html
  3. https://infourok.ru/innovacionnie-metodi-i-priyomi-raboti-so-skazkami-svobodnimi-prodolzheniyami-i-perelozheniyami-3658680.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/04/09/material-k-seminaru-metodika-raboty-s-kartami-proppa

Приложение

Карты В.Я.Проппа

Карта  с заколдованными домиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию

Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитател...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...