Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»
методическая разработка (подготовительная группа)

Орлова Светлана Васильевна

Цель мастер-класса: 

 

 Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагогов по организации работы с картами Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._master_klass_karty_-proppa.docx781.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Карты Проппа- как  инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

 

Автор:

Орлова С.В, воспитатель,

  МАДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №216»

 

 

Цель мастер-класса:  

 Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагогов по организации работы с картами Проппа.

 Задачи мастер-класса: 

  1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение  нестандартных технологических приемов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;
  2. Познакомить педагогов с  основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат  развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок  и составлении  собственных сказочных историй.
  3. Вовлечь педагогическую  аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа» и «Играми в рифмы»;  
  4. Стимулировать потребность  использования в  работе с детьми произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно-эстетическую основу  сказки, стихотворения.

Мастер-класс адресован педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования в  рамках образовательной   области «Речевое развитие»  с детьми дошкольного возраста 6 года жизни в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 

Ход мастер-класса

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать со слов известного педагога В. А. Сухомлинского: «Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».

Научиться любить и чувствовать слово, использовать родной язык для творческого выражения своего речевого опыта  можно на воспитании вкуса к  стихам и поэзии.  

Вот и мы с вами попробуем  при помощи простых, но очень интересных «Игр в рифмы» приобрести великолепную способность к сочинительству. Игры в рифмы – это прикладные формы стихосложения. Они  носят занимательный характер, служат для развлечения, развития памяти и чувства юмора.

Рифмы сочиняют – это понятно. А мы в рифмы поиграем. Я попрошу вас подобрать рифмы к двум словам. Итак, первое слово - «творог». Предлагайте, пожалуйста,  первые пришедшие слова, которые бы рифмовались с предложенным словом. Замечательно, посмотрите, сколько рифм мы подобрали.

Второе слово – «комок». Здорово! Вы сочинили очень интересные рифмы.

А теперь  я выберу пары рифмованных слов к первому и второму слову.

Таки образом у меня образовались две пары слов, которые рифмуются между собой:

 творог – пирог   комок-щиток.

На основе этих рифм мы познакомимся с литературной игрой Буриме (фр. bouts-rimés «рифмованные концы»), которая заключается   в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы. Эта игра была придумана  французским поэтом Дюло еще в 17  веке и актуальна до настоящего времени, поскольку не только развивает речевое творчество,  но и привносит массу положительных эмоций в процесс коммуникативной деятельности.  

 Попробуйте самостоятельно решить стихотворную задачу, сочинив на заданные мной рифмы стихотворение. Помните, что проявление речевого творчества носит импровизированный характер и  требует спонтанности.

         Отлично, вы очень талантливы!

А вот такой веселый стишок получился у меня: Сегодня я купил творог, Испек вкусненький пирог. Но попался мне комок, Его спрятал я в щиток.             

Теоретическая часть

Еще одна удивительная методика развития речевого творчества  детей дошкольного возраста известна в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок  и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп  обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

 «Карты Проппа» –  это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть  определенное событие сказки.

 Сказочных ситуаций или функций 20:

  1. Запрет
  2. Нарушение запрета
  3. Вредительство
  4. Отъезд героя
  5. Задача
  6. Встреча с дарителем
  7. Волшебные дары или волшебное средство
  8. Появление героя
  9. Вредитель или антигерой
  10. Борьба
  11. Победа
  12. Возвращение домой
  13. Прибытие домой
  14. Ложный герой
  15. Трудные испытания
  16. Ликвидация беды
  17. Узнавание героя
  18. Изобличение ложного героя
  19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов (знакомство с этапами реализации метода Проппа происходит в рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса):

 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.  

Объясняем общую структуру сказки:

  • присказка, зачин (приглашение в сказку);
  • повествование;

-концовка         сказки         (возвращение         слушателя         в         реальную действительность).

2 этап. Проведение «подготовительных игр».

  • «Чудеса в решете» - выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
  • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную    смысловую нагрузку.
  • «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.  
  1. этап.  Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую  работу с «картами Проппа».  

         В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.

                 Собирается кот на охоту и говорит петушку:

- Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

 Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет.

-Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня».

Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и  принес его домой.

 С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. 

 

  1. этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа». Рассмотрим  процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка».

1. Карта –Жили – были. 

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

 

2. Карта  - Герой покидает дом. 

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.  

 

3. Карта - Запрет. 

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".  

 

4. Карта - Нарушение запрета. 

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке,  которая живет на краю    деревни.

         

5. Карта - Враг начинает действовать. 

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку  и съел бабушку.

 

         

6. Карта - Появляется Ложный Герой. 

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.  

         

7. Карта - Разоблачение Ложного Героя. 

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на  последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" —  «чтобы съесть», волк проглотил девочку.  

 

8. Карта - Появление друга - помощника. 

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

 

         

9. Карта  -Враг оказывается поверженным. Охотник  вбежал в дом и убил волка. 

         

10. Карта - Счастливый конец.   

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

 

11.  Карта - Мораль. 

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.  

 

5 этап. Сочинение собственной сказки.

 

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 карт!

Для того,  чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, приглашаю к сотрудничеству 6 педагогов, которым нужно объединиться в  2 подгруппы. Каждая  подгруппа  примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт.  А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег.  

После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории, делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты предлагаемой методики развития речи, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.  

 

 

 

Заключительная часть

 «Игры в рифмы» и   «Методика построения  сказочных историй», на мой взгляд, являются очень интересными и эффективными практическими приемами по развитию воображения и  речевого творчества детей дошкольного возраста.  

 Их  можно использовать  не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых стихотворных и сказочных произведений в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок  и подготовки к  самостоятельному  литературному творчеству в более раннем возрасте.  

Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие»  представленных технологических приемов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое  и  активное отношение к жизни, искусству и литературе.  Способствует развитию у детей дошкольного возраста  одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулируют развитие  воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.  

 И самое главное,  что  развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

 

    Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами!

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Большева Т.Б.  «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
  2. Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 2007 – 224 с.
  3. Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А. Добровольской - 4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.  
  4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе, О. В. Солнцева и др.- Спб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 352с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екб.: Издательский дом «Ажур», 2014. – 23с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...

«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...