Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"
материал по развитию речи на тему
На мастер - классе представлен матер по применению в работе с детьми техники "Карты Проппа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_na_yarmake_ped_innovatsiy.docx | 58.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7»
152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д.10.
МАСТЕР – КЛАСС
в IX Межрегиональном этапе XVI Международной Ярмарке
социально – педагогических инноваций
Тема выступления на мастер - класс:
«Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
Выступление подготовила: старший воспитатель Абрамова Л.И. Дата проведения семинара: 12.12.2017 г. Место проведения: МОУ СОШ № 1, г. Ростова |
Рос
Ход мастер – класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодня для Вас мастер – класс проведут педагоги МДОУ «Детский сад № 7»: Абрамова Л.И. и Морозова Н.Н.
- Итак, наша профессиональная деятельность связана с детьми. А какой он «современный ребенок?»
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, какими были его сверстники несколько десятилетий назад.
Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим.
Это не только потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.
А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, странником, всегда находящимся в пути и открывать для себя и воспитанников – что то НОВОЕ!
Для этого воспитателям детских садов необходимо овладевать современными образовательными технологиями (техниками), с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Исходя из этого, нами было рассмотрено множество технологий (техник), направленных на речевое развитие дошкольников.
С одной из них мы вас сегодня познакомим «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
- Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?
Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.
А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».
Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.
Одна карта - это определённое событие сказки.
Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.
Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов:
На первом этапе (средний дошкольный возраст) мы знакомили детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);
На втором этапе (средний дошкольный возраст) играли в подготовительные игры:
«Любимый сказочный герой»
«Чудеса в решете»
«Кто на свете всех злее?»
«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)
На третьем этапе (старшая группа) шло знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читали небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт.
На четвёртом этапе (старшая группа) мы предлагали детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения
В рамках данного педагогического проекта «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» нами был разработан уникальный вид игрового пособия «Помогай город».
Целью которого является развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания с помощью карт Проппа.
Данное пособие представляет собой разновидность наглядного моделирования построения сказочного сюжета с помощью любимой детьми игры со строительным материалом.
С использованием таких приемов конструирования работа над усвоением содержания сказки и пересказом становится более эффективной.
Все вы, наверное задаётесь вопросом: «А почему у этого пособия такое интересное название?»
Предлагаю во всём разобраться.
Сейчас мы продемонстрируем, как работать с данным пособием, но вначале хочу обратить ваше внимание на макет удивительно сказочного города, который дети строили постепенно в процессе знакомства с фолклористом Владимиром Яковлевичем Проппа и придуманными им картами.
Теперь уже у этого города есть своя судьба, своё лицо и свой характер именно той группы детей, с которым было апробировано это пособие.
- Город они назвали «Помогай город».
- Вы спросите: «Почему они так назвали?»
- Да все очень просто.
- В центре этого города мы с детьми сначала построили самый главный Дом - «Дом Проппа». (Показываю).
В него заселяли постепенно по мере знакомства - карты Проппа. Их было много 28. Каждая из них имеет свой номер и своё обозначение. Дети назвали эти карты – помощниками, потому что с их помощью вырастал каждый следующий дом новостройки. От этого и произошло название города и дидактического пособия.
- Затем дети строили другие дома и заселяли в них другие сказки.
- Сегодня мы вам предлагаем построить новый дом и заселить в него знакомую вам сказку, тем самым понять принцип работы с пособием.
- Но для начала мы хотим вас познакомить с картами Проппа и их функциями.
Карта - Жили – были
(Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
Карта – Запрет
Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»)
Нарушение запрета
(персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель)
Враг начинает действовать.
Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоком).
Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
Наталья Николаевна:
- Сейчас я причитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать.
(Читает)
- Кто из Вас догадался, что это за сказка? (Кот, петух и лиса)
- Теперь я буду вам читать эту сказку по частям. Ваша задача к каждой части подобрать соответствующую карту Проппа и вставить её в «кирпичек» в один карман.
- Название сказки мы поселим на крышу дома.
- Теперь с помощью карт Проппа вам нужно пересказать сюжет этой сказки.
- Вы наверное обратили внимание, что в каждом «кирпичике» по два кармана.
- Все мы с вами знаем, что практически у каждого ребёнка есть ведущая система восприятия: слуховая, зрительная, кинестетическая (двигательная).
Дети с ведущей кинестетической системой плохо запоминают информацию зрительную и слуховую. Поэтому работая с этим пособием, для таких детей и детей с особыми образовательными потребностями мы предусмотрели второй карман, в который они вставляют вместе с картой свой рисунок.
Таким образом работа проходит через все анализаторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты в развитие связной монологической речи дошкольников.
В ходе реализации данного проекта с помощью нетрадиционного материала дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывали и создавали новые продукты своей деятельности.
Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сочинять нам сказки
Карты помогали:
Речь нам развивали,
Мыслить заставляли.
Интересна техника
Представленная нами,
В этом убедились
Вы сегодня сами!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
Этапы работы по соченению творческих сказок в детском саду....
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса: Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...
Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...
«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...
Карты Проппа как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
Методические рекомендации...