Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

     Такой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня

метод интеллект карт.

   Интеллектуальная карта (карта мышления, карта ума, mind-maps) – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются познавательные, речевые, творческие способности детей, активизируется мышление.

      Интеллект-карты были изобретены американским ученым Тони Бьюзеном и используются в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_intellekt-karty.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация педагогического опыта

Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию

Казакова Г.Н., воспитатель,

МАДОУ «Центр развития ребёнка

– детский сад №33 «Радуга»

       Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

     Такой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня

метод интеллект карт.

   Интеллектуальная карта (карта мышления, карта ума, mind-maps) – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются познавательные, речевые, творческие способности детей, активизируется мышление.

      Интеллект-карты были изобретены американским ученым Тони Бьюзеном и используются в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании.

  Метод позволяет решать коррекционно-образовательные задачи:

  • Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
  •  Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 

В чем же полезность данного метода? Метод интеллектуальных карт обладает рядом преимуществ:

     Наглядность: всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть

одним взглядом.


     Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
     Творческий характер: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
      Информативность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не достает.
     Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
    Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Основные правила составления интеллект-карт

  • В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, времена года и др.) Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  •  От центрального рисунка отходят ветви-мысли, по часовой стрелке. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

    Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество детей, так как дети самостоятельно создают, «рисуют» карту мышления.

     Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше. 

Варианты создания интеллект-карт 

  • ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; 
  • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; 
  • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание;

Интеллект- карта используется в 3х направлениях.

     Первое направление — это сбор материала о предмете и объекте.

Можно рассматривать один объект, например «Яблоко», и составить интеллект карту по одному объекту. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления.

    Второе направление — это создание обобщенной интеллект карты, может являться итоговой работой по изученным темам.

Например: изучена лексическая тема «Зима».              

 Дети вспоминают всю информацию, которую узнали по данной теме, составляют карту.

    Третье направление в использовании интеллект - карты — это развитие

связной речи, т.е. готовую интеллект карту, можно использовать для

составления рассказа.    Дети по составленной интеллект-карте составляют рассказ по изученной теме.      Это не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке-схеме, нарисованной самим ребёнком.

      Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.

       План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Это помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.          

     Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа,

 данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.

     Интеллект - карту можно использовать не только по лексической тематике, но и по сказкам и рассказам, которые ранее прочитали с детьми, и чтобы пересказать этот рассказ, можно составить интеллект карту.  

     В результате проделанной работы, появилась положительная динамика в речевом развитии детей: пополнился словарный запас, дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

      Исходя из опыта мой работы по данной технологии хочется дать некоторые рекомендации по применению интеллект карт:

  •  Задавайте больше вопросов детям.
  •  Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.
  •  Беседуйте по карте.
  •  Составляйте творческие рассказы.
  •  Добавляйте и усложняйте материал в соответствии с возрастом детей.

     Таким образом, считаю, что применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт ощутимые положительные результаты. Данный метод является отличным помощником при обучении детей творческому рассказыванию.

Список используемой литературы:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
  2. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер с англ. Ю. Константиновой. М. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.–208 с.
  3. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности. - Анапа, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...

Сообщение из опыта работы на тему : «Обучение детей старшего дошкольного возраста с ФФНР творческому рассказыванию

10 видов творческого рассказывания                   vС заменой объекта;vС заменой действующего лица;vС добавлением последующих событий;vС добав...

Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную  инициативу....

Технология «интеллект-карты» в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средство речевого развития

В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...