Бондарева Елена Федоровна

Сайт учителя географии

География открывает мир.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Работа с одаренными детьми. Проектная и исследовательская деятельность.

Увлечения: Сценарии, переделываю песни, сочиняю тематические стихи. Пою.

Регион: Алтайский край

Населенный пункт: с. Екатерининское, Третьяковский район

Место работы: МКОУ "Екатерининская СОШ"

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bondareva-elena-fedorovna
Лучше жалеть о сделанном, чем о не сделанном.

О себе

Жизнь удивительна и непредсказуема. Так же как и память. Возьмет и окунет человека в его прошлое. Высветит картинкой, да так ясно словно наяву. Вот так и со мной случается. На краю оврага стоит группа ребят с учительницей. Это мой класс и это моя учительница и классный руководитель Валентина Яковлевна Малькова. Мы на уроке географии. Изучаем почвенный профиль. Дует легкий ветерок, пьянит терпким запахом степной полыни. Это ее веточки брали космонавты с собой, чтобы не забыть запах родной земли. Этот запах прошел со мной через все детство, и кажется, я его чувствую сейчас. Не знаю тогда ли или во время других уроков, слушая рассказы о природе далеких стран, о народах и их обычаях, мне захотелось стать учителем географии. Мне все было интересно и я, наверное, очень докучала своими вопросами, поэтому Валентина Яковлевна постоянно давала мне карточки. А мне это нравилось. Нравилось рыться в атласе, искать ответы на вопросы, находить интересные названия. У моей бабушки перед столом висела карта. Видимо не трудно догадаться, сколько времени я проводила у нее в гостях за столом.

Но шло время. И в 8 классе к нам пришел новый классный руководитель, так как Валентина Яковлевна стала директором школы. Мы, конечно, обиделись, но ненадолго, ведь она продолжала вести географию. Да и новый классный руководитель Манкова Нина Николаевна покорила нас. Она была доброжелательной, всегда находила время посекретничать с нами. А какой модницей она была! Сама шила и вязала. Мы, деревенские девчонки, смотрели на нее, как на модель из модного журнала. Нам всем захотелось стать как она. Нина Николаевна вела у нас русский язык и литературу, хотя по специальности она была учителем начальных классов. Она много рассказывала нам о Барнаульском педагогическом училище, которое она окончила, что почти все девчонки решили поступать в него. И я в том числе. Нет, я не забыла про географию. Но в нашем селе была 8-летняя школа и чтобы получить среднее образование, нужно было два года учиться в соседнем селе, неделями жить в интернате. А поступление в педучилище давало возможность получить и профессию, и среднее образование. Вот это и перевесило, а выучиться на географа я планировала заочно. Поступили в училище мы по собеседованию, так как в аттестатах у нас были одни «пятерки». Спасибо нашим учителям. Из 13 человек нашего класса у четверых был аттестат с «5». И все мы стали учителями.

Все годы учебы в школе я старалась и в учёбе, и в общешкольной деятельности. Пела, читала стихи, про таких в наше время говорили - активистка. А еще я была председателем совета дружины. Как я любила и готовилась к пионерским сборам. Кому-то покажется это смешным, а я испытываю ностальгию по пионерским галстукам, горну и барабанам. Мне не хотелось уходить после уроков домой, и о, как мне не хотелось вообще уходить из школы. Старшая пионервожатая устроила нам удивительный и незабываемый последний звонок, которого в нашей школе еще не было.

И вот я первокурсница. Как-то сразу меня выбрали старостой, и я была ею все четыре года. Четыре года мы познавали искусство быть учителем: пробные уроки, практика в школах, пионерском лагере. Именно в училище я поняла, что правильно выбрала профессию. Мне нравилось вращаться во всей этой беспокойной атмосфере, быть причастной к процессу обучения и воспитания будущего поколения. Да, да, именно так я чувствовала, думала, ощущала в те годы, и ничего не изменилось сейчас! Четыре года в училище пролетели незаметно. Но не смогли незаметно пройти те знания, умения, которые передали нам наши педагоги. И пусть приходилось по нескольку раз переписывать планы пробных уроков, краснеть и лить слезы после неудачно данного урока, я благодарна моим педагогам, особенно Любовь Абрамовне Крейндель и Татьяне Георгиевне Блиновой. Многое делая в своей работе, я ловлю себя на мысли – а что сказали бы они, как оценили бы.

Дальше моя жизнь складывалась более чем прозаично. После окончания педучилища я уехала с мужем в его родное село, так как он был колхозный стипендиат. Вакансий в школе не было, и я стала работать в детском саду воспитателем. Не скажу, что работа не нравилась. Нравилась. Нравилось заплетать косички, помогать одеваться, что-то мастерить с малышами, но особое удовольствие я испытывала от занятий с детьми. Ведь это же почти урок, пусть коротенький, не сложный, но урок! А какое счастье, когда ребенок обхватывает тебя ручонками и шепчет на ухо: «Я тебя любу!»

Возможно, я и проработала всю жизнь воспитателем, но в мою судьбу вмешался счастливый случай. Учитель начальных классов уезжала в санаторий и попросила меня поработать за нее. И я с утра учила третьеклашек, а с обеда бежала к своим малышам. Никакой усталости, только сплошное счастье, которое длилось всего три недели. И все.

Но ведь жизнь удивительна и непредсказуема. И, о счастье, меня зовут в школу вести географию. Ура!!! Нет, постойте, какое ура! Я же не специалист. После школы прошло 12 лет. Я же ничего не помню. Как не помню? Помню. И я согласилась. Вы когда-нибудь спали полгода подряд по два часа в сутки? Я у меня сон был с 4 до 6 утра. Я похудела на 12 килограммов. Днем я нужна своим детям, а вот когда они засыпали, я шла учить географию. Я обкладывалась книгами, атласами, справочниками и читала, читала, читала. А потом писала планы, писала так, как меня учили в училище от «Здравствуйте, дети» до «До свидания, дети». Меня выручила и продолжает выручать привычка ничего не выбрасывать. Вырезки из газет, журналов, иллюстрации, коробочки. Я как своеобразный Плюшкин, как меня собственно и называет муж. И это в век ИКТ. У меня в классе и дома есть компьютер, я многое умею делать на нем, есть выход в Интернет, но старая привычка осталась. Многие мои запасы уже стали раритетами, по ним можно изучать историю страны постсоциалистического периода. Не буду писать о том, как было трудно первые дни в школе, ведь некоторые дети были моими воспитанниками в детском саду, и воспринимать меня в качестве учителя было сложно. А что говорить о старшеклассниках! Но я понимала, что принять меня дети смогут, если увидят мой профессионализм, мою заинтересованность в них как соучастниках образовательного и воспитательного процесса. Детям нужно доверять и они помогут. Тем более если рядом коллеги, всегда готовые прийти на помощь. Особенно я благодарна нашему завучу Раченковой Тамаре Сергеевне (сейчас она уже на пенсии). Это благодаря ей, я преодолела психологический барьер, да и другие барьеры тоже, придя и детского сада в школу.

Вот уже 22 года я веду уроки географии. Сколько сделано за эти годы. Сколько ребят познало мою любимую науку географию. А еще я очень хочу, чтобы мои дети любили свою Родину. Вводный урок я всегда посвящаю теме Родины - большой и малой. Понимая, что любовь и бережное отношение к природе малой Родины – залог любви к Родине большой, особое внимание я уделяю изучению географии нашего села и его окрестностей. Результатом такой работы является «учебничек» - «Екатерининское и его окрестности», к созданию которого причастны сами ученики, что позволяет вызвать интерес, сформировать серьезное отношение к изучению географии своей малой Родины. Ведь по географии села есть учебник, хоть и маленький. Чтобы его создать, сколько сопок мы исходили, рек и речушек, измеряли, изучали, очищали… Я думаю, у таких ребят не поднимется рука бездумно сломать ветку, вырвать с корнем цветы, разорить гнездо.

Многому, что делает учитель, в книжках не научишься. Конечно же, я должна быть профессионалом, методически самосовершенствоваться, но главнее всего мой внутренний мир и человеческие качества. Можно обладать глубокими знаниями, но дети не будут любить твой предмет. Значит нужно ежедневно работать над собой и никогда не останавливаться на достигнутом. А может быть секрет прост – нужно просто любить и понимать детей. Конечно, и я, и мои ученики участвуют и побеждают в конкурсах, олимпиадах. Признана моя работа и педагогическим сообществом – победа в конкурсе лучших учителей России в 2008 году. Но для меня самое главное – это признание детьми, самыми главными нашими судьями и самыми главными нашими учителями. Которые и через годы будут нам дороги, судьбы которых будут нас волновать. А пока мы радуемся редким встречам со своими выпускниками, их СМС (как жизнь изменилась), поздравлениям, их удачам, тревожимся, если не все ладно. А нахлынет грусть - переберу свои «плюшкинские» архивы и грусть станет светлой. Кто-то сказал по поводу счастья: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером домой». Сельский учитель прежде, чем уйти на работу должен угомонить свое мычаще-хрюкающее хозяйство, истопить печь, (а ведь когда-то учительский труд ценился иначе) и вот уже нет сил, а нужно на работу. Но вот идешь по школе, а тебе навстречу многократное разноголосое «Здравствуйте, Елена Федоровна», а уходишь – «До свидания, Елена Федоровна». Это же музыка. Да я горы сверну, только вы верьте мне, милые мои дети.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио


Мои публикации:
Внеклассная работа
География
Дополнительное образование
Литература
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио