Подземные воды. Урок географии в 6 классе.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Бондарева Елена Федоровна

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondareva_e.f._podzemnye_vody._urok_geografii_v_6_klasse.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Бондарева Е.Ф., учитель географии высшей категории

МКОУ «Екатерининская СОШ» Третьяковского района Алтайского края

Предмет: география

Класс: 6

Тема: Подземные воды

Образовательные результаты:

Личностные: сформированность социально-ответственного поведения по отношению к одному из источников жизни – воде на примере подземных вод;

Метапредметные: - формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

                                - формирование умения взаимодействовать с людьми, вести дискуссию;

Предметные:  - формирование представлений о происхождении подземных вод, их видах, значении, использовании, охране.

 Методы: эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая практическая работа.

 Средства обучения: учебник, атласы, физическая карта России, горные породы в воронках (песок, глина, галька, поваренная соль), емкость с водой, бутылки с минеральной водой, презентация к уроку «Подземные воды».

 УМК: учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, атлас.

Этап урока

(в логике организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация начала учебной деятельности

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Доброе утро, ребята! Садитесь.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Целеполагание

С помощью цепочки проблемных вопросов создаю готовность к предстоящей деятельности.

-Вы сегодня все умывались? Какой водой? А откуда берется вода в водопроводе? А разве можно такой водой умываться пить, ведь она же в земле, наверное, грязная.

-Так, что еще вы мне расскажите о подземных водах?

Исходя из полученных ответов определяем границы известного? Задаю ряд вопросов для выяснения неизвестного:

-На какой глубине могут залегать подземные воды? Как их добывают? Везде ли встречаются подземные воды? Все ли подземные воды одинакового качества?

-Я думаю, вы догадались какой будет тема нашего урока.

Вступают в диалог. Объясняют, откуда вода в водопроводе, какого она качества.

Озвучивают имеющиеся знания о подземных водах.

Высказывают предположения.

Называют тему урока.

Личностные:

действие смыслообразования

Коммуникативные: вступают в диалог

Познават/общеуч.

строят речевое

высказывание

Познав./ логич.

Анализ объектов, выдвижение гипотез

Позн./ логич. Синтез

Планирование

-Итак, ребята, вы  многое знаете о подземных водах, что-то нам неизвестно. Я, думаю вы согласитесь со мной, что определенно требуется порядок в наших знаниях.

Попробуйте, объединившись в группы по 4 человека (2 парты) составить план изучения подземных вод.

Что нам может помочь в изучении нового материала?

Обсуждают и составляют план изучения темы, желающие группы его озвучивают. Выбирают лучший или создают общий и записывают на доске:

  1. Что такое?
  2. Условия образования.
  3. Виды
  4. Значение и использование
  5. Охрана

Определяем средства обучения

Регулятивн.целеполагание, планирование, прогнозирование

Коммуникативн.

Участие в коллект. обсуждении

Познават: выбор средств информации

Реализация

1. -Итак, как вы сформулируете определение подземных вод. Только не перемудрите.

2. Теперь выясним, как они там образовались. Какие условия этому способствовали?

В каком виде выпадают осадки?

Куда впитываются? Благодаря чему?

Подвожу к знакомству с понятием «поры».

3 -Ребята, внимание «черный ящик». Достаю из ящика пакеты с горными породами (песок, глина, галька, соль), воронка.

-Что это такое?

Где мы их можем встретить?

Значит, это через них просачиваются осадки? А через какие г/п лучше будет просачиваться вода? Как это доказать опытным путем?

Какие же горные породы хорошо пропускают воду? Как их можно назвать?

Так если будут залегать такие породы как песок и галька, вода будет уходить глубоко до самой мантии.  Что-то должно быть у нее на пути, чтобы она задержалась и накапливалась? Что?

Какая из исследованных нами пород плохо пропускает воду?   Как назовем такую породу? Какие еще горные породы не пропустят воду?

Запишите в тетради полученные знания в виде схемы.

В какой же последовательности должны залегать водопроницаемые и водоупорные слои, чтобы образовались подземные воды?

Могут ли слои чередоваться?

Работа на компьютере – закрасьте голубым цветом тот слой в котором будут накапливаться подземные воды.

Как можно назвать слой, насыщенный водой?

Работа с рисунками 55, 56 в учебнике.

3.Рассмотрите рисунки, скажите какие виды вод выделяют в зависимости от расположения в земной коре?

Какие из них чище? Какие используем мы?

Знак-во с понятием «Артезианский бассейн».

Можно ли использовать грунтовые воды?

Люди издавна рыли колодцы и пили воду. Найдите колодец на рис.55. Скажите, правильно ли он вырыт?

Попробуйте и вы вырыть колодец. (На слайде основа нужно расположить правильно колодец.

А что произошло с солью?

Какой стала вода?

В воде, которую пьем мы, есть соли?

Как докажите?

Внимание «черный ящик». В сказках героев посылали за мертвой и живой водой, угадайте, что у меня в ящике. От болезней помогаю, под землею залегаю.

Достаю бутылки с минеральной водой.

Знакомство с понятием минеральная вода.

Ребята, давайте сверим план с тем, что узнали.

Вычертите схему «Виды подземных вод». По какому признаку можно разделить?

4.А если в земной коре будут залежи соли или других растворимых пород, то какая участь может их постичь? Что в результате этого останется в земной коре?

Знакомство с карстовыми пещерами, сталактитами, сталагмитами. Рассматривание на слайдах.

Ребята. Вот мы все говорим о себе, как мы используем подземную воду. А какую роль они играют в природе?

5.У русского народа есть пословица: «Не плюй в колодец пригодится воды напиться». Как вы понимаете эту пословицу?

Подвожу к необходимости охранять от загрязнения подземные воды.

Вспомните с чего я начала урок?

А у всех ли у вас исправный кран? Как вы думаете, много воды вытечет из сломанного крана даже по капельке за 1 час? Проверьте свои предположения дома.

Исходя из названия формулируют определение, сверяют  с определением в учебнике  и записывают его в тетрадь.

Высказываются предположения:

«Выпадают осадки, впитываются и накапливаются»

Любые.

Рассматривают рис.53 на с. 83.

Звучит ответ: «Горные породы»

В почве, земной коре.

Предлагают проверить с помощью эксперимента- насыпать породу в воронку и наливать воду.

Проводят эксперимент.

Звучат ответы- песок,галька.

Водопроницаемые

Глина

Водонепрницаемая

Твердые, например гранит, без трещин.

Вычерчивают в тетради схему

ГП

Водопр.. Водонепрон.

Песок          глина

 Галька

Или        ГП

                           

Песок            глина

Галька           гранит

Высказывают предположения.

1 ученик работает у компьютера.

Остальные оценивают правильность работы

Называют виды вод: грунтовые, межпластовые?

Звучат ответы: межпластовые.

Звучат предположения

Высказывают предположения.

3 ученика располагают колодцы – определяем, кто правильно.

Звучит ответ – растворилась.

Ответ –соленой.

Да

Ответ: накипь на спирали чайника.

Высказывают предположения.

Предложения:

- по глубине залегания

(грунтовые, межпластовые);

- по солености (пресные, минеральные)

Высказывают предположения

Высказывают предположения:

- родники дают начало рекам, питают их и др.

Высказывают свое мнение.

Умывались ли вы сегодня?

Высказывают предположения

В ходе беседы приходим к выводу о том, что воду нужно экономить.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки и объяснения происхождения подземных вод

Овладевание исслед. умениями

Формирование представлений о водопроницаемости горных пород

Формирование представлений о последовательности залегания горных пород

Овладение навыками нахождения информации

Формирование представлений о видах подземных вод

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки использования подземных вод

Формирование представлений о видах подземных вод

Формирование умений и навыков безопасного и экологического

поведения в окружающей среде

Познават: синтез,

Умение строить речевое

Высказывание

Познават. Анализ, выдвижение гипотез

Познават/общ

Поиск и выделение необх. информации

Позн. Речевое высказывание

Познав. выбор способов действия,

Познават: анализ, , речевое высказывание

Познават:

выведение следствий, установление причинно-следственных связей

Познават:знаковосимволические

Познавательные:

Выдвижение гипотез, выведение следствий

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познават: анализ, речевое высказывание

Познават/общ

Поиск и выделение необх. информации

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

Контроль и коррекция

Познават.: общ. Знаковосимволические,

Логич: синтез

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала

Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала

Контроль и оценка

А сейчас проверим, как вы усвоили изученную тему.

1.Работа у компьютера. На схеме «Подземные воды» расставить правильно названия слоев, видов вод, родник.

Расставьте правильно термины на схеме.

2. «Корзина знаний»

Добавьте в корзину знаний новые термины.

3.Напишите синквейн

4. Найдите на плане местности подземные воды.

1 человек работает у компьютера.

1 человек пишет термины на доске.

3-5 человек по желанию пишут синквейн

Остальные.

Регулятивные: контроль, оценка

Познават: составление письменного речевого высказывания

Рефлексия

Ребята, мы реализовали план, который ставили пред собой?

У вас на столах лежат смайлики: желтый – сложность, красный интерес, зеленый значимость. Оцените знания, полученные вами по указанным параметрам и прикрепите на доску.

Подведем итог.

«Хочу спросить»

Работают индивидуально в тетради.

Анализирует свое отношение к теме.

Выясняем непонятное

Регулятивные: оценка

Домашнее задание

Ребята, у нас не получилось найти на плане и карте подземные воды. Почему? Есть ли специальные карты?

Подсчитайте за сколько наберется стакан воды, если кран не закрутить до конца (по капле), сколько в среднем тратит воды ваша семья за день.

Узнайте у родителей, сколько платит ваша семья в месяц за воду.

Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс

Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....

"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс

Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, разв...

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"

Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...

УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"

технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения...

Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные  результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб...

Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...