Главные вкладки

    УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"
    план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

    Перепёлкина Тамара Ивановна

    технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    4


    Технологическая карта урока 

    Предмет: география

    Класс: 5

    Тема урока Вода на земле

    № урока по теме: урок №1 в теме «Вода на Земле»

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

     Формы работы учащихся:индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

     Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий,  компьютер, проектор, Интернет, учебник,  ЭОР,

    Цель  урока:

    • познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»,  создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.

     

    Задачи:

    - обучающие:

    §   сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды; 

    §  доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

    - развивающие:

    §  развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

    §  развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

    §  создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

    - воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

    • воспитывать информационную культуру;
    • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

    КоммуникативныеУУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    РегулятивныеУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    ПознавательныеУУД: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

     Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Методы обучения: наглядно – иллюстративный,  , репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

    Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

    Оборудование:

    физическая карта полушарий,  атласы,

    учебники И.И.Баринова, А.А.Сонин,Н.И.Сонин «География. Начальный курс»

    проектор мультимедиа, презентация


    N п/п

    Этап

    Время

    Методы и формы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1

     Организационный момент

    1 мин.

    Диалог:

     учитель -  класс

    Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

    Готовят рабочее место.

    2

     Актуализация знаний

     

    3

    Установка познавательной задачи

    3мин

    Устное сообщение учителя

    Предлагает отгадать загадки:
     - Много меня - пропал бы мир,
    Мало меня - пропал бы мир. 

    - Книзу летит капельками, 
    А кверху - невидимкою. 

    - Мы говорим: она течёт;
    Мы говорим: она играет;
    Она бежит всегда вперёд,
    Но никуда не убегает.

      Предлагают варианты ответов.

    4

    5

     Целеполагание

      Первичная проверка понимания

    2 мин.

     4минуты

    Диалог

     Диалог:

     учитель -  класс

     

    Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Вода на Земле) 
    Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока:

    • познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе», 
    • создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.

    Ребята, как вы думаете, почему воду называют«самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»?).

    Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

     

    записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

     (выслушиваются мнения учащихся

    6

     Открываем новые знания

    5 мин.

    Работа в  группах

     Чтобы работа была интересной, познавательной и содержательной я предлагаю организовать нашу  деятельность  по технологии позиционного обучения, т.е. работать  мы с вами будем в группах, но изучать тему урока вы будете каждый со своей позиции. Я разделила класс на 7 групп. Это группы «Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные интересные стороны материала, группа – «тезис» - изложение изучаемого материала в виде тезисов; группа «Понятие» указать главные понятия ,входящие в тему; группа «Факты» предоставит информацию о воде в цифрах; группа «Схема» предоставит схему, отражающую смысловые связи изучаемого материала, группа «Ассоциация»сделает рисунок, в котором отражены образы, возникшие при ознакомлении с темой занятия. Продуктом нашей с вами деятельности   мы разместим на доске.

     

    1. Деятельностный этап.

     В каждой группе  я назначила экспертов.

    Итак, у нас сформированы семь групп, выбраны их руководители, и нам необходимо перейти к основному этапу нашей работы – выполнению заданий.

     Я предлагаю алгоритм творческой деятельности группам, эксперт 1 группы познакомьте нас  с планом работы.

    Алгоритм работы группы «Апологет»

    1. Выберите из предложенных файлов

    занимательную информацию о воде.

    1. Составьте из познавательных на ваш взгляд фактов сообщение на лист формата А4;
    2. Распечатайте информацию для отчёта.
    3. Разместите свой отчёт на доску.

    Алгоритм работы группы «Тезисы»

    1.Ознакомтесь с текстом учебника п.23, стр.113.

    2.Выберите из текста параграфа основные тезисы.

    3.Оформите свои результаты презентацией

    4.Оформите свои результаты презентацией.

     Алгоритм работы группы «Понятие»

    1. Проанализируйте текст учебника п.23, стр 113.
    2. Найдите в тексте статистические материалы о воде.

    3.Оформите свой отчёт в таблицу листа формата А3

     

    Алгоритм работы группы «Факты»

    1. Проанализируйте текст учебника п.23, стр 113.
    2. Найдите в тексте статистические материалы о воде.
    3. Оформите свой отчёт в таблицу листа формата А3.

    Алгоритм работы группы «Схема»

    1. Найдите в папке с раздаточным материалом лист с каркасом схемы «Вода на Земле».

    1. Работая с текстом учебника п.23, стр 113 выберите недостающую информацию для заполнения схемы.
    2. Оформите свой отчет.

     

    Алгоритм работы группы «Ассоциация»

    1. Ознакомтесь с текстом учебника п.23, стр.113.

    2.Какие ассоциации возникли у вас при чтении текста?

    3.Создайте мини-коллаж, для этого

    выберите из предлженного материала: фотографии, рисунки, картинки необходимый продукт для составления коллажа, вызывающих ассоциации к словам «Вода на земле»

    1. Составьте коллаж на данную тему.
    2. Расскажите о своих ассоциациях и поместите свою работу на доску.

     

    Алгоритм работы группы «Карта»

    1.Ознакомтесь с текстом учебника п.23, стр.113.

    2.Выберите из текста параграфа географические объекты.и найдите их на карте атласа.

    3.Подпишите на контурной карте: океаны земли, крупнейшие моря планеты, горы, где находятся самые большие ледники, исток реки Иртыш, реку Енисей, озеро Байкал.

    4 Покажите на карте эти объекты.

    7

    Третий этап – демонстративно-дискуссионный

    8

    Закрепление знаний и способов действий

    10 мин

    Работа в группах

     

    Организует деятельность по применению новых знаний: работа в группах,

    Отчет о проделанной работе.Вопросы к выступающим.

    Выполняют работу

    выступление детей,  предоставление своего продукта деятельности.

    9

     Самостот работа с проверкой по талону

    7 минут

     Проверка знаний

    Проведём проверку знаний полученных на уроке. Возьмите в папке лист оценивания. Выполните работу на соответствие определний и их значений. Рядом с цифрой поставьте соответствующую букву.Работа на карточках (Приложение 1)

    Передайте по часовой стрелке вашу работу и проведите взаимопроверку.

    Сверьте ответы ваших одноклассников с ответами на магнитной доске. По приведённым критериям выставите оценку.

    Кто ребята справился с работой?

    .Выполнение заданий на соответствие, взаимопроверка

    10

     Подведение итогов. Рефлексия

    2 мин.

    Беседа

     Подводим итоги нашей деятельности. Предоставляю слово экспертам групп.Дайте оценку работы своей группы. Воспользуйтесь критерием оценки в вашей папке.

    Оценку работы группы я услышала. Теперь возьмите лист оценивания и каждый оцените свою деятельность на уроке. Сдайте пожалуйста  листы оценивания И я учитывая мои наблюдения, вашу оценку и взаимооценку оценю вашу работу. При нашей следующей встрече вы получите результат.

    Подведём итог нашей деятельности. (На подносе капельки воды из бумаги) Дети вытаскивают капельки и отвечают на вопросы:

    -сегодня на уроке я научился...........(работать в группе).

    -После урока я узнал......................(много интересного о воде).....

    -Я могу...........из доп. Источников выбирать информацию

    -Мне нравится …........быть активным на уроке

    А я сегодня от урока получила удовлетворение, вы такие активные, вы старались, замечательно работали. Спасибо за урок, все свободны!

      Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

     

            


    Приложение 1

     Лист оценивания

    Установите соответствие

    1Водная оболочка нашей планеты

    А. воды суши

    2Часть океана, вдающаяся в сушу

    Б. источник (родник)

    3.Реки, озёра, ледники, болота – это  …

    В айсберги

    4Глыбы льда, плавающие горы - это…

     Г гидросфера

    5. Воды, содержащиеся в верхней части земной коры

    Д море

    6Выход подземной воды на поверхность

    Е. подземные воды

    Оценка за тест:

    ______________

    Самооценка работы на уроке

    _____________

     Лист оценивания

    Установите соответствие

    1Водная оболочка нашей планеты

    А. воды суши

    2Часть океана, вдающаяся в сушу

    Б. источник (родник)

    3.Реки, озёра, ледники, болота – это  …

    В айсберги

    4Глыбы льда, плавающие горы - это…

     Г гидросфера

    5. Воды, содержащиеся в верхней части земной коры

    Д море

    6Выход подземной воды на поверхность

    Е. подземные воды

    Оценка за тест:

    ______________

    Самооценка работы на уроке

    _____________

    Ответы: 1.Г; 2.Д; 3. А;4 В: 5.Е; 6.Б;

    Критерии оценки

    6 правильных ответов — оценка 5;

    5ответов - «4»

    4,3 ответа - «3»

    меньше 3прав.ответов — оценка 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест к уроку географии "Вода на земле"

    Контроль и проверка знаний учащихся по изученному разделу в форме теста где представлены вопросы двух видов....

    Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс

    Урок географии в 5 классе по ФГОС ООО...

    урок географии "Внутреннее строение Земли."

    Урок географии спланирован с учетом содержания программы и входит в серию уроков раздела «Оболочки Земли. Литосфера». Урок построен по технологии развития критического мышления. В основу урока з...

    Презентация к уроку географии "От плоской Земли к земному шару".

    Презентацию можно использовать на уроке в 5 классе при изучении темы "От плоской Земли к Земному шару". В данной работе рассказывается о том, какой представляли нашу планету древние жители. А так же о...

    Конспект урока географии Живая оболочка Земли ФГОС 5 кл

    Урок разработан в соответствии с ФОГС ООО....

    План -конспект урока географии "Вода на Земле" 5 класс

    Разработка урока географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"...