Главные вкладки

    Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс
    план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

    Ажигатова Шахеризада Уагаповна

    Урок географии в 5 классе по ФГОС ООО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voda_na_zemle.docx77.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    План - конспект урока географии в 5 классе

    Автор: Ажигатова Ш.У

    Место работы: МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.» Красноярский район Астраханская  область

    Должность: учитель географии и биологии

    Предмет: география

    Класс: 5

    Тема урока: Вода на Земле.

    Базовый учебник: география 5класс - начальный курс .Автор Летягин А.А.

    План- конспект урока.

     Тема: Вода на Земле

    Цель  урока:

    1. познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»,  создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере. 

    2. развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах

    3. воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

    Задачи:

    - обучающие:

    1. сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;  
    2. доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

    - развивающие:

    1. развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
    2. развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
    3. создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

    - воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

    1. воспитывать информационную культуру;
    2. воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
    1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
    2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
    3. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий,  компьютер, проектор, Интернет, учебник,  ЭОР,

    Структура  и ход  урока:

    1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

    Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

    2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

    Отгадывание загадок (слайд 2)

    - Много меня - пропал бы мир,
    Мало меня - пропал бы мир. 

    - Книзу летит капельками, 
    А кверху - невидимкою. 

    - Мы говорим: она течёт;
    Мы говорим: она играет;
    Она бежит всегда вперёд,
    Но никуда не убегает.

    (Вода)

     Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется  одноцветным  – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

    -Как вы думаете, что мы будем изучать  сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

    3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

    Проблемный вопрос урока (Слайд 3)

    -Ребята, а много ли воды на Земле и  почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)

    Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

    Задание: (Слайд 4)

    Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

    -Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

    Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

    Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

    1.Работа с учебником  параграф 15,пункт 1.

    Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)

    Проверка (Слайд 6)

    - вода может находиться  в  трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

    - не имеет запаха, вкуса, цвета.

    - универсальный растворитель,

    - способность расширяться при замерзании,

    - накопитель  тепла,

    - хорошо проводит электрический ток.

    (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)

    Домашнее задание (Слайд 8)

    Выполнить задания на стр.86-88 «Школа географа-следопыта» (по выбору)

    2. Работа с геословарем: (Слайд 9)

    слова «гидросфера», «круговорот воды в природе», гидрологи заносятся в геословарь, с одновременным расшифрованием понятий   (в тетрадь).

    Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

    Работа по учебнику.

    Задание:

    - Используя текст учебника на стр. 84  п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)

                                           Состав гидросферы

            ………………                ………………                ………………

                   96,5%)

    (Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

    (Слайд 12-13)

    - Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие –  из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

    - Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

    «Хоть в это поверить не очень легко,

    Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

                                       И. Якимов (слайд 14)

    - Как вы думаете, возможно, ли это?

    Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь  ответить на вопросы:

            - Чем отличается  малый  круговорот воды  от большого?

            - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

            - Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

            - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

    - составление опорного конспекта

    - работа с магнитной схемой «Мировой круговорот воды» и текстом учебника стр.85-86. (взаимопроверка ответа ).

    Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)

    человек – несколько часов 2-3    

    воздух – 8 суток      

    река -  14 суток

    озеро -  7 – 300 лет  

    океан – 3000 лет    

    подземные воды – 5000 лет

    ледники – 8000 лет

    Домашнее задание (по выбору)  вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)

    4.Закрепление нового материала:

    Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)

    -Как вы, думаете, много ли воды на Земле и  почему она не заканчивается никогда?

    Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю –  не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно,  на листочках-шаблонах  напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 19)

            Утверждения:

    1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
    2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
    3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

    - самооценка: выбрать сектор 3 – балл – «3» (Слайд 20-21)

                                                         4 – балл – «4»

                                                         5 – балл – «5»

    Сектор 3

    1. Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .
    2. Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).
    3. Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

         Сектор 4

    1. Завершите перечень: в гидросферу входит:

    вода на суше

    …………….

    …………….

    1. В малом круговороте участвуют:

    суша – океан

    океан - атмосфера

                       суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)

    1. В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм

       Сектор 5

    1.  Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.
    2. Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)
    3. В большом круговороте воды участвуют:

    суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан

      Ученики ставят оценки.

    5.Рефлексия.   (Слайд 22)

              У каждого на парте по 3 листика  означающие:

    Зеленый-  было интересно на уроке, я все понял.

    Коричневый - урок  понравился, но некоторые моменты  были трудными.

    Красный –  мне на уроке было скучно.

    Сейчас я вас попрошу  повесить на дерево один из листочков.

                                                                                                                                                                 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

    На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

    Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"

    Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель  урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...

    Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

    Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

    Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».

    Тип урока: урок - обобщение.Форма урока: урок-КВНМетоды: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Основные п...

    Конспект урока географии в 6 классе. Земля и космос.

    Конспект урока составлен по учебнику - География. Землеведение авторы В.П. Дронов, Л.Е Савельева....

    Конспект урока географии "Планета Земля" 5 класс

    Конспект урока географии "Планета Земля" к учебнику издательства "Мнемозина"...