Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».
презентация урока для интерактивной доски по природоведению (5 класс) по теме

Белецкая Татьяна Владимировна

Тип урока: урок - обобщение.

Форма урока: урок-КВН

Методы: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Основные понятия темы:

клетка,

органоиды клетки,

функции органоидов,

царства живой природы,

среда обитания,

 

Бактерии

Простейшие

Грибы

Растения

Животные

природные зоны Земли,

тундра,

тайга,

влажные тропические леса,                                        

смешанные и широколиственные леса,

     травянистые равнины     пустыни,                                                                              

     среды наземно-воздушная,                                                       

     водная,

     почвенная.                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_povt-e_temy_zhizn_na_zemle.doc67 КБ
Файл flesh-animatsiya.rar2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель Белецкая Татьяна Владимировна

МБОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М. В. Нагибина

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по  теме «Жизнь на Земле».                                                                

Задачи урока:

- обучающие:   сформировать умение распределять организмы по царствам. Объяснять взаимосвязь животных и растений со средой обитания. Знать клеточное строение животных и растений. Знать представителей флоры и фауны разных материков.                                                       -развивающие:   развитие познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; развитие творческого мышления; формирование навыков речемыслительной деятельности. Убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний

-воспитательные:   Воспитывать эстетические взгляды на окружающую действительность,  ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Развивать монологическую речь, умение рецензировать ответы товарищей.

 Воспитывать культуру чувств – сочувствие, сопереживание, эмоционально – положительное бережное  отношение к природе и другому человеку, способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке. 

Тип урока: урок - обобщение.

Форма урока: урок-КВН

Методы: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивные таблицы-тренажеры «Растительная и животная клетка», «среды обитания» «Что полезно, а что вредно для природы», «Животные различных природных зон», «Голоса разных животных», карточки для игры «Царства живой природы», презентация, тесты для обобщения знаний в  рабочих тетрадях (стр. 80-81), учебник природоведения 5 класс, эмблемы команд, фишки, корзинки для голосования.

Межпредметные связи:

1. География 

2. Биология

3. Экология.

Основные понятия темы:

клетка,

органоиды клетки,

функции органоидов,

царства живой природы,

среда обитания,

природные зоны Земли,

тундра,

тайга,

влажные тропические леса,                                        

смешанные и широколиственные леса,

     травянистые равнины     пустыни,                                                                              

     среды наземно-воздушная,                                                        

     водная,

     почвенная.                                                                                                          

План урока

  I. Организационный момент (5 мин.)

Организация класса (деление на 2 группы, прикрепление эмблем)

 Озвучивание девизов: 

Девиз Пчелок : «Нам на месте не сидится, пчелки любят потрудиться»

Девиз Бабочек : «Легко, как бабочки, порхаем, первое место занимаем!»

  II.  Основная часть урока (30 мин.)

«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посетите планету Земля, - отвечал географ, - у нее неплохая репутация».  

Антуан де Сент – Экзюпери. Этими прекрасными словами из произведения «Маленький принц» начинаем наш урок-путешествие по природе планеты Земля.

Ученик: Что значит Родина моя?

               Ты спросишь. Я отвечу:

               Сначала тропочкой земля

               Бежит тебе навстречу,

               Потом тебя поманит сад

               Душистой веткой каждой,

               Потом увидишь стройный ряд

               Домов многоэтажных.

               Потом пшеничные поля

               От края и до края;

               Все это – Родина твоя!

               Земля твоя родная.

Посмотрите, как прекрасен и удивителен живой мир на планете Земля.

Для того, чтобы повторить все, что мы изучили в разделе «Жизнь на Земле», совершим путешествие по станциям: «Живые клетки», «Разнообразие живого», «Три среды обитания», «Жизнь на разных материках», «Природные зоны Земли».

Последнее время приобрел популярность экологический туризм. Именно он позволяет людям любоваться экзотическими представителями флоры и фауны в самых дальних уголках планеты. Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, что вам нужно продать путевки на «горящие» туры. Составьте небольшой рекламный проспект для туриста, расскажите о животных и растениях этого уголка Земли. На выбор – любой материк.

Дети в командах решают, кто из них займется составлением проспекта ( 2 чел.), выбирают материки и приступают к работе.

Итак, первая станция нашего путешествия - «Живые клетки». Демонстрация слайда № 7, где вопросы на тему «Строение клетки» и ответы открываются в качестве проверки правильности по щелчку на слайде :

НАС НАЗЫВАЮТ «КИРПИЧИКАМИ» ВСЕГО ЖИВОГО.

КЛЕТКИ

Я ПОКРЫВАЮ КЛЕТКУ, СЛОВНО ПОКРЫВАЛОМ, ЗАЩИЩАЮ ЕЁ И ОБЕРЕГАЮ.

 ОБОЛОЧКА (МЕМБРАНА)

Я «МОЗГОВОЙ ЦЕНТР» КЛЕТКИ, Я ХРАНЮ САМЫЕ ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КЛЕТКЕ, ВО МНЕ ЗАПИСАНА НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

 ЯДРО

Я ВНУТРИ КЛЕТКИ, ПО МНЕ СКОЛЬЗЯТ ВНУТРЕННИЕ ЧАСТИ КЛЕТКИ.  

 ЦИТОПЛАЗМА

ЧАСТИ КЛЕТКИ НАЗЫВАЮТСЯ…

ОРГАНОИДАМИ

МЫ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА, В НАС ИДЕТ ПРОЦЕСС

 ФОТОСИНТЕЗА.  

ХЛОРОПЛАСТЫ

МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ НАЗЫВАЮТСЯ…

 СПЕРМАТОЗОИДАМИ

ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ НАЗЫВАЮТСЯ…

 ЯЙЦЕКЛЕТКАМИ

Далее – интерактивная таблица-тренажер «Чьи это клетки» слайд № 8, вызываются по 1 представителю от команды, обсуждается правильность ответов.

Вторая станция нашего путешествия – «Разнообразие живого».

Царства живой природы – это крупные группы живых существ. Поиграем в игру «Узнай меня». Раздаются карточки с названиями царств, устанавливается соответствие представителей царств и самих царств. На доске появляется подсказка – слайд №10

Третья станция нашего путешествия – «Четыре среды обитания».

Остановка «Загадкино». Демонстрация слайдов 12-14, где нужно не только отгадать загадку, но и назвать среду обитания этого животного, описать те приспособления, которые позволяют этому животному выживать в этой среде:

Словно вихрь, летит, спасаясь

От врага, пугливый…(заяц)

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет – это…(крот)

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой

Вильнёт хвостом туда-сюда

И нет её, и нет следа…(рыба)

Незваный он гость

в твоем организме.

Ты руки не мыл?

Ты им мог заразиться!

Он – червь, паразит, он тебя разрушает.

А как излечиться? Лишь врач только знает! (глисты)

Он долго дерево долбил

И всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый пестрый…(дятел)

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдете:

На поляне, на опушке,

Мы – зеленые…(лягушки)

Работа с интерактивным плакатом «Три среды обитания». Слайд 15. Вызываются по 2 представителя команд для работы с плакатом.

Четвертая станция нашего путешествия – «Жизнь на разных материках».

Остановка «Загадкино», слайд №17. Работа с интерактивным плакатом «Чьи это голоса?», команды по очереди отгадываю голоса животных, в случае успешного ответа получают фишки.

Демонстрация слайда №18. Озвучиваются результаты работы над рекламным проспектом туристических агентств. Результат оценивается членами жюри, присуждаются баллы.

Пятая станция нашего путешествия – Природные зоны Земли. Демонстрация слайда №20. На карте – природные зоны. Объясните, почему они образовались? Ответ дает участник той команды, которая готова первой. Оценка в виде баллов.

Слайд №21. Работа с интерактивным плакатом «Кто здесь лишний?». В рядах «Тундра», «Степь», «Тропический лес» и т. д. расположены характерные для этой зоны животные, за исключением одного. Вызываются по одному участнику команды, отмечаются те животные, которые лишние в ряду.

Слайд №22. Работа с интерактивным плакатом «Что полезно, а что вредно для природы». От команды приглашаются по 1 участнику, на плакате выставляется соответствие изображений заданиям. Оценивание происходит по результатам теста.

Остановка «Рассказово» - участник одной из команд выходит к анимированному плакату на Слайде №23, озвучивает происходящее на плакате (круговорот воды в природе). Оценивание по завершению выступления.

Демонстрация слайда №24. Презентация переводится в режим «редактирование слайдов».  Участник другой команды работает над  распределением морских животных по водным сообществам.  Оценивание по завершению выступления.

Работа в тетрадях над тестами на стр. 80 – 81. Демонстрация слайдов №25 – 27.

 III. Итог урока (5 мин.).

Домашнее задание:

Тетрадь : стр. 80 – 81, закончить тесты части а и б.

Учебник : стр. 139, прочесть текст

ПРОСЬБА: ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЯ, ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ «ЖИВОТНЫЕ – СИМВОЛЫ ОЛИМПИАД» И «ЧТО У ГРЕКА НА ОБЕД?»

Демонстрация слайдов № 29 – 35, на которых изображены в виде плакатов основные темы, затронутые на уроке.

Голосование жюри.

Подсчет баллов, поздравления победителей.

Литература:

1.Учебник «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин,

Москва «Дрофа»,2001 г.

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков,

Н.И.Сонин, 2005 г.

3.Ресурсы сети Интернет.

Дополнительные вопросы для получения баллов, если позволяет время

Команды поочередно задают вопросы (по баллу за каждый правильный ответ). Если команда не может ответить на вопрос, то отвечает другая команда.

1.За какое время земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

2.Какая из звезд ближе всего к Земле?(Солнце)

3.Естественный спутник Земли.(Луна)

4.За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?(365 дней - год)

5.Уменьшенная модель Земли(глобус)

6.Кто и когда совершил первый полет в Космос? (12апреля1961г. Ю.А.Гагарин)

7.Самая близкая к Солнцу планета(Меркурий).

8.Планета красноватого цвета. (Марс)

9.Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер)

10.Упавшие на Землю космические тела. (метеориты)

Девиз: «Нам на месте не сидится, пчелки любят потрудиться»

Девиз: «Легко, как бабочки, порхаем, первое место занимаем!»

На ромашку у ворот

БРУСКА  (барсук)

ОБКАСА  (собака)

БЮРДВЛЕ (верблюд)

ДЕМЬЕВД  (медведь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по теме «Жизнь в эпоху высоких технологий. Каковы аргументы за и против»

Конспектурока английского языкаВ 11а классе  Тема урока: Жизнь в эпоху высоких технологий....

урок природоведения в 5 классе по теме:"Жизнь на Земле"

Цель данного урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; развитие самостоятельности, чувства ответственности за учебу; воспитание любви к предмету....

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин

Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...

Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий

Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение знакомства со свойствами воздуха. С помощью опытов , которые проделывают учащиеся под руководством учителя делаем вывод , что воздух постоянно находися в движении. Теплый воздух легче холо...

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение темы свойства воздуха.  Воздух находится в постоянном движении. Благодаря  опытам ,которые учащиеся выполняют под руководством учителя,  можно сделать вывод, что теплый возд...