презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему

Чапурина Антонина Ивановна


Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_pochv.doc48 КБ
Office presentation icon obrazovanie_pochv.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Образование почв  и их  разнообразие.

Ход урока

  1. Организация класса.

  1. Изучение нового материала.

Тема нашего урока "Образование почв и их разнообразие" (слайд 1) На уроке мы с вами должны (слайд 2):

  1. обозначить вклад В. В. Докучаева в изучение почв;
  2. изучить что такое почва, факторы почвообразования, основное свойство почвы, почвенный профиль;
  3.  познакомиться с основными видами почвы.

Но для начала, давайте вспомним, что же такое почва? (Верхний слой земной коры, обладающий плодородием)

Чем отличается почва от горной породы? (Почва обладает плодородием, в ней обитают животные и микроорганизма, растут растения)

От чего зависит плодородие почвы? (От наличия питательных веществ)

Какие виды почв вам известны?

Мы привыкли называть почву – землей. Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось оно в пословицах, поговорках, песнях (слайд 3).

Прочитайте внимательно пословицы. О чем они нам говорят?

Какие пословицы о земле вам известны? (Господь повелел от земли кормиться; Без хозяина земля круглая сирота)

Почвы всегда интересовали людей, так как люди издревле занимались земледелием.

Первым исследователем почв в России был Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4). В своем трактате "О слоях земли" он ставит вопрос: "Что есть почва?" Так что же "есть почва". Вот как М. В. Ломоносов сам отвечает на этот вопрос: "Почва – это особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающие уникальным свойством – плодородием, т.е. способностью обеспечивать рост растений, давать им питание".

Основателем же науки "Почвоведение", которая занимается изучением почв, был русский ученый Василий Васильевич Докучаев (слайд 5). Он впервые доказал, что почва – это не горная порода, не просто верхний слой Земли, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира.

Вся научная деятельность В. В. Докучаева была направлена на изучение свойств почв, разработки методов их защиты. Докучаев научно доказал, что "земля живая", что её неправильная обработка, истощение могут "убить" её.

"Царем почв" Василий Васильевич называл русский чернозем (слайд 6). Он писал: "Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота и самоцветов русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России".

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов фашистские захватчики вывозили из нашей страны эшелонами именно чернозем, подтверждая тем самым справедливость учения В. В. Докучаева.

В. В. Докучаев справедливо называл почвы "зеркалом ландшафта".

Как вы думаете, что это значит?

А это значит, что именно почвы, как никакой другой компонент природы, являются выразителем самых главных особенностей территории.

Какова же роль В. В. Докучаева в русской и мировой науке?

Мы с вами рассмотрели несколько вариантов определения "почва". Попробуйте из всего выше сказанного сами сформировать понятие "почва".

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени, в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа (слайд 7). Запишите определение в тетрадь.

Так что же такое почва?

Прочитайте внимательно определение и скажите, под влиянием каких факторов формируется почва (слайд 8).

Как влияет на почву материнская порода?

От материнской породы зависит не только минеральный состав почвы, но и мощность самой почвы.

Как на почву влияют растения и животные?

Как влияет климат?

Какое влияние будет оказывать рельеф?

Как вы думаете, как время будет влиять на образование почв?

Какой фактор мы с вами не упомянули?

Как деятельность человека влияет на почву? Каковы отрицательные стороны влияния человека на почву? Назовите положительные стороны влияния человека на почву.

Назовите основные почвообразующие факторы.

Вспомните, пожалуйста, основное свойство почвы.

Что такое – плодородие? (слайд 9)

Плодородие -  это способность обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ.

Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (слайд 10)

Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной или гумус, в котором накапливаются необходимые для питания растений элементы: азот, фосфор, калий и др. Но плодородие зависит не только от наличия в почве питательных веществ, но также и от механического состава почвы. Песчаная почва или глинистая, зернистая или комковатая – все это влияет на плодородие.

Например: на водоупорных глинах образуются тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоряемые почвы (слайд 11).

В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль (слайд 12).

Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

Всем вам наверняка приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном склоне оврага или балки. Посмотрите внимательно на фотографию (слайд 13), которая была сделана на берегу Цимлянского водохранилища. Здесь хорошо просматриваются почвенные горизонты. И видно даже древнюю материнскую породу.

Давайте рассмотрим графическое изображение почвенного профиля (слайд 14), где

А0 – это лесная подстилка (если рассматривать лесные почвы) или луговой войлок (в степи и лугах);

А1 – это гумусовый горизонт;

А2 – иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;

В – элювиальный горизонт или горизонт вмывания;

С – это материнская порода.

Назовите эти горизонты еще раз.

Почвенные профили разных природных зон будут совершенно отличаться друг от друга (слайд 15).

Посмотрите внимательно на почвенные профили и скажите, почему мощность почв тундры, намного меньше мощности почв смешанных лесов?

  Как вы думаете, почему в почвах тайги гумусовый горизонт в несколько раз меньше, чем в черноземах степей?

Мы с вами рассмотрели почвенные профили разных природных зон. Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?

Действительно, на всей территории Земли очень разнообразны.

А от чего зависит образование почв?

Посмотрите на схему "Основные типы почв" (слайд 16).

Все почвы земли поделены на три основные группы:

  1. почвы равнин;
  2. почвы гор;
  3. покровные ледники.

Определите, какая группа из этих занимает наибольшую территорию.

Каких почв на равнинах больше всего?

Количество, каких равнинных почв очень мало?

Как вы думаете можно ли получить урожай с тундровых почв?

А возможно ли ведение сельского хозяйства на пойменных почвах?

Почвы пойм очень плодородны. Эти почвы некогда "вскормили" древнюю цивилизацию египтян, которые, несмотря на то, что вокруг их древнего государства была пустыня, всегда имели хороший урожай (слайды 17, 18)

В Древней Руси, люди тоже селились по берегам рек, замечая, что на этой территории очень хорошо растут растения, что отображено в первых письменных источниках.

Подумайте, почему почвы пойм рек будут так плодородны?

Запишите домашнее задание в дневник. Внимательно прочитайте параграф, ответьте на вопросы к нему, самостоятельно рассмотрите схемы в этом параграфе, выучите термины, записанные в тетрадь.

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы кодированного диктанта. (Слайд 20)

  1. Самый богатый, по количеству питательных веществ почвенный горизонт.
  2. Этих почв на равнинных территориях больше всего.
  3. Основатель науки почвоведение.
  4. Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
  5. Основа для формирования почв.
  6. Он написал трактат "О слоях земных"
  7. Почвы образованные илистыми наносами.
  8. Способность обеспечивать растения необходимыми им питательными веществами, водой, воздухом.
  9. Это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия органического и неорганического мира.
  10. "Царь почв".

ІV. Итог урока. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...

Конспект урока природоведения в 5 классе

Обобщающий урок на тему "ОРГАНИЗМЫ"...

Конспект урока природоведения в 5 классе "Солнечная система"

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.Задачи:Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мир...

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».

Тип урока: урок - обобщение.Форма урока: урок-КВНМетоды: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Основные п...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

презентация к конспекту урока 7 класс

презентация к конспекту урока в невладеющей группе. Тема урока:  "Куыстæн йæ сæр – сындз, йæ бын – сой."...

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"

Данный конспект  представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....