Главные вкладки

    Конспект урока географии "Планета Земля" 5 класс
    план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

    Хромова Наталья Александровна

    Конспект урока географии "Планета Земля" к учебнику издательства "Мнемозина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_geografii_planeta_zemlya.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по географии,

    составленный по принципу системно-деятельностного подхода

    (проблемно-диалоговой технологии).

    Ф.И.О.   Хромова Наталья Александровна

    Место работы: МО Красноармейский  район, МБОУ СОШ № 55 ст. Старонижестеблиевская

    Должность: учитель географии

    Предмет: география

    Класс: 5

    Тема урока: §2  «Планета Земля»  (урок 3.2  в разделе  «Земля – планета Солнечной системы »)

    Базовый учебник: «География» 5 класс. Авторы Н.Н.Петрова, Н.А. Максимова. Издательство Мнемозина 2012

    Цель: сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.

    Задачи урока:

    -   обучающие: углубить знания  о планете Земля;

    - развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

    -   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

    Планируемые результаты:

    компонента научной картины мира;

    -  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

    - предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты, роль Луны в жизни планеты.  Знать и объяснять существенные признаки понятий: земная ось, географический полюс, экватор, затмение, приливы-отливы.

    Универсальные учебные действия:

    - личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

    - регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

    - познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

    - коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

     Тип урока:  комбинированный

    Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.


    Структура и ход урока.

    Название этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1

    Актуализация знаний

    Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку.

    Приветствуют учителя, проверяют готовность  к уроку (К).

    Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?

    Что нам неизвестно о Земле?

    Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

    Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П).

    2

    Создание проблемной ситуации

    Создаёт для учеников проблемную ситуацию.

    -а что вам известно о форме и размерах Земли?

    -а что вам известно о форме и размерах Земли?

    1. «Третий лишний»

    - Меркурий, Сатурн, Земля

    - Марс, Земля, Венера

    - Земля, Солнце, Сириус

    2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):

    А) Солнце по размерам равно Земле.

    Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.

    В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.

     (Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.

    1. Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
    2. Как они различаются по размерам?

    Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

    Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

    3

    Целеполагание

    Объявление темы урока.
    Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

    Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности 

    Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус?

    Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

    Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П , Р, К)

    4

    Планирование

    Предлагает учащимся обсудить план изучения материала, выбрать средства.

    Я вам предлагаю план работы на уроке на доске, познакомьтесь с ним и обсудите его в парах, подберите необходимые для урока средства обучения и выскажите своё мнение.

    Работают в парах, обсуждают план, выбирают средства, необходимые для получения новых знаний, и выносят решение (К, П, Р)

    5

    Изучение нового материала

    Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

    - найти  в тексте учебника и узнать  информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

    - задаёт вопрос  сравнение

    Работают с учебником : находят и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р)

    Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

    Практикум: работа в группах (4)делают  расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и   формулируют вывод о различиях радиусов.  (П,Р,К.)

     Вводит понятие географический полюс, знакомит с Северным и Южным полюсами.

    Обмениваются полученной  информацией (К), запоминают новое понятие (П).

    6

    Применение нового знания

    Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
    Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
    Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
    Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
    Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

    Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

    Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

    Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы

    Обсуждают в группах и индивидуально,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

    (Р,К ,П)

    Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

    Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

    7

    Рефлексия

    Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

    Записывают выводы.

    Определяют степень продвижения к  цели (Р,Л,П)

    8

    Домашнее задание

    Подводит итоги урока.

    Комментирует и выставляет оценки за урок.

    Объясняет д/з §2, Вопросы с.17

    Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л, К). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (Р, К).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 1 классе по теме «Класс».

    Тема: «Класс»Цель: познакомить ученика с новыми по звучанию материалом (решают примеры). Продолжить работу над речевым дыханием, умением произносить на одном выдохе до 8-10 слов, выделять ударны...

    Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

    Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

    Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

    Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

    Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

    Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

    Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...