Главные вкладки

    Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
    план-конспект урока (география, 9 класс) по теме

    кольцова ольга павловна

     

    ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_geografii_9_klass_tek.zip1013.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока географии 9 класс на тему:


    «Топливно-энергетический комплекс России».

    Учитель  географии  Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения

    средняя общеобразовательная школа № 372  

    Московского  района Санкт-Петербурга

    Кольцова Ольга Павловна.

    Цели:

    1. Показать значение ТЭК
    2. Сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа
    3. Дать понятие о топливно  -энергетическом балансе
    4. Познакомить с проблемами ТЭК
    5. Продолжить формирование умений и навыков работы с экономическими картами и статистическим материалом.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Изучение нового материала.

    Слово учителя

    -Сегодня мы начинаем знакомство с МОК и отраслями, их составляющими.Знакомится сними мы будем придерживаясь плана.

    Слайд№1-2

    План изучения МОК.

    1. Значение МОК в хозяйстве.
    2. Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
    3. Факторы размещения отраслей.
    4. Районы размещения производства.
    5. Перспективы и проблемы развития комплекса.

    - Первый МОК, с которым мы с Вами познакомимся сегодня на уроке-Топливно-энергетический.

    - Как Вы думаете, почему мы начинаем знакомство с МОК именно с него?

    Слайд№3

    ?

    -  более 50% экспорта России составляет топливо ( нефть, газ, уголь)-изучение мы начинаем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.

    Слайд№4

          Что такое природные ресурсы?

     (естественные ресурсы, природные богатства  - все. Что человек использует из окружающей  его природной среды для своего существования и хозяйства и что обеспечивает развитие производства в будущем.)

          Какие  виды природных ресурсов Вы знаете?

    (земли, вода, растительность, животный мир, воздух, солнечная энергия, полезные ископаемые)

     

        Если оценить все природные ресурсы по масштабам запасов, то они ,если помните делятся на…

    (Исчерпаемые и неисчерпаемые)

     

    Во время исторического развития, человек всегда нуждался в топливе.

    -Назовите известные Вам виды энергетических ресурсов.

    -Расположите энергетические ресурсы в той исторической последовательности, в которой они начали широко использоваться человеком.

    1    

    ?

     2

     3

    4

    ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии.

     ?

     Сформулируйте, какова основная задача ТЭК.

    Слайд№5

    Задача ТЭК –добыча топлива, производство электроэнергии и передача их потребителю.

    -Рассмотрим состав ТЭК(стр.79,рис.33)

    Слайд№6

    ?

    Найдите звенья ТЭК на рис.33 и объясните функцию каждого из них, а также связи между ними. Ответ запишите.

    1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:

     А) угольная промышленность;

     Б) нефтяная промышленность;

     В) газовая промышленность;

     Г) сланцевая, торфяная промышленности

      Вывод:

     Функция   1звена - добыча топлива.

    2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.

     А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.

     Б) ГЭС,  работают за счет  энергии воды.

     В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива

     Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.

     

     Вывод:

    Функция 2 звена – производство электроэнергии.

    3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию

    Вывод: в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.

    Слайд№7

    Значение ТЭК в экономике страны велико.

    ?

          Сейчас, ребята давайте посмотрим на  цифры в атласах на с.16-19. Что мы видим?

     

     ( в начале XX века добыча производилась  небольшими количествами,  к середине, количество значительно увеличилось в разы, не говоря уже о начале XXI века).

     

       

    Ежегодно в стране составляется топливно- энергетический баланс.

    Топливно- энергетический баланс – это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

    ?

     Определите, из чего складывается приход и расход топлива и энергии, (стр. 80, рис.34).

    ?

      -Задачи ТЭК не только увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и  

      экономия энергии. Объясните, почему?

            

    1. Новые месторождения- район Севера.
    2. Добыча и транспортировка постоянно дорожает.
    3. Экологические проблемы.

    ?

    Как можно экономить энергию каждому жителю России? Предложите несколько вариантов , докажите их эффективность.

    -При составлении топливного баланса используют такой показатель, как условное топливо.

    Условное топливо- это единица учета органического топлива, применяемая для составления эффективности различных видов топлива и суммарного учёта их.

    В качестве единицы у.т. принимается 1 кг топлива с теплотой сгорания 7000ккал/кг (29,3 Мдж/кг).

    Перевод натурального топлива в условное производится умножением количества натурального топлива на калорийный эквивалент.

    IV   Закрепление изученного материала.

     

    ?

    Определите приходную часть ТЭБаланса, переведя в условное топливо основные виды топливных ресурсов.

    Вид топлива

    Добыча(2006 г) в тоннах

    Коэффициент перевода

    Условное топливо

    Нефть

    480 млн т

    1,5

    ?

    Природный газ

    656 млрд т

    1,5

    ?

    Каменный уголь

    232 млн т

    1,0

    ?

    Бурый уголь

    77 млн т

    0,4

    ?

    V  Рефлексия

     В заключение урока, давайте поговорим, что сегодня у нас с вами получилось, что научились делать и какие возникли трудности в изучении нового материала.

     

     (Рассказ ребят, о том, что они поняли, какие у них возникли трудности во время изучения нового материала, что они смогли сами найти на поставленные вопросы ранее ими вопросы ответы.

     V Выставление отметок: за ответы, активную работу на уроке .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест на тему Топливно-энергетический комплекс России. 9 кл.

    Тест на тему Топливно-энергетический комплекс России. 9  кл....

    Модульный урок №1 по теме «Топливно-энергетический комплекс". Нефтяная и газовая промышленность.

    Урок по теме "Топливно- энергетический комплекс", разработанный с использованием модульной технологии....

    Тест по теме: " Топливно-энергетический комплекс"

    Для закреплений знаний по теме ТЭК, использую на уроке данный тест....

    Урок географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"

    Урок  географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"...

    Тест по географии по теме: "Топливно-энергетический комплекс России"

    Данный тест предназначен для проверки знаний по указанной теме и представлен в 2 вариантах. Вопросы теста разного уровная сложности и позволяют учителю проверить не только фактические знания по теме, ...

    Контрольная работа по географии 9 класс по теме "Топливно-энергетический комплекс"

    Данная контролтная работа работа позволит проверить знания детей по предмету география в 9 классе в 1 четверти ....