Модульный урок №1 по теме «Топливно-энергетический комплекс". Нефтяная и газовая промышленность.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Урок по теме "Топливно- энергетический комплекс", разработанный с использованием модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Модульный урок №1 по теме

                  «Топливно-энергетический комплекс".

                  Нефтяная и газовая промышленность.

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: раскрыть значение топливно-энергетического комплекса, его проблемы  и пути их решения; выяснить особенности размещения топливной промышленности.

Внимательно прочитай цель урока

УЭ-1

Цель: активизировать  знания, полученные на прошлом уроке.

Экспресс опрос.

1). Дать определения:

Народное хозяйство-

Отрасль-

Межотраслевой комплекс-

Географическое разделение труда-

Структура хозяйства-

2).Распределить нижеперечисленные отрасли в две группы - сфера материального производства

и непроизводственная сфера:

а) отрасли, непосредственно создающие материальные блага в вещественной форме - в виде продуктов и энергии (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

б) отрасли, обслуживающие население

( пассажирский транспорт, торговля. здравоохранение, просвещение, культура, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство);

в) отрасли обороны и управления;

г) отрасли, увеличивающие стоимость материальных благ вследствие их доставки потребителю (грузовой транспорт);

д) отрасли, производящие духовные ценности

( наука, искусство)

Работаем устно

Отрасли распределить в таблицу

Материальное

произв.-во

Нематериальное

произв.-во

УЭ-2

Цель: определить состав топливно-энергетического комплекса, состав топливной промышленности.

Составить схему «Структура ТЭК»

Работаем с учебником  § 27 (25).

Прочитать определение ТЭК на стр. 117 (106)

Начертить схему в тетрадь, заполнить ее.

УЭ-3

Цель: определить значение ТЭК.

Какое значение имеет ТЭК для хозяйства нашей страны?

Работаем устно.

УЭ-4

Цель: познакомить с понятием топливно-энергетический баланс, выяснить значение отдельных видов топлива в топливно-энергетическом балансе страны.

Что такое топливно-энергетический баланс, из каких составляющих складываются его приходная и расходная части?

Каковы тенденции изменения его структуры, какими причинами они обусловлены?

Попробуй свои силы!

Работаем устно.

За помощью обратись к учебнику

 стр.118 рис.26 (стр.106 рис.22).

Прокомментируйте таблицу 8 стр.119 (табл.7 стр.107). Производство и вывоз нефти и нефтепродуктов.

УЭ-5

Цель: выяснить особенности нефтяной промышленности.

Определить по картам и рис.27 стр.118 (рис.23 стр.107) районы добычи нефти и направления транспортировки по нефтепроводам.

Перечислите основные направления использования нефти, какие продукты являются результатом ее переработки?

Назовите главные направления нефтепроводов.

Работаем с текстом и картами учебника стр. 118-121(106-109)

Нанести основные районы добычи на контурную карту

На контурной карте соедините районы добычи нефти с районами ее переработки и портами вывоза.

УЭ-6

Цель: дать характеристику газовой промышленности.

План характеристики отрасли ТЭК.

  1. Значение отрасли.
  2. Основные современные районы добычи и их особенности.
  3. Основные районы потребления.
  4. Способы и пути транспортировки топлива к районам потребления.
  5. Влияние отрасли на окружающую среду.
  6. Современные проблемы отрасли и пути их решения.

Работаем с текстом и картами учебника стр.120-122(109-111)

План характеристики запиши в тетрадь.

Нанести основные районы добычи

газа и основные газопроводы на контурную карту

УЭ-7

Цель: закрепление и первичный контроль знаний по теме «Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность».

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Какое место в мире по добыче нефти занимает Россия в настоящее время?

     А) первое;

     Б) второе;

     В) третье;

     Г) четвертое.

      2.  Какое место в мире по добыче газа занимает Россия в настоящее время?

    А) первое;

     Б) второе;

     В) третье;

     Г) четвертое.

     3. Крупнейшим районом Российского газа является:

     А) Оренбургско-Астраханский (Волго-Уральский);

     Б) Западно-Сибирский;

     В) Якутский;

     Г) шельф Баренцева моря.

     4. Крупнейшим районом нефтедобычи в России является:

      А)Баренцево-Печорский;

      Б) Волго-Уральский;

      В) Западно-Сибирский

      Г) Охотоморский.

   5. Из перечисленных производств в состав ТЭК не входит:

     А) транспортировка топлива;

     Б) электроэнергетика;

     В) угольная промышленность;

     Г) коксохимия.

  6.В середине ХХ века наиболее значительным источником энергии был(-а,-и):

      А) дрова;

      Б) нефть;

      В) газ;

      Г) уголь.

   7. В настоящее время в общем производстве первичной энергии наибольшая доля принадлежит:

     А) углю;

     Б) газу;

     В) нефти;

     Г) АЭС.

Работаем на листочках.

           

Сдаем работу учителю.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

7 правильных ответов-«5»

6-5 правильных ответов-«4»

4-3 правильных ответа-«3»

менее 3 правильных ответов-

Вы плохо усвоили тему.

УЭ-8

Цель: подвести итог.

  1. Прочитай еще раз цели урока.

       Достигли ли Вы этих целей?

  1. Выбери домашнее задание:

       а) если за работу на уроке у вас оценка «5»-подготовьте сообщение по теме «Проблемы топливного комплекса»;

       б) если за работу на уроке у вас оценка «4»- составьте характеристику нефтяной промышленности по плану; повторите записи в тетради;

       в) если за работу на уроке вы получили «3» или ниже, выучите § 27

(§25 стр. 106-111), ответьте на вопросы после §.

              ДНЕВНИК!!!

                                Модульный урок №2 по теме

                       «Топливно-энергетический комплекс»

                                  Угольная промышленность.

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: продолжить изучение особенностей топливной промышленности, раскрыть особенности угольной промышленности, проблемы и перспективы ее развития, экологические проблемы ,связанные с ТЭК.

Внимательно прочитай цель урока.

УЭ-1

Цель: активизировать  знания, полученные на прошлом уроке.

-Каков состав топливно-энергетического комплекса.

-Для чего необходимо развитие топливной промышленности?

-Дать характеристику нефтяной промышленности России.

-Дать характеристику газовой промышленности России.

-Рассказать о проблемах топливного комплекса.

Внимательно прочитайте вопросы, приготовьтесь отвечать.

Ответы слушаем внимательно, готовим дополнительные вопросы.

УЭ-2

Цель: выяснить особенности угольной промышленности.

-Определить по рис.31 стр.124( рис.26 стр.112)  районы добычи угля, какие из них являются наиболее крупными?

-В чем особенность размещения месторождений угля?

Работаем с текстом учебника  §28(старые учебники стр.112-113)

УЭ-3

Цель: дать характеристику угольной промышленности по плану. 

План характеристики отрасли ТЭК.

  1. Значение отрасли.
  2. Основные современные районы добычи и их особенности.
  3. Основные районы потребления.
  4. Способы и пути транспортировки топлива к районам потребления.
  5. Влияние отрасли на окружающую среду.
  6. Современные проблемы отрасли и пути их решения.

Работаем в тетради.

Тетради сдаем на проверку учителю.

УЭ-4

Цель: выяснить экологические проблемы топливной промышленности.

Перечислите основные виды воздействия топливной промышленности на окружающую среду.

Найдите ответ на стр. 126

(старые учебники стр.114)

УЭ-5

Цель: закрепление и первичный контроль знаний по теме «Угольная промышленность».

Продолжите предложения:

« Общероссийское значение имеют следующие угольные бассейны-…»

«Местное значение имеют следующие угольные бассейны-…»

Измерьте расстояния, на которые перевозят уголь из Кузбасса в Москву, во Владивосток.

Подумайте, выгодно ли возить уголь Кузбасса на экспорт?

На контурную карту нанесите основные угольные бассейны, направления транспортировки угля.

УЭ-6

Цель: подвести итог урока.

  1. Прочитай еще раз цели урока.

       Достигли ли Вы этих целей?

  1. Выбери домашнее задание:

На «5» стр.115 «Проблема ждет вашего решения»;

На « 5и4» стр.115 «Моя точка зрения»;

На «3»§28 ( 25 )пересказ, вопросы после §.

ДНЕВНИК!!!

                                Модульный урок №3 по теме

                       «Топливно-энергетический комплекс».

                                       Электроэнергетика.

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: выявить значение электроэнергетики для хозяйства; уметь выделять существенные признаки понятий «электроэнергетика», « энергосистема»; охарактеризовать различные типы электростанций, определить особенности размещения электростанций в России; раскрыть проблемы электроэнергетики.

Внимательно прочитай цели урока.

УЭ-1

Цель: дать определение понятию «электроэнергетика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Завод «Красные Баррикады» – флагман судостроения в нефтяной и газовой промышленности в бассейне Каспийского моря»

Урок показывает роль градообразующего предприятия в жизни поселка и его жителей...

Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"

Это обобщающий урок., где  систематизируются и расширяются  знания учащихся по строению и применеию углеродов  в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мировог...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Тест на тему Топливно-энергетический комплекс России. 9 кл.

Тест на тему Топливно-энергетический комплекс России. 9  кл....

Урок географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"

Урок  географии в 9 классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы"...