Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Гончарова Ольга Сергеевна

 

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой.

 

Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном декоративно-прикладном искусстве;

создать атмосферу, побуждающую учащихся к самостоятельной творческой деятельности;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным традициям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyshivka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждекние основная общеобразовательная школа № 24 х. Соколихина Лабинского района.

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке

 (из цикла уроков «Ремесла Кубани»)

конспект урока в 7 классе

Подготовила: учитель кубановедения

МОБУООШ №24 х. Соколихина

Гончарова Ольга Сергеевна

х. Соколихин

2011 – 2012 учебный год

Тема:          Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке

 Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой.

Задачи: углубить эстетические познания учащихся о народном декоративно-прикладном искусстве;

создать атмосферу, побуждающую учащихся к самостоятельной творческой деятельности;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным традициям.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, предметы, украшенные кубанской вышивкой, образцы народной вышивки, мультимедийная установка, листы белой бумаги, кисти, краски, фломастеры, карандаши; иллюстрации с образцами кубанской вышивки; изделия кубанских рукодельниц.

Опережающее домашнее задание: принести  эскизы кубанской вышивки.

Словарь

Настольник – скатерть.

Подзор – полоса из конопляной и другой хлопчатобумажной ткани размером от 30 до 50 см, которая пришивалась к краю простыни.

Рушник – вышитое и тканое полотенце.

Хустка – платочек.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических и изобразительных элементов.

                                                Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку

  1. Вступительное слово учителя:

     На прошлом уроке мы узнали о ремёслах (декоративно- прикладном искусстве) Кубани. Вспомните, пожалуйста, и назовите традиционные для Кубани виды  декоративно-прикладного искусства.

(Ответы учащихся) .

  1. Проверка  домашнего  задания.

– Дома вы должны были подобрать пословицы и поговорки, посвящённые мастерству, орудиям труда, ремёслам. Проверим, как вы справились с заданием.

(Ребята зачитывают найденные пословицы и поговорки. Например:

  1. Работа сама за сэбэ скажэ.
  2. Не коваль, так и рук не погань.
  3. Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся.
  4. Бис труда ни выниш и рыбку ис пруда.
  5. Куды нэ пидэ, за ним золоти вэрбы растуть. (У хорошего мастера везде и всегда всё ладится)
  6. Байдыки быть.   (Байдыки (укр.)  – баклуши)

                                                                                         и другие.)

IV.      Изложение теоретического материала.

Слово учителя:

–Сегодня мы будем говорить об одном из видов декоративно- прикладного искусства – вышивке.  Вы узнаете историю вышивки, связь её с кубанскими обрядами.

Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой.

На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Вышивали по целой ткани различными «верхошвами» - крестом, гладью, мережкой. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивка крестом бытовала повсеместно, отличалась разнообразием приема исполнения. Изготовлением полотна занимались женщины.

   Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовался лён. В начале XX века вошло в употребление фабричное полотно – миткаль.

Кубанская вышивка отличалась от других своим цветом. В традиционной кубанской вышивке был белый фон - цвет, на котором зарождалась жизнь, красный цвет - цвет любви, жизни и черный цвет - цвет плодородного кубанского чернозема, богатства Кубани. В вышивке был и геометрический, и растительный, и животный орнамент. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. Девочки уже с 6-7 лет приучались прядению и до замужества приготавливали себе приданное. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук.

     По старинному обычаю девушки с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера «на попряхи», «на досвiтки» или «на сиделки» в какой-нибудь малосемейный дом с хорошей репутацией, где готовили себе приданое, шили, вязали.

      Посиделки (досвитки) устраивались обычно осенью и зимой в домах вдов, одиноких старух или молодожёнов. На посиделки девушки брали с собой некоторую работу (пряли, вязали, вышивали), которая сопровождалась рассказами сказок, небылиц, пением песен. Почти всегда работа прерывалась, когда приходили парни с музыкой. Начинались танцы, пляски, игры.

   Считалось похвальным, если девушка на посиделках вязала носки или рукавицы для суженого или вышивала хустки, которые служили призами на конных состязаниях. Многие казаки и казачки были любителями хорового пения, и когда собиралось несколько человек, часто звучали песни.

Физминутка 

– Посмотрите  на рисунки вышивок, которые лежат перед вами.

 Как видите, рисунок вышивки на платочках и других вещах не был беспорядочным. Чтобы украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, придумывали разнообразный узор – орнамент. Но не всякий узор можно считать орнаментом, а только тот, где последовательно повторяются одинаковые элементы.      

      – Рассмотрите орнаменты  вышитых  изделий и проследите, какие элементы на них повторяются?

( Ответы учащихся: розы, лилии, ромбы, прямоугольники, петухи, голуби  и др.)

     Обобщение учителя:

 – Большинство предметов имеют растительный орнамент (в основном цветочный – розы, ромашки, лилии, встречаются орнаменты, состоящие из ветвей елей, калины, лоз винограда), за ним следует геометрический (ромбы, прямоугольники, сочетание полос). Имеются изображения животных, насекомых, птиц. Такой орнамент называется зооморфным (зверообразным) (вышивались козы, жуки, бабочки, ласточки, петухи, голуби и др.)

        Встречаются  изображения людей, тогда говорят об антропоморфном орнаменте (человекообразном).   Некоторые вещи имеют метку в виде вышитых инициалов владельца. Встречаются вышитые сюжетные картинки, строки из песен или поговорок.

          Кубанские орнаментальные вышивки по характеру изображенных мотивов подразделяются на:

  1. Геометрический
  2. Растительный
  3. Животный
  4. Предметный
  5. Смешанный

А сейчас постарайтесь определить вид орнамента на представленных вышивках.

        (Учитель показывает заранее приготовленные изделия)?

Характерной особенностью вышивки на Кубани явилось соединение двух культур – восточно-украинской и южнорусской. Именно на их основе появилась новая региональная этнокультура, расширилась цветовая гамма. К украинским черно-красным фигурам добавились русская синева и зелень.

Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани.

Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц или насекомых. Птица считалась в древности посланницей солнца символом любви, счастья. На предметах быта изображались голуби,  ласточки, жаворонки, петухи, куры, павлины, соловьи, кукушки. Встречались изображения двуглавого геральдического орла. В кубанской вышивке встречаются изображения насекомых: бабочки, мухи, пчелы. Конь - один из популярных мотивов в русской вышивке, находит отражение в кубанских изделиях.

Растительный орнамент - упорядоченное ритмичное изображение растительного мотива.   Растительные мотивы занимают центральное место в вышивке Кубани. Изображение вазона имеет древние истоки, как и древо жизни.

Ими украшались персидские ковры в 16-17 веках. Разновидностью мотива вазона является изображение букета. Таким образом ветки с цветами, собранные в букеты, древо-цветок, вазон - цветок являются вариантами одного и того же элемента дерева - цветка. Довольно часто встречаются мотивы изогнутой ветви калины, рябины. Розы, лилия - символы любви, красоты, совершенства, изящества, радости. Из полевых цветов — мак. Существует поверье, что после битвы весной поле покрывается маками. Девушки, в семье которых были погибшие, вышивали узоры из маков на сорочках, а на головы клали венки из семи маков, как символ памяти и продолжения рода. На праздничных скатертях вышивали ромашки, васильки, на сорочках юношей, как: символ мощи, силы и вечности составляли узоры из дубовых листьев. На кофтах девушек вышивали барвинок - любимое растение на Украине.

Геометрический орнамент создается при помощи линейного мотива. Квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки повторяющиеся по полотну - самые ранние по происхождению узоры.  

Антропоморфный орнамент - это последовательное повторение фигур        людей. Антропоморфные мотивы встречаются во всех видах славянского искусства. Центральное место среди них занимают изображения Великой богини — Матери – земли. Женская фигура изображалась в условной позе с воздетыми кверху руками, в которых она иногда держала птиц или деревца. Ее художественные признаки куполообразная юбка, ромбовидная голова. Коленопреклоненные фигуры ангелов у лампады образуют трехчастную фигуру.

Эпиграфические - текстовые. Во многих вышивках существуют смешанные орнаменты. К этой категории относятся надписи, применявшиеся в качестве украшения. Тексты на рушниках были самые разнообразные: «С милым годочек, как один часочек», «Встану раненько, умоюсь беленько» и

другие.    

Наиболее распространенной интерьерной тканью являются рушники, подзоры, салфетки, постельное бельё, картины.

Одно из первых мест по бытовому значению занимали вышитые и тканные полотенце-рушники.

Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую культовую роль, занимала большое место в свадебном ритуале. Полотенце вешали на священные деревья и иконы. По своим функциям в системе ритуалов полотенце подразделяется на «утирач», «кликовые», «плечевые», «подарковые», «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые». Полотенце «утирач» для вытирания рук и для повседневного пользования ─ почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько обычно красного цвета. «Кликовые» или «крючковые» полотенце получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стены гвозди- «крючки» ( укр. «килок» - деревянный гвоздь). Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии.

Для зеркала иногда употреблялись специальные полотенце, вышитые концы его обычно сшивали вместе. Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь своим узорным концом под ним.

Декоративные полотенца, предназначавшиеся для убранства интерьера, изготавливались из лучшего конопляного или льняного отбеленного полотна. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельём.

Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. К самым красивым можно отнести свадебные рушники. Рушники служили в качестве подарка (ими одаривали), пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами вступивших в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. Рушник играл большую роль в жизни людей. Ни один обряд-ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и, когда он появлялся на столе, его клали, как святыню, на рушник.

Большой семейный рушник для гостей вешался в прихожей.

Для детей гостей готовились маленькие белые полотенца с вышитыми цветами, птицами.

Девочку учили вышивать рушники еще с детства, как только она могла держать иголку в руках, потому что рушники не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежочек за стежочком при лучине в долгие осенние и зимние вечера.

К орнаментированным предметам относятся скатерти – настольники, которые также имели широкое хождение в быту. Их сшивали из двух полотнищ холста. Узоры были в «досточку», «дробинку», «ряды», «сосны», «кружки». Особо богатые украшались вшивкой по центру. Скатерти для ежедневного пользования изготавливались из голубой ткани и украшались очень скромно. Подзоры встречались в казачьем быту намного реже. Они как правило украшали интерьер избы в северной губернии и были менее характерны для крестьянской хаты южно-русских губерний.

Подзор – полоса ткани размером от 20 – 50 см и ширине 1 м 90 см, по длине пришивался к краю простыни. Мог украшаться ручным или фабричным кружевом.

Вышивкой украшали мужские и женские рубахи. Различные типы рубах отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания, фасоном воротника, украшениями. На Кубани встречаются рубашки двух типов: русского и украинского. Они имеют общие черты – это вышивка по низу, по краям рукавов, по вороту и на груди. Мотив вышивки геометрический. Отличия состояли в том, что имея одинаковый покрой (туникообразный), украинская рубаха была с собранными манжетами («горохли») и прямым вырезом. Русские рубахи были с прямыми рукавами и вырезом «косоворота». На будничных рубахах отделок обычно не было. Свадебную рубаху жениху шила сама невеста и передавала ее на кануне венчания или во время «заручения». Основной частью женского костюма тоже являлась рубаха. По внешнему виду различались рубахи цельнокроеные с пришитыми рукавами и составными цельные рубахи чаще всего встречались у украинцев. Именно такие несоставные рубахи считались у украинских женщин нарядными и праздничными.

В конце XIX в начале XX веков на Кубани широко распространялся комплекс одежды с юбкой (городской стиль).

Рубахи украшались вышивкой: будничные очень скромно, а праздничные, особенно, свадебные отличались богатой орнаментикой. Особенно пышно декорировали рукава, меньше – разрез ворота и подол. Основной акцент делался на плечевую часть, в местах соединения рукава с плечом (полик). Иногда украшали весь рукав, что являлось характерным для украинцев, а также для южно великорусских губерний.

Вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов.

У славян основным цветом вышивки был красный. Красный цвет не только "красивый", но и цвет магический, обережный; остатки подобных верований можно легко найти в ритуалах крестьян XIX в. Д.К. Зеленин объясняет значение красного цвета, как оберега, тем, что красный цвет символизирует огонь. Для окантовки узора служил чёрный цвет. Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный - от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти).

В качестве основных элементов орнамента можно назвать символы-обереги: засеянное поле, солнце, вода, "деревья-цветы" (символы плодородия как мужского, так и женского); а также самые простые геометрические орнаменты, например, полоса зубцов, либо треугольников.

Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотой и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.

Около дер. Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотой нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-видных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты.

Учитель:

   – Вот мы и познакомились с вышивкой и с разными видами орнаментов, которые были популярными (да и сейчас остаются таковыми) на Кубани.  

     

  1. Практическая работа.  

   

 – А сейчас ещё раз вернёмся в кубанскую станицу конца XIX или начала  XX века. Представьте себе, что перед вами холст, а не лист бумаги, и  иголка с ниткой вместо карандашей и фломастеров. Попробуйте «вышить» по клеточкам какой-нибудь узор. Если это задание вызовет у вас затруднение, можете  смотреть на образцы. Помните об основных цветах вышивки этого времени.

(Пока учащиеся выполняют работу, убираем иллюстративные материалы, готовим доску к выставке)

 

 Выставка работ учащихся.  Обсуждаем, удачные ли получились работы. Выбираем лучшую.

  1. Повторение.

–  А для того чтобы вы лучше запомнили новые понятия, я предлагаю сыграть в  «Тематическое лото».    

(На одних карточках написаны термины, а на других  их значения. Задача –так сгруппировать карточки, чтобы термин соответствовал определению.)    

Вышивка –  

Орнамент –

Рушник –

Настольник –

Подзор –

Зооморфный орнамент –

VII. Итог урока.

1. Работа с цитатой:          Народный  мастер – это особая творческая

                                           личность,  духовно связанная  со своим народом,                                                                      

                                           с культурой и природой края, носитель традиции                                                                          

                                           коллективного опыта.

                                                                                                    М.А.Некрасова    

  1. Как вы понимаете слова исследователя ДПИ М.А. Некрасовой?
  2. А в наше время нужны такие  народные умельцы?
  3. Зачем же нам так важно постоянное общение с ними?

2. Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание. Составить орнамент в кубанском характере


Список использованной литературы

  1. Ганчур Н.А. « Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», Краснодар 1990г.
  2. Геркулова А.Л. Андреева И.А. « рукоделие. Популярная энциклопедия», Москва 1993г.
  3. Ратушняк « Очерки по истории Кубани с древнейших времен до 1917г.», Краснодар 1997г.
  4. Муронец И.О. « Альбом по рукоделию», Москва 2001г.
  5. Е. О. Гасюк, М. Г. Степан. "Художественное вышивание", Киев. 1986
  6. Боровський Я. Є., Архипова Є. І. Дослідження міста Ярослава 1984   1989 рр. // Стародавній Київ.   К., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

Бинарный урок "Ремесло в средневековом городе" 6 класс

Бинарный урок по истории средних веков, интегрированный с материалом по математике. Тема по математике: "Действиями с простыми дробями.Повторение" В исторический источник интегрированы задачи с просты...

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...

Презентация урока "Наречиязул бит1унхъвай" для урока по аварскому языку в 7 классе

Презентация к уроку аварского языка в 7 классе по теме "Наречиязул бит1унхъвай"....

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...

Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс

урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые ...