Бинарный урок "Ремесло в средневековом городе" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Москалец Наталия Николаевна

Бинарный урок по истории средних веков, интегрированный с материалом по математике. Тема по математике: "Действиями с простыми дробями.Повторение" В исторический источник интегрированы задачи с простыми дробями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный интегрированный урок по теме:

 « Ремесло в средневековом городе»

6 класс

История Средних веков

Учебник В.А. Ведюшкина «История Средних веков» М: 2012

Математика Действия  с простыми дробями. Повторение и обобщение». Учебник Н.Я. Виленкина, В.И. Жокова… «Математика» 6 кл.

Цели: 

  1. Создать представление о средневековом городе как центре ремесла и торговли.
  2. Сформировать представление о ремесле как мелкотоварном производстве.
  3. Развивать умения выделять причинно-следственные связи, работать с историческими документами, сравнивать положение различных социальных групп, делать выводы.

Задачи:

  1. Формировать умение применять математические знания для решения исторических задач.
  2. Развивать общеучебные навыки: работа с текстом, работа в группе, развитие монологической речи, развитие памяти.

Этапы урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание учебного материала

  1. Вводная часть урока

Проверить готовность к уроку. Определение темы с помощью проблемных заданий. Вызвать у учащихся интерес к теме урока.

Работа с презентацией сл.1-Что вы видите? Это значит, что сегодня на уроке….(математика).

Сегодня Мы совершим путешествие в средневековый город.  Но прежде чем начнется наше приключение давайте докажем, что нам не страшны никакие трудности.  И поможет нам царица наук – математика.  Перед Вами листочек с тестом, посмотрите внимательно Вы видите что-то относящееся к математике значит сегодня…

Определяют тему урока. Психологически настраиваются

Понятийный аппарат урока.

2.Постановка учебно-познавательных задач, личностная познавательная мотивация учащихся

Проверить усвоение материала предыдущего урока. Заинтересовать темой урока проблемный вопрос

Мы также проверим как выполнено домашнее задание по истории.

Горожане   Кто живет в городе?  Как называют жителей городов?

Как мы и обещали, чтобы познакомиться с жителями средневекого города мы сегодня туда отправимся. Организация проверки домашнего задания

Решают логические математические задания и  исторический тест Приложение1

Историко-математический тест теория средневековых городов

3.Изучение нового материала

   Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения выделять главное и второстепенное, работа над монологической речью, развитие логики

- Горожане. 

 Кто живет в городе?  Как называют жителей городов?

Внимательно посмотрите на фотографии и подумайте как жители средневеккового города ориентировались. (Презентация)

- По вывескам и башням

У кого на доме была вывеска?

 – торговец, ремесленник 

Заглянем в ремесленную мастерскую. Фронтальная беседа о видах ремесла  ипользованием видеоматериалов сериала «Ремело», работа со схемой – рисунком «Средневековая мастеркая» (презентация).

 –А теперь мы посетим удивительный город Франкфурт, только перенесемся в его прошлое и познакомимся с его жителями и представим себя в этой роли. Прил.2 Организация работы в группах.

Анализируют результаты теста. Знакомятся отрабатывают теоретическую часть материала. Работа с терминами  и источниками.

Формулируют выводы. Оформляют их в тетради. Повторяют приемы арифметический действий. Учатся анализировать схемы,

использовать новые термины в речи.  Учатся работать с историческим источником, использовать  информацию из него.

Ремесленная мастерская. Решение задач с дробями, цехи.

4.Обобщение

Формирование умения выделять главное и второстепенное, работа над монологической речью, развитие логики

Значение развития ремесла в средневековом городе.  Работа на доске:

Цех

+    -

Формулируют выводы. Оформляют их в тетради.

Понятийный ряд урока

5.рефлексия

Формировать умение анализировать свою деятельность и деятельность группы на уроке

Организация  выражения мнений учащихся.На доске три колонки: 1) Узнал много нового.Было легко. 2) Узнал много нового. Были трудности. 3) Мне безразлично. Выходя из класса прикрепить листочек с посланием учителям в одной из колонок.

Формулируют и высказывают свое мнение о деятельности на уроке.

Город – центр ремесла и торговли. Что такое ремесло? – Изготовление различных изделий.  Ремесленные изделия производятся в ремесленной мастерской.  Мастерская находилась на первом этаже дома. На каждом доме были барельефы или вывески, обозначавшие занятие владельца.  

 Признаки ремесленного производства:

1. Мелкое производство. Небольшие размеры помещения мастерской. Небольшое число людей, работающих в мастерской. Небольшое количество производимых изделий. Отсутствие разделения труда в мастерской.

        2. Подмастерья:  получали плату за труд, но были в полузависимом от мастера положении. Он как бы относился к семье мастера, сам мог стать мастером.        Ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Долгий срок обучения: овладение ремеслом требовало длительного срока изучения; в последние годы обучения ученик выполнял работу самостоятельно, и мастер пользовался его трудом бесплатно.

        Высокое искусство ремесленников. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был изготовить образец – шедевр (на свои деньги).

СЛОВАРЬ. Ремесло – мелкое производство с использованием ручного труда на заказ или продажу.

Шедевр – лучший образец изделия.

        Цехи.

СЛОВАРЬ. Цехи – это союзы мастеров одной специальности, проживающих в одной местности.

        Каждый человек в средневековье принадлежал к определенному союзу (феодальная лестница, община, гильдии).

Задачи цехов:

  1. Ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности.
  2. Создание для мастеров равных условий в производстве и продаже изделий.
  3. Забота о качестве производимых изделий.
  4. Участие цехов в защите города от внешних врагов.

          Устав требовал, чтобы каждый мастер выпускал продукцию лишь определенного качества, размера, цвета; пользовался определенным сырьем и не производил продукции больше или дешевле по стоимости. Запрещалось работать по ночам и в праздники, а также строго ограничивались размеры мастерской и число подмастерьев.  

           Каждый цех имел свой значок с изображением орудий труда – символов ремесла, цеховую печать и кассу. Дела цеха решались на собраниях мастеров (членом цеха не мог быть подмастерье или ученик), решающим на которых было общее мнение. В случае войны имел собственное знамя и выступал как самостоятельная боевая единица.  

Приложение 1.

Ответьте на вопросы теста.  Ответ вставьте в пример. Выполните математическое задание. С помощью ответа расшифруйте букву. Составьте слово, расположив буквы в порядке  номеров  тестовых вопросов. Сформулируйте вопрос, ответом на который является это слово.

1.

В каком веке в Европе происходит активное появление новых городов?

2.  

в IX-X вв.

3.

в X-XI вв.

4.

в XI-XII вв.

Вычислить:       - 0,125

2.

Какова причина появления новых городов?

16. ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли

18. укрепление феодального землевладения

11. войны между государствами

Сравнить:     v

3.

Где появлялись города?

10. на пересечение торговых путей

7.  у мостов и морских гаваней

14. у стен больших монастырей и замков феодала

18.верно все, что указано под а), б), в)

Выполнить действие:     +

4. Название управления городов, жители которых победили сеньоров?

7. самоопределение

6. самовыражение

9. самоуправление

 Сравнить:       v

5.

Почему жители городов боролись с сеньорами?

30. хотели освободиться от влияния и поборов феодалов

40. сеньоры не вкладывали деньги на развитие ремесла

20. в городах было много незанятых в хозяйстве воинов

Используя основное свойство дроби, найти  x:

 =

6.

Здание городского совета в средневековом городе

  1. мэрия

  1. сенат

  1. ратуша

  1. управа

Заменить число процентов обыкновенной дробью со знаменателем 100, а затем сократить эту дробь на наибольший общий делитель ее числителя и знаменателя:

% =   =

7.

Как назывался город,  жители которого смогли победить в борьбе с сеньором?

     2.  коммуна

  1. метрополия

  1. колония

     Сравнить:               v  

8.

Как назывался орган управления городом, который избирался горожанами?

18. совет старейшин

16.совет министров

12.городской совет

Сравнить:       v

                                                   

Расшифровка ответов:

›  о,       =  е,       ‹ н,           а,

8  ж,        г,         р

Приложение 2.

Скорняки

Устав 1355 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkundcn, B. I, S. 278.

1. Кто хочет вступить в наш цех, должен внести 2 фунта геллеров, 2 фунта воску и две четверти вина; кто не имеет денег вносит меха.

11. Кто хочет учиться нашему ремеслу, вносит ? пфеннига и 2 фунта воску.

Устав 1377 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden, Bd. I, SS. 278—279.

l—3 — как у пекарей.

4. Кто имеет собственность в 30 гульденов, должен иметь все военное снаряжение. Кто его не имеет, платит штраф 10 шиллингов пфеннигов ().

11. Если мастер учит одного мальчика, то он (мальчик) должен заплатить ремеслу 10 шиллингов.

12. Если сын мастера хочет стать мастером, он должен внести в пользу ремесла 12 шиллингов (  дохода за месяц)  и одну четверть вина.

Задача.

Ты мастер - скорняк. Подсчитай свои расходы за месяц.

У тебя собственности >30гульденов, но ты не можешь купить военное снаряжение. Твой сын хочет стать мастером и вступить в цех.

Г. Кожевники

Устав 1355 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden, Bd. I, SS. 335—336.

1. Кто хочет вступить в наш цех, должен внести 4 фунта геллеров, 1 фунт воску и две четверти вина, которое все вместе выпиваем.

2. Если мастер хочет учить мальчика, (ученик) должен заплатить мастеру за год  марки, один мольдер зерна и 10 шиллингов геллеров в общую кассу и мастерам две четверти вина и 1 фунт воску на свечи. Если кнехт, который учится, хочет стать мастером, то он должен внести 2 фунта геллеров в кассу, 1 фунт воску и 2 четверти вина. Если сын мастера хочет стать мастером, он вносит 1 фунт воску и 1 четверть вина. [262]

3. Если один мастер препятствует другому в покупке (сырья), то платит штраф 1/2 фунта геллеров, как часто это случается.

Устав 1377 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden, Bd. I, SS. 337—338.

Кто имеет собственность в 30 гульденов, должен иметь все военное снаряжение. Кто его не имеет, платит штраф 10 шиллингов пфеннигов.

10. Если мастер учит мальчика, то тот должен заплатить мастеру марки и 1 мальдер зерна за год и 10 шиллингов пфеннигов на нужды ремесла.

11. Если сын мастера хочет стать мастером, то должен внести   марки и 1 четверть вина в общую кассу ремесла.

Задача.

Ты мастер – кожевник. Идет 1379 г. Подсчитай доход (который не связан с изготовлением изделий из кожи) за год. В этом году у тебя будет учиться мальчик (ученик), твой сын должен стать мастером.

Д. Мясники

Устав 1377 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden, Bd. I, SS. 349—355.

3. Все штрафы и кассу нужно делить с советом.

4. Кто имеет собственность 30 гульденов, должен иметь все военное снаряжение, а если его нет, то должен платить штраф  в общую кассу.

8. Должны двое от мясников входить в Совет.

10. Кнехт (подмастерье), который хочет заниматься нашим ремеслом, должен сначала стать бюргером и внести на покупку вина 3 гульдена.

12. Вдова остается хозяйкой дома.  

16. Если сын мастера хочет стать мастером, то он должен принести бюргерскую присягу и дать марки в пользу ремесла.

Распоряжение Совета о продаже мяса (1350)

Frankfurter Amts- und Zunfturkunden. Bd. I, SS. 368—369.

1. Хотим мы, чтобы мясники выставляли говяжье мясо, свинину, баранину... на особых лавках, а не держали под ними, и должны двое, которые входят в Совет, каждый день производить осмотр, и если обнаружат мясо под лавкой, то берут штраф  марки, половина (штрафных денег) городу, половина тому, кто осматривал.

2. Не должны мясники покупать мясо для перепродажи. [263]

Задача. Ты  -  мясник, мастер цеха. Посчитай, сколько ты потратил за год.  Твой сын стал мастером, тебе пришлось заплатить штраф за то, что у тебя нет военного снаряжения, и за то, что у тебя обнаружили мясо под лавкой.

                           

   А. Пекари.

Устав 1355 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden. Bd. I. S. 19.

1. Есть правило, что если шеффен, ратман, два мастера, которые входят в совет от нашего ремесла, и один судья приходят в пекарню осматривать хлеб, и если он (хлеб) слишком маленьким испечен, то мастера его уничтожают, а виновный платит 1 1/2 или 3 шиллинга в нашу кассу.

4. Никто не должен печь в нашем городе, если не состоит в нашем цехе.

6. Кто хочет вступить в наш цех, должен внести в кассу 6 фунтов геллеров, 2 фунта воску на свечи, и одну четверть вина мастерам. [259]

Устав 1377 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden. Bd. I, SS. 24—28.

1. Все, кто занимается ремеслом пекарей, должен поклясться в верности императору Священной Римской Империи Карлу, шеффенам и старому совету Франкфурта.

2. Все пекари должны эту клятву повторять так часто, как шеффены и совет Франкфурта потребуют.

3. Все штрафы должны делиться поровну между советом и ремеслом (цехом).

8. Никто не должен заниматься нашим ремеслом, если раньше им не занимался и не стал бюргером, и должен дать ремеслу 3 пфеннига и одну четверть вина.

9. Если мельник хочет вступить в наш цех, он должен внести 1 пфенниг и  бочки вина.

10. Если сын мастера хочет стать мастером, то платит 12 шиллингов геллеров   бочки вина.

11. Если мастер учит одного мальчика, мальчик должен заплатить для нужд ремесла 10 шиллингов и  бочки вина.

12. Кто во Франкфурте хочет заниматься ремеслом, должен быть бюргером и получить разрешение у совета.

13. Если кто печет маленький хлеб, у него его (хлеб) отбирают и он платит штраф 5 шиллингов пфеннигов, как часто это обнаружится.

1. Также должны пекари... свой хлеб выставлять на столах... рынка и на окнах своих домов и ни в каких других местах, кроме ярмарки; и должен испеченный ими хлеб продаваться по требованию, и необходимо носить хлеб на корабли...

26. Должны пекари продавать:

1 белый хлеб за 1 старый геллер и не меньше.

1 круглый хлеб за 2 старых геллера.

1 круглый хлеб за 4 старых геллера.

1 серый хлеб за 2 старых геллера.

За нарушение — 1 марка штрафа.

27. Должны все пекари, мельники и все, кто принадлежит к ремеслу, каждую четверть года платить по 4 геллера. [260]

Задача.

Ты  - мастер, который входит в совет цеха пекарей и должен подготовить праздничную пирушку. В этом месяце в цех хочет вступить мельник, сын мастера и ты, возьмешь в ученики одного мальчика. Достаточно ли будет этих взносов вином, чтобы обеспечить пирушку, если нужно не меньше одной бочки?

Монетная система Франкфурта-на-Майне XIV—XV вв. 1359—1385 гг.

1 марка = 1,5 гульдена.

1 гульден = 1 фунт геллеров = 240 геллеров.

1 гульден = 24 шиллинга.

1 шиллинг = 9 геллеров.

XV в.

1 новый геллер = 2 старых геллера

1 енгельшен = 6 старых геллеров

1 фунт геллеров = 180 старых геллеров

1 гульден = 216 старых геллеров

1 торнос = 20 шиллингов старых геллеров.

Задача.

Ты -  меняла. Твой знакомый пекарь принес дневную выручку и попросил обменять на новые геллеры. В кошельке было 6 гульденов и 3 торноса. Сколько новых геллеров ты дашь своему другу?

Монетная система Франкфурта-на-Майне XIV—XV вв. 1359—1385 гг.

1 марка = 1,5 гульдена.

1 гульден = 1 фунт геллеров = 240 геллеров.

1 гульден = 24 шиллинга.

1 шиллинг = 9 геллеров.

XV в.

1 новый геллер = 2 старых геллера

1 енгельшен = 6 старых геллеров

1 фунт геллеров = 180 старых геллеров

1 гульден = 216 старых геллеров

1 торнос = 20 шиллингов старых геллеров.

Задача.

Ты -  меняла. Твой знакомый скорняк  принес дневную выручку и попросил обменять на новые геллеры. В кошельке было 18 енгельшенов и 8 торносов. Сколько новых геллеров ты дашь своему другу?

Монетная система Франкфурта-на-Майне XIV—XV вв. 1359—1385 гг.

1 марка = 1,5 гульдена.

1 гульден = 1 фунт геллеров = 240 геллеров.

1 гульден = 24 шиллинга.

1 шиллинг = 9 геллеров.

XV в.

1 новый геллер = 2 старых геллера

1 енгельшен = 6 старых геллеров

1 фунт геллеров = 180 старых геллеров

1 гульден = 216 старых геллеров

1 торнос = 20 шиллингов старых геллеров.

Задача.

Ты -  меняла. Твой знакомый мясник принес  дневную выручку и попросил обменять на новые геллеры. В кошельке было20 фунтов геллеров и 12 гульденов. Сколько новых геллеров ты дашь своему другу?

Монетная система Франкфурта-на-Майне XIV—XV вв. 1359—1385 гг.

1 марка = 1,5 гульдена.

1 гульден = 1 фунт геллеров = 240 геллеров.

1 гульден = 24 шиллинга.

1 шиллинг = 9 геллеров.

XV в.

1 новый геллер = 2 старых геллера

1 енгельшен = 6 старых геллеров

1 фунт геллеров = 180 старых геллеров

1 гульден = 216 старых геллеров

1 торнос = 20 шиллингов старых геллеров.

Задача.

Ты -  меняла. Твой знакомый кожевник принес  выручку за месяц и попросил обменять на новые геллеры. В кошельке было 15 фунтов геллеров и 12 торносов. Сколько новых геллеров ты дашь своему другу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Раннее Средневековье" . 6 класс

Представляю вариант контрольной работы в 6 классе по 1 разделу "Раннее Средневековье". Содержит тестовые задания, задания по датам и понятиям....

Презентация «Романский и Готический стили в архитектуре Средневековья», 6 класс

Презенация предназначена для наглядного изучения материала по теме "Средневековая литература и искусство",по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,"Просвещение". 70505056_1.j...

Контрольная работа по теме "Раннее средневековье" 6 класс

Контрольная работа включает в себя тестовые задания, задания на соотношения, работу с понятиями....

Бинарный урок "Минеральные удобрения" 9 класс

Интегрированный урок географии и химии.9 класс....

БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»

Бинарный урок литературы и английского языка  в 10 классе.Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспит...

Тест «Мир в эпоху Средневековья». 10 класс

Тест с ключом для проверки....

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.doc...