Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Акмарова Марина Леонидовна

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».

Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;

• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО на письме);

• помочь каждому усвоить норму употребления деепричастия в предложении, научится видеть границы ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Урок-зачёт  по теме «Деепричастие».

Цель:

  • обобщить, систематизировать материал по теме;
  •  закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы

( выделение ОД и ДО на письме);

  • помочь каждому усвоить норму употребления деепричастия в предложении, научится видеть границы ДО.

Подготовка  к уроку-зачёту начинается на 1 уроке по теме.

1 этап – предварительный.

        На стенде «А знаешь ли ты…» сообщается о теме и дате проведения урока-зачёта. Здесь же ребята знакомятся с требованиями, которые будут предъявлены на зачёте, вопросы, задания, ряд слов, из которых будет составлена словарная работа.

Например:

Я должен знать.

1. Научные термины, изученные по теме «Деепричастие».

2. Определения научных понятий «деепричастие», «деепричастный оборот».

3. Формулировки правил постановки знаков препинания при одиночном  

    деепричастии, деепричастном обороте.

4. Роль предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом

    в речи.

Я должен уметь.

  1. Производить синтаксический разбор предложений с одиночным

      деепричастием и деепричастным оборотом.

  1. Ставить знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном

      обороте.

  1. Правильно произносить предложения с одиночным деепричастием и

      деепричастным оборотом.

  1. Использовать в речи предложения с одиночным деепричастием и

      деепричастным оборотом.

  1. Правильно писать и объяснять написание слов с проверяемыми   орфограммами, изученными в данной теме, или с другими видами орфограмм.

2 этап – проведение урока-зачёта.

        Учащиеся, которые в течение изучения темы все работы, как теоретические, так и практические, сдавали на «отлично» (смотрим записи капитанов групп, консультантов) освобождаются от сдачи зачёта или выполняют более трудные задания, или помогают учителю принимать зачёт.

Варианты заданий.

  1. Опорная схема (проверка знания терминов, определений) или на доске, или на листе.

Деепричастие – это…

обозначает…

отвечает на вопросы…

имеет признаки глагола…

имеет признаки наречия…

в предложении является…

выделяется на письме…

выделяется в устной речи…

можно заменить…

Примеры:

Деепричастный оборот – это…

Синтаксическая роль в предложении…

знаки препинания…

место ДО в предложении…

Примеры:

                                                                                              и т. д.

Разберите по  составу деепричастия. Например: поговорив, не глядя и т д.

Учащиеся разбирают сначала свои слова, затем обмениваются с соседом.

Тест по теме «Деепричастие»

1. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;
б) признак признака;

в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

2. Укажите, какие глагольные признаки отсутствуют у деепричастия:

а) вид;

б) наклонение;

в) изменяемость;

г) значение действия или состояния;

д) способность управлять существительным.

3. Найдите деепричастия:

а) увидел;

б) шлёпая;

г) спеша;

в) поднявши;

д) принявший;

е) свежо.

4. Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:

а) крыть;

б) лить;

в) жить;

г) плыть.

2. Придумайте и запишите слова с данными значимыми частями:

-евши, -евший :

-ивши, -ивший :

-авши, -авший :

(умение различать причастия и деепричастия).

3. Подберите существительные к деепричастиям.

      Делая (что-то) кормушку.

      Завернув в бумагу хлеб.

      Выпив чашку чая.

      Проговорив слова.

      НЕ ЗНАЯ дела  и т д.

4. Словарный диктант.

Бассейн, дистанция, сиять, комбинация, экспресс, водянистый, балуясь, черная, ржавая, стремительный, торопливый, тренировка, метнуться, утрамбовать

и т. д.

5. Синтаксический разбор предложений с ДО, ОД, схемы.

Работы в группах или в парах. Каждая группа получает текст или ряд предложений.

Задание: найти предложения с ОД и ДО, сделать синтаксический разбор предложений, составить схемы.

Например:  Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепёшки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.

Можно изменить задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить их расстановку, выделить суффиксы, сделать синтаксический разбор, составить схемы.

6. Составить предложения по схемам:

                  ОД                                                                 ДО

  1.                       ,            .                    4.           ,                     .

                                  ПО

  1.       Х     ,                     .                   5.                         ,  (чтобы…).

                   ПО

  1.                             Х     .                   6.     О, О, но О …  .

Учащиеся должны выбрать схему предложений по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот», составить и записать предложение в тетради.

Ряд заданий можно продолжить. Учащийся имеет право (на выбор) выполнить только 5 заданий, по желанию учащиеся выполняют все задания.

     Урок – зачёт можно провести в форме игры «Что? Где? Когда?»

Задания вкладываются в конверты с названиями «Теория», «Предложения с ДО», «Предложения с ОД», «Схемы» и т. д.

Каждый учащийся берет задания из 5-ти конвертов (на выбор).  Или же, группа раскрывает выбранный конверт с рядом заданий (теоретических и практических).

Или  учащимся предлагается (каждому) подготовить по теме (любой) карточку-зачёт (автор: Степанова Татьяна Николаевна). Она так и будет называться.

Что входит в неё?
         Необходимо подробно объяснить это детям, а впоследствии меняется только тема. В карточку-зачёт входит:

1.Теоретический вопрос (любой из контрольных вопросов учебника или дети придумывают свой вопрос сами, но согласуются с учителем);
2.Текст (или, как мы его называем “текстовка”), в которой должно быть не менее 3-4 орфограмм, связанных с теоретическим вопросом. Текст выписывается из художественных произведений обязательно с указанием фамилии автора;
3.Грамматический разбор любого слова из подобранного учащимися текста.

Подведение итогов.

Рефлексия.


Какое задание показалось вам особенно интересным? Трудным? Лёгким?
Какую отметку вы поставили бы себе за урок и почему?

Д/з: выписать предложения с ДО из газеты «Красное Прикамье». Ответить на вопрос: для чего служат деепричастия в речи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...