Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагностика личности обучающегося")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril._kak_chast_rechi._6_klass.docx | 522.06 КБ |
razryady_pril.pptx | 242.4 КБ |
ne_s_prilagatelnymi.docx | 80.97 КБ |
k_uroku_ponyatie_o_pril_.6_klass.pptx | 764.33 КБ |
razryady_pril.pptx | 242.4 КБ |
ne_s_prilagatelnymi.pptx | 736.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Понятие о прилагательном как о части речи».
Цели урока:
- Повторить сведения о прилагательном как о части речи, познакомить с некоторыми сведениями о происхождении термина и употреблении прилагательного в речи, особое внимание обратить на роль прилагательных в тексте, расширять лексикон учащихся.
- Развивать образное и логическое мышление, аудиальную, визуальную память, произвольное внимание. Особое внимание уделить развитию познавательной мотивации.
- Формировать чувство любви к родному языку, к народным традициям; философский взгляд на окружающий мир.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, аудиозапись (звучит на протяжении всего урока), открытка с изображением Джека Воробья.
* Делается акцент на развитие образного мышления у всех учащихся.
Ход урока | Что развивается | |
1 | Аудиально-визуальный якорь. Учащиеся закрывают глаза. Звучат звуки природы (шум морских волн, крики чаек). Открываем глаза. На интерактивной доске морской пейзаж. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в опасное морское путешествие, полное тайн и приключений. Чего не хватает на картинке, чтобы его совершить? (лодки, корабля). Дорисуем корабль. | Опора на аудиальный и визуальный каналы восприятия информации Визуализация образов |
2 | Актуализация знаний. Наша команда должна выбрать себе капитана корабля. Это должен быть не только отважный, но и умный человек. Выполним задание, и победитель, первым поднявший руку, станет капитаном. Определите вид и спряжение глаголов, подберите к ним однокоренные слова - имена прилагательные: колоть(колючий),разозлить(злой),заголосить(голосовой), красоваться(красивый),практиковать(практичный) | Развитие логического мышления |
3 | Переход к новой теме. Капитан обычно отправляется в плаванье с надежными друзьями-моряками, хорошо знающими свои обязанности. Сейчас он задаст вам вопросы ( сам тоже на них ответит) и выберет себе команду из тех, кто ответил правильно. Тест
Ответы:1b.2a.3b Все ребята справились с заданием, поэтому смело можно отправляться в плавание. Плавание предстоит долгое, чтобы не скучать в дороге, попробуем сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном (задание для правополушарных детей на карточке с подсказками: Жило-было в стране Морфологии имя прилагательное…
Пока наши сказочники работают, узнаем кое-что из биографии прилагательного. Корни слова «прилагательное» мы находим в латыни. Дословно оно переводится с латинского «прибавленное», «приложенное», с греческого как «эпитет». По количеству слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Из 9 тысяч самых частотных слов на долю прилагательных приходится около 15000, что составляет 15%. По частоте употребления прилагательные занимают 5 место после существительных, глаголов, местоимений, предлогов. Существует «Словарь русских прилагательных», автором которого является профессор Калининградского университета А.Шрамм. Он собрал русские прилагательные, а создал их кто? (народ) Народ, создавая прилагательные, часто употреблял их в загадках, раскрывая поэтическую сторону простых и хорошо известных всем предметов.
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз) Бежит свинка – железная спинка, льняной хвостик. (иголка с ниткой)
А теперь попросим сказочников прочитать, что них получилось, и перевести грамматическую сказку на язык науки. | Развитие аналитического мышления Развитие образного мышления Развитие аналитического мышления |
4 | Словарная работа. А тем временем мы пристаем к западноевропейскому берегу и начинаем общаться с иностранцами, которые употребляют в своей речи прилагательные. А богат ли ваш лексикон? Подберите синонимы к прилагательным иноязычного происхождения. Апатичный - равнодушный, бракованный – некачественный, колоссальный – огромный, компактный – небольшой, контрастный – противоположный, коммуникабельный – общительный. | Расширение лексикона |
5 | Физкультминутка. Разомнемся немного на берегу. Я произношу прилагательные, вы приседаете и хлопаете в ладоши: Я тюль воздушный, кружевной, Уютно в комнате со мной, И хоть прозрачный я и нежный, Цветным бываю, белоснежным, Но род мужской имею я, Запомните, мои друзья!
| Развитие произвольного внимания |
6 | Закрепление изученного материала. Мы возвращаемся на корабль. Но что это так встревожен радист? Он получил радиограмму, что на одном из кораблей скрывается отъявленный злодей и контрабандист, который разыскивается Интерполом. Возможно, он на нашем судне. Запишем его приметы: Лицо бледное, глаза хитрые, лоб открытый, нос прямой, волосы длинные, взгляд спокойный.
Его на нашем корабле нет, но от него получено сообщение, передаю его капитану. Прочтите его. (Найди свой вклад) Чтобы найти клад, необходимо решить несколько трудных задач, предложенных Джеком. 1.Составьте словосочетания: Кофе (горяч…), какаду (бел…), эмаль (голуб…), эскимо (сладк…), тушь (черн…), туш (громк…), такси (свободн…, кенгуру (австралийск…). 2.Прилагательные – путешественники. Назовите имена существительные, образованные путем перехода в них имен прилагательных: Кушанье – (жаркое, заливное, мороженое) Магазин – (булочная, кондитерская) Поезд – (скорый, товарный, пассажирский) Животное – (косой, вороной, пернатые) Термины в пунктуации, орфографии – (запятая, безударная гласная) Профессия – (рабочий, военный, пожарный) Сделаем вывод:……(Многие имена существительные образовались путем перехода в них прилагательных.) Мы близки к местонахождению клада, поднесите к глазам подзорные трубы. Перед нами жители острова, где спрятан клад. (Звучит аудиозапись – звуки экзотических инструментов) Но они не горят желанием пускать нас на свой остров. Давайте напишем им несколько фраз - комплиментов, чтобы подружиться с ними. Кстати, что такое комлимент?(фр. лестное замечание, похвала) Вы………., ваша одежда………, ваше оружие…..…., ваш остров……. Итак, мы у цели. И что же видим? Что же за клад зарыл для нас Джек Воробей? Какой смысл вложен в эти предметы? | Создание проблемной ситуации. Включение в «работу» обоих полушарий головного мозга. Развитие письменной речи, умение употреблять прилагательные в собственном связном тексте. Умение делать обобщения на основе предметных деталей. Формирование философского взгляда на мир. |
7 | Подведение итогов урока. Что нового мы узнали сегодня об имени прилагательном? Как переводится это слово? Что такое имя прилагательное? Какую роль они играют в тексте? | |
8 | Задание на дом: П.98 – выразительное чтение наизусть упр.264 (всем - устно), правополушарным - словарные слова из этого упражнения включить в единый текст (письменно), левополушарным – упр.261 (письменно), равнополушарным – упр.262 | Учет особенностей развития полушарий головного мозга |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод «Матрешки» Перепишите имена прилагательные, определите их лексическое значение, разряд: БЕСК О РЫСТНЫЙ , АКК УРАТНЫЙ, Т А ЛАНТЛИВЫЙ, СОВ Е СТЛИВЫЙ , О ТВАЖНЫЙ . Запоминайте выделенные непроверяемые гласные и согласные. Для этого вложите в «МАТРЕШКУ» слова по мере значимости для вас этих нравственных качеств человека. «Откройте» матрешку. Почему именно в этой последовательности вы расположили слова? Каким , по-вашему, в первую очередь должен быть Человек?
Попробуйте продолжить рекламу качественных прилагательных: В стране Морфологии в семье прилагательных особое место занимают качественные прилагательные. Используйте чаще их в своей речи, потому что они …
Задание на дом: П.99 , словарные слова («Стратегия орфографии»), упр. 273 (3), 274 (4-5)
Предварительный просмотр:
Тема 2 урока: «Образование прилагательных при помощи приставок. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными».
Цели урока:
- повторить приставочный и суффиксальный способ образования имен прилагательных, познакомить с правописанием НЕ с ними, формировать умения находить морфемы в слове, обозначать орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», применять полученные знания в собственной письменной речи
- развивать аналитическое и образное мышление, все виды памяти (аудиальной, визуальной, кинестетической), орфографическую зоркость, выборочное внимание, устную и письменную речь учащихся, формировать навыки самопроверки
- расширять кругозор учащихся
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, карточки.
* Большее внимание уделяется развитию левого полушария у всех учащихся, разноуровневые задания составлены с учетом развития у школьников орфографических навыков (на 3, 4, 5)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что делать? что сделать? Какой? чей? Как? 2.Что обозначает имя прилагательное? Признак предмета Предмет Действие предмета 3.Чем , как правило, прилагательное является в тексте? Подлежащим Определением Сказуемым Ответы: Тест
Ответы: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный . Бежит свинка – железная спинка, льняной хвостик.
Иноязычное прилагательное а патичный – бракованный колоссальный – компактный – к онтрастный - коммуникабельный Подбери синонимы к прилагательным Синоним
к офе (горяч …..), какаду (бел …..), эмаль ( голуб …..), эскимо ( сладк …..), тушь ( черн …..), туш ( громк …..), такси ( свободн ….., кенгуру ( австралийск …..) 1.Составьте словосочетания:
Кушанье – Магазин – Поезд – Животное – Термины в пунктуации, орфографии – Профессия – 2. Прилагательные – путешественники. Назовите имена существительные, образованные путем перехода в них имен прилагательных :
Вы………. Ваша одежда ……… Ваше оружие …..…. Ваш остров …….. комлимент (фр. лестное замечание, похвала)
Что нового мы узнали сегодня об имени прилагательном ? Как переводится это слово ? Что такое имя прилагательное ? Какую роль они играют в тексте? Подведение итогов урока.
П.98 – выразительное чтение наизусть упр.264 (всем - устно), правополушарным - словарные слова из этого упражнения включить в единый текст (письменно), левополушарным – упр.261 (письменно), равнополушарным – упр.262 Задание на дом:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод «Матрешки» Перепишите имена прилагательные, определите их лексическое значение, разряд: БЕСК О РЫСТНЫЙ , АКК УРАТНЫЙ, Т А ЛАНТЛИВЫЙ, СОВ Е СТЛИВЫЙ , О ТВАЖНЫЙ . Запоминайте выделенные непроверяемые гласные и согласные. Для этого вложите в «МАТРЕШКУ» слова по мере значимости для вас этих нравственных качеств человека. «Откройте» матрешку. Почему именно в этой последовательности вы расположили слова? Каким , по-вашему, в первую очередь должен быть Человек?
Попробуйте продолжить рекламу качественных прилагательных: В стране Морфологии в семье прилагательных особое место занимают качественные прилагательные. Используйте чаще их в своей речи, потому что они …
Задание на дом: П.99 , словарные слова («Стратегия орфографии»), упр. 273 (3), 274 (4-5)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с текстом День-деньской русские мужики из рыбацкого поселка на волжском берегу выходят на рыбацкой лодке за рыбой. Но однажды июльским утром подул резкий ветер и поднялись на реке гигантские волны. дет .. ие (голоса), дерз … ий (поступок )
Подбери слово с НЕ Грубый, невоспитанный человек (? ) Человек, которому не сидится на месте ( ? ) Недоучившийся, мало знающий человек ( ? ) Неуклюжий, неловкий человек ( ? )
Вспомни правила правописания (Не)был в школе; (не)правда , а ложь, (не)внимание к человеку, (не) доумевал по поводу случившегося.
опорная таблица Не с существительными 1.Неряха 2.Нерешительность 3.Не правда, а ложь. Не с прилагательными 1.Неряшливый 2.Нерешительный 3.Не правдивый, а лживый 4.Вовсе не вкусный 5.Пруд неширокий, а рыбный.
НЕ с прилагательными (примечание) слитно Наречия меры и степени абсолютно , более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, необычайно, очень, полностью, почти, решительно, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно с овершенно неизвестный писатель , совсем незнакомые песни, весьма неинтересная книга раздельно отрицательные местоимения и наречия начинающиеся с ни : никому не известный писатель, нигде не знакомые песни , ничуть не трудный пример , ничем не привлекательная картина , частицы далеко, отнюдь, вовсе : далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни, вовсе не интересная книга .
Словарная работа К орре сп о ндент , ун и в е рс и тет. (Не)вежливый , (не) вежественный , ( не )знакомый , (не)калужский , нисколько (не)знакомый Составьте словосочетания « сущ+прил », объясните правописание НЕ. Попробуйте связать словосочетания по смыслу в 1 предложении .
Физкультминутка. Долго мы, друзья, трудились и, наверно, утомились. Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть. Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть. Не забудем потянуться и при этом улыбнуться. А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись. Возвращаемся обратно. Расслабление приятно. Повертели головами, поболтали все ногами. Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели .
Объяснительный диктант. Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами, а красна пирогами, неглубокая речонка.
Стихотворение Бориса Заходера Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не Посмотрел я вокруг с доуменьем : Что за лепое положение ! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха , И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки . И погода стояла настная , И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже , Пробегала пролазные лужи . Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха . А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна-Смеяна . Очень жаль ,что только во сне Есть страна без частицы не . Выпишите все слова с НЕ в два столбика. Не с существительными Не с прилагательными
1уровень (3). Р аскройте скобки. (Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; 2 уровнь (4). Отметьте случаи слитного написания плюсиком ( не)опытный юноша (не)исправный прибор далеко(не)единственный очень (не)обычный (не)жаль (не)приятель (не) лепый поступок ( не)широкая, а глубокая нисколько (не)умен (не)большой, но уютный (не)учтивый человек вовсе(не)опасное предложение 3 уровень ( 5) Исправьте ошибки. Не брежный почерк Несладкий чай Вовсе не привлекательный человек Очень не красивый Не мелкая, а глубокая река Ребенок не здоров Не дорогой , но удобный портфель Не учтивый человек Ничуть неинтересный фильм Некаменный дом Невысокий, но худой Река неглубока
Прочитайте и озаглавьте текст. Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой. (Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть ( не) приметные . У подножия сопок стоят (не) взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. Письменно: -Определите стиль и тип речи. -Найдите прилагательные с не и объясните их правописание. -Подберите синоним и антоним к слову некрупными . -Выполните разборы по вариантам: 1в. 2 предложение – синтаксический разбор 2в. Небольшие (морфологический разбор) 3в. Расцветают (морфемный и орфографический разбор)
1.НЕ с полными и краткими прилагательными пишется слитно : если слово не употребляется без не-; если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-; если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без НЕ- в предложении: Его(не) ряшливый вид всегда отпугивал. В (не) настную погоду хорошо сидеть в тепле. День выдался (не)жаркий.
3.Слово с НЕ- можно заменить синонимом в предложении: Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме. Прохожий был одет в (не) взрачный костюм. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с НЕ- пишется слитно в предложении: ( Не)приятельская армия отступила. Эта книга далеко (не)проста. Нам продали (не)вкусное мороженое.
5.Слово с НЕ пишется раздельно: Посетитель был вовсе (не) скучен. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку. Её (не) годующий взгляд остановил нас.
6.Допущена ошибка в написании НЕ - в предложении: Не широкая речонка поблескивала на горизонте. Океан был совсем неспокойным . В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
Ключ №задания Ответы 1) 1,2 2) 1,2 3) 1,3 4) 1,3 5) 1,2 6) 1,3
Задание на дом: Всем – п.106, орф . Стр. 122, упр.357 ( п ) «Правополушарным» : упр.178 (Раб. тетр . Угроватовой - устно) « Левополушарным »: упр.177 (Раб. тетр . Угроватовой - устно) Амбидекстрам (« равнополушарным ): упр. 176 (Раб. тетр . Угроватовой - устно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...