"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Докучаева Татьяна Леонидовна

Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, развивать познавательный интерес к географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии курса 7 класса.

Тема: "Внутренние воды Южной Америки" 

 Цели и задачи :

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки;

познакомить их с новыми терминами и понятиями;

продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы;

 развивать познавательный интерес к предмету;

воспитывать  любовь к природе.

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель:  Дорогие ребята!  Сегодня у нас будет урок-экскурсия.    К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  1. Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
  2. Вы должны быть внимательны и помогать друг другу..

2. Изучение нового материала:

Начиная наше путешествие, мы должны ввести ключевое слово,  чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

 Это -  Южная Америка

И сегодня продолжим знакомство с этим материком.  

Что интересного знаете про этот материк? Продолжите мою фразу «Самая полноводная и глубоководная река мира -   ….»      

 Экскурсия на какие природные объекты будет наиболее интересна?     

- по его водным объектам.  

 Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, обозначьте маршрут экскурсии

Чем может быть интересна эта экскурсия?

Цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

 А какое важное значение имеют реки?

А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  1. Что вы можете сказать о речной системе материка?

 На материке много рек. Сравним  с Африкой.

  1. А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

 : Климат и рельеф.
  Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

«Реки Южной Америки».

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  1. К бассейнам, каких океанов относятся реки Южной Америки?

  Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов. Сравните объем бассейнов.

   Вы обратили внимание, в какой океан текут все  крупные реки? 

  1. Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

 На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных  систем (объяснение причинно-следственных связей).
 Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде. 

  Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и  значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.

   Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

   Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

   Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

  1. А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?

   Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и  полноводность рек Южной Америки.

Продолжаем нашу экскурсию,  посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки рек (по группам) 1 группа РЕКИ

                 2 группа ВОДОПАДЫ

 как вы думаете почему на реках много водопадов?

Сделайте выводы по таблице

  1. Учитель:   В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов. Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите.

А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.

Это река Амазонка.

Учитель:  Найдите у себя на путеводителях и обозначьте место нашей остановки.

  Крупнейшей рекой материка является Амазонка. В Центральных Андах на высоте более 4000 м начинаются реки Мараньон и Укаяли. Бушующими потоками они мчатся в глубоких (до 2500 м) ущельях, потом вырываются на равнину и сливаются в одну реку. Под названием Амазонка она пересекает самую большую на Земле низменную равнину и впадает в Атлантический океан. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

 В верховьях реки Укаяли , время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

  На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.

И в Амазонке, и в Укаяли вода  красная, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту    и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.  Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
           Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это
кайманы.

*Кто такие кайманы?            Это вид крокодилов.  В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

  1. Как она называется?    Это удав анаконда.
    Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

   Найдите эту реку на картах, обозначьте место в путеводителях

Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2730 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, её притоке
Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах).                                                                                   Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Парана берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу. 

В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

С воздуха система выглядит как иззубренная коса. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12 766 т в секунду. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу   Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» .

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо  составить краткую характеристику рек по плану. Проверка.

Учитель:  Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего  не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.

  1. Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны, 
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на         
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся:  озеро Маракайбо.
Учитель:  Верно, это озеро Маракайбо.                                                                             Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.                   
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет           
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.

   Название озера в переводе с индейского – «святое озеро».   Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам
. озера живёт племя – уру.   По мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Он растет озерных мелководьях.  По мере сгнивания он опускается на дно, а на нем начинают расти новые растения. Постепенно образуются тростниковые острова. Иногда ветры и волны отрывают такой остров от дна, и он становится плавающим. На таких тростниковых островах живут индейцы. Они регулярно набрасывают на их поверхность новые слои свежесрезанного тростника и поддерживают плавучесть острова.

 Из тростника индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

3. Заключение:

 Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
 Это чайнворды. Из его результатов каждый определит на сколько был любознателен,  а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут.  По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

 Итог урока. Рефлексия 

-Подошла к концу наша экскурсия. Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных на экскурсии

                 Ф.О. ___________________________________

           Дата:        ______________________

МАРШРУТ:________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                  Схема - опора

        

Характеристика реки   ________________________

1.  _______________________________________________  
2. _______________________________________________  

3. _______________________________________________

4. _______________________________________________  

5.  _______________________________________________  

                                                                                                     Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки»

1.

А

2.

А

3.

А

4.

А

5.

А

6.

А

7.

А

8.

А

9.

А

              1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

              2. Великий, зелёный  и ужасный обитатель вод Амазонки.

              3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.

              4. Самая многоводная река мира.

              5. Высокогорное озеро.

              6. Очень, очень длинный и в воде живёт.

              7. Очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.

              8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

              9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок-практикум 7 класс "Внутренние воды Южной Америки"

МОДУЛЬНЫЙ   УРОК – ПРАКТИКУМ   Тема:  «Внутренние воды Южной Америки» Цель урока:  В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупне...

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

конспект урока по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

"Внутренние воды Южной Америки" 7 класс

Конспект урока географии 7 класс с презентацией по теме: "Внутренние воды Южной Америки"...

Методическая разработка урока географии в 7 классе Внутренние воды Южной Америки

Конспект урока географии, в котором отражены: Тема урока, цели урока, содержание ( разминка, вопросы для проверки домашнего задания, материал по теме, кроссворд по теме Реки и озера Южной Америки). Пр...

Открытый урок на тему " Внутренние воды Южной Америки" 8 класс

Открытый урок на тему " Внутренние воды  Южной Америки"...