Открытый урок на тему " Внутренние воды Южной Америки" 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс)

Открытый урок на тему " Внутренние воды  Южной Америки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo.8kl.docx605.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУШкола №108

Конспект  открытого  урока  по  географии

в   8 «А»  классе  с    использованием

информационных  компьютерных  технологий

Тема « Внутренние  воды  Южной  Америки»

                                                                              Подготовила:  учитель

                                                                    Силиченко Т.А.

Москва  2019г.

                 Тема:  Внутренние  воды  Южной  Америки.

   Цели: формирование  познавательных базовых учебных действий (путём

               сравнения объектов по данным характеристикам).  

     Задачи:

1.Образовательная:     формировать понятие о реках, озерах   Ю. Америки,           показать  роль рек и озер в хозяйственной деятельности.                                                                                                                                                                                      

                                                               

2.Коррекционно-развивающая:  развивать мышление через формирование умения  анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять характеристику  реки по плану, развивать  навык работы с картой, развивать   речь,  обогащать

словарный  запас.

3.Воспитательная: развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств.                                            

     Тип урока:    комбинированный.

     Вид урока:    урок-экскурсия

     Форма организации  урока:  фронтальная, индивидуальная.

     Средства активизации познавательной деятельности: физическая карта Ю. Америки, слайды  о водных ресурсах,  картины: « Реки», «Озера»,

 «Водопады», атласы,  ИКТ (презентация, чайнворд.)

                                                         

     Методы обучения:  познавательный, словесный, наглядный.

                                             Ход  урока. 

  I.   Организационный  момент.

    Приветствие  учащихся.  Мотивация /пробуждение  интереса/.

    Учитель: Здравствуйте!

      Сегодня  у  нас  будет  урок – экскурсия. Цель нашей экскурсии –

   это  знакомство  с  реками, водопадами, озерами Ю. Америки  их

   особенностями,  значением,  с  организмами  населяющими  их.

  Перед началом экскурсии прослушайте некоторые  требования:

      . Наличие  путевых  дневников  и  карт, в которых мы будем

        делать  заметки;

      . Вы  должны  правильно  отвечать  и быть  внимательными,

         помогать  друг  другу.

        Прежде чем изучить  новую  тему,  давайте  повторим пройденный

         материал.

  II.   Актуализация  знаний и понятий необходимых для урока.

              (Фронтальный опрос)

  1.  В  каком  полушарии  располагается  Южная  Америка?(В западном полушарии)

  2.  Кто  открыл  Америку?      (Х. Колумб)

  3.  Какие  океаны  омывают  Америку?         (Тихий, Атлантический)

  4.  Что  такое  рельеф?             (Неровности земной поверхности)

  5.  Какие горы  протянулись с севера  на  юг  вдоль  всего  побережья?   (г. Анды)

  6.  Какие факторы влияют на климат?        (Рельеф, течение, воздушные массы)

  7.  В  какой  части  больше выпадает  осадков?            (В восточной )

  8. Что такое река?    ( Река – это поток воды, который течёт  в углублении)

  9. Что такое озеро?          ( Озеро - замкнутое углубление заполненное водой)

 10. Что такое водопад?           ( Вода падает с высоты )    

 

            III.    Объяснение  нового  материала

  1. ( Фронтальная беседа с подготовленными выступлениями учащихся и презентацией)

          Учитель:

         Чтобы  начать  наше  путешествие,  мы  должны  получить допуск к

   экскурсии.  Допуском будет ключевое  слово. Это слово -  название ма-

   терика, который  по  своим  очертаниям  напоминает  гроздь винограда

         Ученик:

                            Это – Южная  Америка.

          Учитель:

          Теперь  посмотрите на ваши путеводители – атласы, пусть  они  весь

     урок  лежат  перед  вами,  чтобы  не  сбиться  с  пути. А моим путеводи-

     телем  будет  карта  на  доске. Путешествие начинается  по  рекам.

      Посмотрите   внимательно  на карту и скажите:

       - Как обозначаются реки на карте?

             ( Тонкой голубой линией.)

          - На  карте Ю. Америки много  рек?    (  Да.)

         - Покажите на карте самую   крупную  реку Ю. Америки. (Показ слайда)

 

                                                                                                             

                                                     C:\Users\user\Desktop\амаз.jpg       ( река Амазонка)

 

                    - Как  возникло  название   Амазонка?                  

               (Подготовленное сообщение)

           Ученик 1:

      24 июня  1541  года  испанцы  увидели  близ  реки  деревню, в  кото-

      рой  жили  одни  только  «светлокожие»  женщины. Эти женщины

      носили  длинные волосы,  были  сильны,  вооружены  стрелами и

      храбро  сражались  с  захватчиками.

      О  храбрых  женщинах – амазонках  ходили  легенды.

                                             C:\Users\user\Desktop\ам.jpg( храбрая женщина – амазонка)

         Ученик 2 :

   Амазонки – в древнегреческой  мифологии  народ, который  исклю-

чительно  состоял  из  женщин. Речку  так и назвали - Амазонка,  так  как  

она  по  характеру  течения напомнила  этих  воинственных  женщин.

Она такая же сильная,  могучая , красивая  как и  женщины-амазонки.

 

      2. Реку  описываем  по  плану и работаем с  путеводителем-атласом:

                 (отмечаем  на к/к реку Амазонку  )

              1. название - Амазонка

              2. географическое  положение - Ю. Америка

              3. исток – г. Анды (почему? на западе  горы)

              4. устье - Атлантический  океан              

              5. притоки:

                              правый  - Мадейра  и др.

                              левый - Иса  и др.            

              6. характер  течения - равнинный,  спокойный

              7. питание  - дождевое (тропические дожди)

              8. хозяйственное  значение - перевозка грузов

                                                              перевозка пассажиров

                                                              отдых

                                                              ловля  рыбы

      ( Подготовленное сообщение )

            Ученик 1 :

                 В реке  водится  около 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных  дельфинов и знаменитых рыб -  пираруку. Это гигантские красные рыбы,  которые  могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг (средний вес 30кг)

                                                         C:\Users\user\Desktop\пира.jpg ( рыба -  пираруку )

                    Ученик 2 :                                

               Самые известные и опасные рыбы - пираньи. Мощные челюсти индейцы  Амазонки использовали задолго до того, как европейцы привезли  им ножницы. Рыбы эти очень агрессивны и молниеносно двигаются. Острые  как бритва  зубы  способны в считанные  секунды изорвать жертву в клочья. Ноздри  улавливают  малейший  запах крови и тогда вся  стая набрасывается  на  жертву.

                                                   C:\Users\user\Desktop\ри.jpg( рыбы – пираньи )

     

        Следующая наша остановка – река Ориноко.

         Найдите эту реку на карте.

    IY.     Первичное закрепление.

Реку  описываем  по  плану и работаем с  путеводителем-атласом:

1.Самостоятельная работа

               (  отмечаем  на к/к    реку Ориноко  )  

            1. название - Ориноко                                                                            

            2.  географическое  положение - Ю. Америка

            3.   исток – Гвианское плоскогорье

            4.   устье - Атлантический  океан            

            5.   притоки:

                         правый - Вентуари   и др.

                         левый  -   Мета  и др.

             6.  характер  течения - горный

             7.  питание  - дождевое

             8.  хозяйственное  значение - перевозка грузов

                                                        перевозка пассажиров

                                                         отдых, ловля рыбы

            2.  Проверка ( устная  и слайд на доске)

                       

                           Учитель:

                                           Сделайте вывод : Какие реки встречаются в Ю. Аме-

                                         рике  в  зависимости от рельефа?

     

                                                           

              Ученик :

     ( Амазонка – это равнинная река, так как протекает по равнине;

             Ориноко – это горная река, так как протекает по плоскогорью )                              

     

                                   

       Учитель:

           Сделаем паузу. Послушайте дополнительный интересный материал,

         А потом будьте готовы ответить на вопрос.

       

  Y.   Фронтальная беседа о водопадах и озёрах.

           1. Сообщение учащихся о водопадах.

            В силу  разнообразия рельефа, на реке Ориноко  встречается водопад.

      Найдите на карте водопад.  

                Как он называется?                         (   Анхель. )

   Ученик 1 :

                      Водопад был открыт случайно в 1935 году американским  

     лётчиком – Джимми Анхелем. В те годы в Венесуэле была «золотая

     лихорадка», все пытались найти золото. Д. Анхель не стал исключени-

     ем. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски золотых

     мест. Так с высоты он увидел водопад. Золото он не нашёл, но открыл

     водопад.

     

   

                                          C:\Users\user\Desktop\ан.jpg   (вдп.  Анхель)    

   

        Следующая  наша  остановка - река  Парана.   Работа с учебником (чтение вслух стр.139) Нахождение реки на физической  карте и в  атласе.

     Ученик 2 :

            Так как река Парана горная, то здесь встречаются водопады, особой

            известностью пользуется водопад Игуасу. В переводе с индейского

            Игуасу – «большая вода». Это самый красивый водопад в мире.                                                                                                                        

                                         C:\Users\user\Desktop\иг.jpg  ( вдп. Игуасу)

                 Учитель :

           Сейчас два ученика прочитают небольшие стихи,а вы  должны

           определить какой стих про водопад Анхель , а какой про Игуасу.

               Ученик 1 :

                         Вылились  воды, свергаясь по круче                            

                         Ниже и ниже, светло и  могуче.

                         Выпала речка из точки сюжета.

                         Миг – и того, что здесь было , уж нету.  (вдп. Игуасу)

                                                                                                                                                   Ученик 2 :

                         

                            Прекрасный  уголок  природы в  тихом  месте.

                             Докучливой толпы он не внимает лести.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                             Экскурсий  не терпя, не дружит с суетою,  

                             Довольствуясь судьбой невидной и простою.  (вдп.  Анхель)

                                                                         

           2. Отгадывание стихотворной загадки о водопадах

            Первый ученик читал стих про водопад Игуасу , а второй ученик про

    водопад Анхель.

     

         Учитель:

           Какие слова вам помогли дать правильный ответ?

        ( Экскурсий не терпя, не дружит с суетою )

          3. Сообщение учащихся об озерах (см. приложение)

 4. Работа с к/к . Нанесение водопадов и озер. (Учитель показывает на карте).

        Физминутка.

             Раз – подняться, подтянутся,

             Два – согнуться, разогнуться,

             Три – в ладоши три хлопка,

             Головою  три кивка.

             На четыре – руки шире,

YI.     Закрепление.

              1.Чайнворд

            Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде

          чайнворда. По окончании  работы учитель поочерёдно открывает

           ответы на экране.        

         

                   « Внутренние воды Южной Америки»

1.

А

2.

А

3.

А

4.

А

5.

А

6.

А

7.

А

    1.  Самое  большое  озеро-лагуна, которое  находится  на  севере  

      материка.         (Маракайбо).

    2.  Водопад  на  Гвианском  плоскогорье, высотой  1054 метра. (Анхель)

   3.   Самая   многоводная  река  мира.     (Амазонка)

   4.  Высокогорное  озеро.   ( Титикака)

   5.  Очень  прожорливые  рыбки, чьим  зубам  можно  позавидовать.

      ( Пираньи)

   6.  Водопад   на  юге  Бразильского  плоскогорья.  ( Игуасу )

   7.  Одна  из  крупнейших   рек  Южной  Америки.   ( Парана)

           2.  Синквейн.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно на листочке.

Запись на доске:

1. Название               (Амазонка)

2. Два прилагательных, относящихся к определяемому слову (крупнейшая,  широкая)

3. Три глагола            (течет, питает, пополняет)

4.  Фраза, несущая определенный смысл  (самая полноводная река планеты)

5.  Резюме, одно слово       (река)

Проверка на доске.

YII.   Итог урока.

                   - С какими реками Ю. Америки мы сегодня познакомились? Назовите        озёра и водопады Ю. Америки.

     Учитель: Молодцы!  Вы  хорошо  справились  с  заданием .

        YIII.  Рефлексия

                          - Что  вам  больше  всего  запомнилось на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали?  Что понравилось?

         IX.  Выставление  оценок.

           Словесная  оценка  работы  каждого   ученика.

         Х.  Домашнее   задание:   cтр.138 – 140

                         

           

Приложение.  

     Подготовленные выступления учеников.

Ученик 1 :

    Озеро Маракайбо. Назвали по имени вождя. Вождя звали  Мара  Кайбо  в переводе означает – «земля». Получается земля Мары. Озеро похоже на залив, оно находится  в Карибском море. Озеро имеет восточную и западную части. В восточной части добывают нефть, развита промышленность. Совершенно противоположная западная часть  озера Маракайбо. Она  обжита людьми. В этом живописном уголке с кокосовыми пальмами люди живут в «палафитос» - домах стоящих над водой на сваях. Эту часть озера называют маленькой Венецией.

Ученик 2 :

   

     Титикака в  переводе с индейского – «святое озеро».  Индейцев обеспечивает

тростник, который растёт на мелководьях. По мере сгнивания он опускается на

дно, а на нём начинают расти новые растения, из которых постепенно образуются тростниковые  острова. Из тростника индейцы делают лодки, плоты, хижины.

 

         C:\Users\user\Favorites\Desktop\DSC_0649.JPGC:\Users\user\Favorites\Desktop\DSC_0629.JPG

      C:\Users\user\Favorites\Desktop\открытый урок фото\DSC_0653.JPGC:\Users\user\Favorites\Desktop\DSC_0636.JPG


                                                                                                                                 

         

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России" 8 класс

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся 8 класса, полученные при изучении темы "Внутренние воды России", в виде письменных заданий, выполнения теста и практической работы на контур...

Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса

Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса...

Открытый урок по теме "Внутренние воды Южной Америки" ФГОС 7 класс

Разработка открытого урока по ФГОС в 7 классе по теме "Внутренние воды Южной Америки" с маршрутным листом и презентацией к уроку....

Презентация для урока на тему "Внутренние воды Африки", 7 класс.

Презентация для урока на тему "Внутренние воды Африки", 7 класс....

Открытый урок на тему: Внутренние воды Южной Америки

1. Рассмотреть внутренние воды Южной Америки.2.Выявить зависимость внутренних вод Южной Америки от рельефа и климата.3.Составить характеристику одной из рек по выбору...

Маршрутный лист к уроку по теме "Внутренние воды" 6-8 класс

Маршрутный лист к уроку по теме "Внутренние воды" 6-8 класс используется на уроках географии...