Модульный урок-практикум 7 класс "Внутренние воды Южной Америки"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Козленко Ольга Петровна

    

МОДУЛЬНЫЙ   УРОК – ПРАКТИКУМ

 

Тема:  «Внутренние воды Южной Америки»

Цель урока:  В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупнейшие речные и озёрные системы материка, определять зависимость густой речной сети от климата, направление течения от рельефа, развить умение составлять характеристику рек по плану, аргументировано излагать учебный материал, воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля.

 

Оборудование: физическая карта полушарий, карта климатических поясов Южной Америки, атласы, учебники, контурные карты.

 

ХОД         УРОКА

 

  1. Определение исходного уровня знаний о реках и озёрах

Выполнение контрольного диктанта по теме «Речная система».  Необходимо  внимательно прочитать вопросы  и варианты ответов, определить правильный ответ. Напортив вопроса записать букву, которая соответствует правильному ответу.

 

  1. Место, где начинается река .        А
  2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.    Ж
  3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.     К
  4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.             И
  5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные воды и поверхностные.
  6. Река со всеми притоками  и притоками притоков.   Б
  7. Граница между бассейнами рек.    Г
  8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.   В
  9. Скопление воды в природном  углублении на суше.    Д
  10. Падение воды с высокого уступа.     Е

 

А – исток

Б – речная система                                                  10 – «5»

В – река                                                                     8 – 9  - «4»

Г – водораздел                                                          6 – 7 – «3»

Д – озеро                                                                  менее- 6 – «2»

Е – водопад

Ж – устье

З – бассейн

И – дельта

К – русло

 

  1. Групповая работа.   Пользуясь текстом учебника, подготовить устные ответы на вопросы: 

1.  Какие крупные реки протекают на территории материка?   (Амазонка, Парана, Ориноко) Озёра: Маракайбо, Титикака.  Водопады: Игуасу, Анхель.

 

2. К бассейну, какого океана они относятся?   (Атлантическому океану)

  1. Почему все крупные реки текут в атлантический океан?

В рельефе Южной Америки выделяются две части. Восток занят равнинами и плоскогорьями, а на западе протянулись горные цепи Анд. В связи с тем, что горы Южной Америки находятся на западе, то реки этого материка текут в основном в Атлантический океан.

  1. Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?

 

В связи с рельефом реки могут быть порожистыми и иметь водопады. На равнинных низменностях течение рек более спокойное

 

  1. Какое влияние оказывает климат на режим рек?

 

Распределение  осадков на материке во многом определяет густоту речной сети, полноводность и режим рек. Благодаря своему географическому положению в низких широтах Южная Америка располагается  преимущественно в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах.

1.В экваториальном климатическом поясе – высокие температуры +25,-27.

Равномерное выпадение осадков большого количества осадков в течении всего года.

2.Субекваториальный пояс – климат переходный от экваториального к тропическому. Два сезона года лето – влажный, зима – сухая. Летом реки питаются за счёт выпадения осадков, а зимой уровень в реках опускается, и малые реки пересыхают.

3. В тропических и субтропических поясах выпадение осадков зависит от преобладающих воздушных масс, вертикального движения воздуха, направления ветров и рельефа.

 

  1. Какое питание характерно для рек Южной Америки?  

 

Преимущественно дождевой источник питания.

(обсуждение этих вопросов)

 

 

  1. Составит характеристику речных систем по группам:

 

1группа

 

группы

первая

вторая

третья

План

Амазонка

Парана

Ориноко

  1. В какой части материка располагается

речная система?

Центрально-восточной части

Юго-восточной

части

На севере материка

     2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки?

В Андах. Течёт с запада на восток. Впадает в Атлантический океан. Длина главной реки – 6280 км.

На Бразильском плоскогорье. Протекает с севера на юг. Впадает в Атлантический океан. Длина – 4700км.

На Гвианском плоскогорье. Направление течения с юга на север материка. Впадает в Атлантический океан. Длина – 2740км.

     3. Бассейну, какого океана принадлежит речная система?

К бассейну Атлантического океана.

К бассейну Атлантического океана.

К бассейну Атлантического океана.

     4. Главные притоки.

Риу-Негру, Мадейра, Тапажос.

Уругвай, Парагвай.

Карони, Каура.

     5.Зависимость от рельефа (характер течения, пороги, водопады)

В истоке река имеет порожистое горное течение т.к. берёт свое начало в г. Андах. Протекая по Амазонской низменности течение, становится более спокойным.

В истоке много порогов течение горное. Водопад Игуасу расположен на одном из притоков Параны. На Ла – Платской низменности характер течения более медленный.

На одном из притоков Ориноко, стекающих с Гвианского плоскогорья находится самый высокий водопад мира Анхель – 1054м.

    6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)

Амазонка самая многоводная река мира. Подъём уровня воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года и поэтому она полноводна весь год. При подъёме воды река затопляет обширные пространства. Источник питания в основном дождевой.

С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей реки разливаются и затопляют окружающие плоские пространства, превращая их в болота. В сухой период реки сильно мелеют. Источник питания дождевой.

    7 Возможность хозяйственного освоения бассейнов рек.

Реки Южной Америки играют большую роль в жизни населения. На низменных равнинах они судоходны. На реках с бурным течением построены электростанции. В засушливых местах вода используется для орошения полей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

  1. В какой части материка располагается речная система?

 

 

 

  1. Исток, направление течения, устье, длина главной реки. 

 

 

 

 

 

3.Бассейну, какого океана принадлежит речная система?

 

 

 

 

 

 

4.Главные притоки.

 

 

 

5.Зависимость от рельефа(характер течения, пороги, водопады)

 

 

 

 

 

 

 

6.Зависимость от климата (источник питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возможность хозяйственного использования и освоения бассейнов рек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представьте, что вы – студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Реки Южной Америки». Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время лекции, зафиксируйте в таблице.

 

 

 

 

 

 

Название реки

Исток реки

К бассейну какого океана относится

Длина реки

Крупные притоки

Основной тип питания

Крупные водопады на реках

Амазонка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориноко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующий этап работы знакомство с водопадами Южной Америки.

Используя  текст учебника и атласы вставьте в данный текст пропущенные слова, характеризующие водопады Южной Америки.

 

 

 

 

 

 

На реках Южной Америки много водопадов.

 

 

Водопад Игуасу находится на_________________ плоскогорье, на реке_____________

 

 

(приток Параны). «Игуасу» на языке индейцев игуарани означает__________________

 

 

Высота водопада______________ метров.  В бассейне реки ____________________на

 

 

____________________ плоскогорье находится самый _______________ на земле

 

 

водопад Анхель. Его высота ______________м. Подступы к водопаду перекрыты

 

 

труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он

 

 

 недавно, в 1935году, венесуэльским лётчиком Хуаном Анхелем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятый этап.  Прочитать текст учебника о крупнейших озёрах Южной Америки их особенностях размещения. (самостоятельная индивидуальная  работа)

 

Ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения. В графе «ответы» напротив «утверждения» ставьте знаки: «+», если утверждение верно, и «-«, если утверждение не верно.

 

 

 

       УТВЕРЖДЕНИЯ                                                                                            ОТВЕТЫ

 

 

  1. На материке много крупных озёр.

 

  1. Маракайбо – самое крупное озеро на севере Южной Америки.

 

  1. Озеро Титикака – самое крупное тектоническое озеро на материке.

 

  1. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.

 

  1. Берега озера слабо изрезаны.

 

  1. Озеро Титикака расположено в Андах.

 

  1. Вода в озере Титикака солёная.

 

  1. Максимальная глубина озера Титикака 304м.

 

  1. На берегах озера Маракайбо добывают нефть.

 

  1. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на  высоте 3812м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

 

Подведение итогов.

Прочитать ещё раз цели урока.

Достигли ли вы заданных целей?

Что мешало достижению цели?

Оцените свою работу на уроке.

 

Домашнее задание: составить малое «кругосветное» путешествие по рекам Южной Америки, повторить пройденное на уроке.

 

Приложение 1                               Приложение 2                         

1. Бразильском                               1. –

2. Игуасу                                         2.  +

3.  «Большая вода»                         3. +

4. 72м                                               4. +

5. Ориноко                                      5. –

6. Гвианском                                   6. +

7. Высокий                                      7. –

8. 1054м.                                          8. +

                                                          9. +

                                                         10. +

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНЫЙ   УРОК – ПРАКТИКУМ

Тема:  «Внутренние воды Южной Америки»

Цель урока:  В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупнейшие речные и озёрные системы материка, определять зависимость густой речной сети от климата, направление течения от рельефа, развить умение составлять характеристику рек по плану, аргументировано излагать учебный материал, воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта климатических поясов Южной Америки, атласы, учебники, контурные карты.

ХОД         УРОКА

  1. Определение исходного уровня знаний о реках и озёрах

Выполнение контрольного диктанта по теме «Речная система».  Необходимо  внимательно прочитать вопросы  и варианты ответов, определить правильный ответ. Напортив вопроса записать букву, которая соответствует правильному ответу.

  1. Место, где начинается река .        А
  2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.    Ж
  3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.     К
  4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.             И
  5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные воды и поверхностные.
  6. Река со всеми притоками  и притоками притоков.   Б
  7. Граница между бассейнами рек.    Г
  8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.   В
  9. Скопление воды в природном  углублении на суше.    Д
  10. Падение воды с высокого уступа.     Е

А – исток

Б – речная система                                                  10 – «5»

В – река                                                                     8 – 9  - «4»

Г – водораздел                                                          6 – 7 – «3»

Д – озеро                                                                  менее- 6 – «2»

Е – водопад

Ж – устье

З – бассейн

И – дельта

К – русло

  1. Групповая работа.   Пользуясь текстом учебника, подготовить устные ответы на вопросы:  

1.  Какие крупные реки протекают на территории материка?   (Амазонка, Парана, Ориноко) Озёра: Маракайбо, Титикака.  Водопады: Игуасу, Анхель.

2. К бассейну, какого океана они относятся?   (Атлантическому океану)

  1. Почему все крупные реки текут в атлантический океан?

В рельефе Южной Америки выделяются две части. Восток занят равнинами и плоскогорьями, а на западе протянулись горные цепи Анд. В связи с тем, что горы Южной Америки находятся на западе, то реки этого материка текут в основном в Атлантический океан.

  1. Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?

В связи с рельефом реки могут быть порожистыми и иметь водопады. На равнинных низменностях течение рек более спокойное

  1. Какое влияние оказывает климат на режим рек?

Распределение  осадков на материке во многом определяет густоту речной сети, полноводность и режим рек. Благодаря своему географическому положению в низких широтах Южная Америка располагается  преимущественно в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах.

1.В экваториальном климатическом поясе – высокие температуры +25,-27.

Равномерное выпадение осадков большого количества осадков в течении всего года.

2.Субекваториальный пояс – климат переходный от экваториального к тропическому. Два сезона года лето – влажный, зима – сухая. Летом реки питаются за счёт выпадения осадков, а зимой уровень в реках опускается, и малые реки пересыхают.

3. В тропических и субтропических поясах выпадение осадков зависит от преобладающих воздушных масс, вертикального движения воздуха, направления ветров и рельефа.

  1. Какое питание характерно для рек Южной Америки?  

Преимущественно дождевой источник питания.

(обсуждение этих вопросов)

  1. Составит характеристику речных систем по группам:

1группа

группы

первая

вторая

третья

План

Амазонка

Парана

Ориноко

  1. В какой части материка располагается

речная система?

Центрально-восточной части

Юго-восточной

части

На севере материка

     2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки?

В Андах. Течёт с запада на восток. Впадает в Атлантический океан. Длина главной реки – 6280 км.

На Бразильском плоскогорье. Протекает с севера на юг. Впадает в Атлантический океан. Длина – 4700км.

На Гвианском плоскогорье. Направление течения с юга на север материка. Впадает в Атлантический океан. Длина – 2740км.

     3. Бассейну, какого океана принадлежит речная система?

К бассейну Атлантического океана.

К бассейну Атлантического океана.

К бассейну Атлантического океана.

     4. Главные притоки.

Риу-Негру, Мадейра, Тапажос.

Уругвай, Парагвай.

Карони, Каура.

     5.Зависимость от рельефа (характер течения, пороги, водопады)

В истоке река имеет порожистое горное течение т.к. берёт свое начало в г. Андах. Протекая по Амазонской низменности течение, становится более спокойным.

В истоке много порогов течение горное. Водопад Игуасу расположен на одном из притоков Параны. На Ла – Платской низменности характер течения более медленный.

На одном из притоков Ориноко, стекающих с Гвианского плоскогорья находится самый высокий водопад мира Анхель – 1054м.

    6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)

Амазонка самая многоводная река мира. Подъём уровня воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года и поэтому она полноводна весь год. При подъёме воды река затопляет обширные пространства. Источник питания в основном дождевой.

С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей реки разливаются и затопляют окружающие плоские пространства, превращая их в болота. В сухой период реки сильно мелеют. Источник питания дождевой.

    7 Возможность хозяйственного освоения бассейнов рек.

Реки Южной Америки играют большую роль в жизни населения. На низменных равнинах они судоходны. На реках с бурным течением построены электростанции. В засушливых местах вода используется для орошения полей.

 

План

  1. В какой части материка располагается речная система?

 

  1. Исток, направление течения, устье, длина главной реки.  

3.Бассейну, какого океана принадлежит речная система?

4.Главные притоки.

5.Зависимость от рельефа(характер течения, пороги, водопады)

6.Зависимость от климата (источник питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)

  1. Возможность хозяйственного использования и освоения бассейнов рек.

Представьте, что вы – студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Реки Южной Америки». Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время лекции, зафиксируйте в таблице.

Название реки

Исток реки

К бассейну какого океана относится

Длина реки

Крупные притоки

Основной тип питания

Крупные водопады на реках

Амазонка

Парана

 

Ориноко

 

 

Следующий этап работы знакомство с водопадами Южной Америки.

Используя  текст учебника и атласы вставьте в данный текст пропущенные слова, характеризующие водопады Южной Америки.

На реках Южной Америки много водопадов.

 

Водопад Игуасу находится на_________________ плоскогорье, на реке_____________

(приток Параны). «Игуасу» на языке индейцев игуарани означает__________________

Высота водопада______________ метров.  В бассейне реки ____________________на

____________________ плоскогорье находится самый _______________ на земле

водопад Анхель. Его высота ______________м. Подступы к водопаду перекрыты

труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он

 недавно, в 1935году, венесуэльским лётчиком Хуаном Анхелем.

Пятый этап.  Прочитать текст учебника о крупнейших озёрах Южной Америки их особенностях размещения. (самостоятельная индивидуальная  работа)

Ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения. В графе «ответы» напротив «утверждения» ставьте знаки: «+», если утверждение верно, и «-«, если утверждение не верно.

       УТВЕРЖДЕНИЯ                                                                                            ОТВЕТЫ

  1. На материке много крупных озёр.

  1. Маракайбо – самое крупное озеро на севере Южной Америки.

  1. Озеро Титикака – самое крупное тектоническое озеро на материке.

  1. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.

  1. Берега озера слабо изрезаны.

  1. Озеро Титикака расположено в Андах.

  1. Вода в озере Титикака солёная.

  1. Максимальная глубина озера Титикака 304м.

  1. На берегах озера Маракайбо добывают нефть.

  1. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на  высоте 3812м.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

Подведение итогов.

Прочитать ещё раз цели урока.

Достигли ли вы заданных целей?

Что мешало достижению цели?

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: составить малое «кругосветное» путешествие по рекам Южной Америки, повторить пройденное на уроке.

Приложение 1                               Приложение 2                          

1. Бразильском                               1. –

2. Игуасу                                         2.  +

3.  «Большая вода»                         3. +

4. 72м                                               4. +

5. Ориноко                                      5. –

6. Гвианском                                   6. +

7. Высокий                                      7. –

8. 1054м.                                          8. +

                                                          9. +

                                                         10. +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс

Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, разв...

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

конспект урока по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

урок в 7 классе "Внутренние воды Южной Америки"

Урок в 7 классе по теме Южная Америка. цель урока: Сформировать представление об особенностях внутренних вод материка. Закрепить представление о взаимосвязи оболочек Земли. Продолжить развивать умение...

"Внутренние воды Южной Америки" 7 класс

Конспект урока географии 7 класс с презентацией по теме: "Внутренние воды Южной Америки"...

Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса

Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса...

Методическая разработка урока географии в 7 классе Внутренние воды Южной Америки

Конспект урока географии, в котором отражены: Тема урока, цели урока, содержание ( разминка, вопросы для проверки домашнего задания, материал по теме, кроссворд по теме Реки и озера Южной Америки). Пр...