Анализ русских народных лирических песен
материал по литературе

Бондарева Елена Федоровна

Представлен анализ песен «Мой муженька-работяженька»,«По Муромской дорожке», «Ой, при лужку», «Чёрный ворон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_russkih_narodnyh_liricheskih_pesen.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Бондарева Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Екатерининская СОШ» Третьяковского района Алтайского края

Анализ русских народных лирических песен

Анализ русской народной песни «Мой муженька-работяженька».

Мой муженька-работяженька
Поехал в лес, забыл топор.
А уж я уж молода всё догадлива была,
Схвачу топор да за ним вдогон.

Мой муженька-работяженька
Мой муженька-работяженька
Поехал косить, забыл косу.
А уж я уж молода всё догадлива была,
Схвачу косу да за ним к покосу.

Мой муженька-работяженька
Мой муженька-работяженька
Поехал на мельницу, забыл(ы) мешки.
А уж я уж молода всё догадлива была,

Схвачу мешки, да за ним в бежки.

Мой муженька-работяженька
Мой муженька-работяженька
Поехал гулять, забыл меня.

А уж я уж молода всё догадлива была,
Нарядилася, припудрилася,
Да за ним в догон припустилася

  1. Композиция лирической песни /внешний аспект/: в песне представлены смешные и порой анекдотичные бытовые ситуации простой крестьянской семьи: муж едет в лес, забывает топор, едет косить – забывает косу, едет на мельницу – забывает мешки, а едет гулять - «забывает» жену.

Репертуар композиционных приемов:

- монологическая форма. Это монолог жены, которая в шуточной иронической форме повествует о своем муже - недотёпе, лентяе и хитреце.

- повторы. «Муженька-работяженька». Данный иронический (возможно сатирический) повтор используется для мужа и усиления ироничности и акцентирования внимания на образе, который по сути оказывается лентяем. Усиление иронии происходит также с помощью использования уменьшительно-ласкательного суффикса –еньк.

«А уж я уж молода все догадлива была». Данный повтор наоборот показывает, что в каждой ситуации молодая догадливая жена приходила на выручку мужу-недотепе, а в последней ситуации и вовсе ослушалась и отправилась вслед за ним на гулянку.

  1. Характеристика образного строя песни. 

Составление "тезауруса" поэтических приемов песни:

- эпитет. В песне используется один эпитет «молода все догадлива», который представляет нам героиню песни как молодую проворную находчивую жену.

- тропы метонимической группы: ирония.  Вся песня пронизана иронией, но ключевыми словами является характеристика женой мужа как «мой муженька-работяженька». Давая такую характеристику, женщина любя смеется над своим мужем-лентяем.

3.Типологическая характеристика формульных тем песни

Это лирическая семейно-бытовая песня, главными героями которой являются муж и жена – представители простой крестьянской семьи с их повседневными заботами. По употреблению – плясовая. По характеру исполнения – частая.

4. Выявление семантики лирических формул: 

Семантическим полем является семейная пара муж и жена. Изначально в семье распределены обязанности между мужчиной и женщиной – мужчина-добытчик, женщина-хранительница очага, мужчина – это надежность, опора, женщина – забота, ласка. В данном тексте взаимоотношения между мужем и женой сложились иначе. Главой семьи по сути является жена.

5. Композиция лирической песни /внутренний, смысловой аспект/.

На первый взгляд это шуточная, задорная, даже плясовая песня, в которой, отбивая дробь, женщина рассказывает о своем нерадивом муже, одновременно показывая, какая она удалая. Но по сути она рассказывает о том, как ей приходится «тащить на себе семью, хозяйство да еще мужа. А когда наступает минута отдыха, праздник, ей не находится место рядом с мужем. И слова «нарядилася, припудрилася» говорят о том, что ей, простой крестьянке, тоже хочется быть красивой, любимой, ей тоже хочется праздника, она его заслужила, поэтому «в догон за ним припудрилася». Эта песня актуальна и сегодня.

Анализ русской народной песни «По Муромской дорожке»

По Муромской дорожке
Стояли три сосны.
Со мной прощался милый
До будущей весны.

Он клялся и божился
Одну меня любить,
На дальней на сторонке
Меня не позабыть.

А я ему внимала
Беспечною душой,
Слова я повторяла
Той клятвы роковой.

Но вот он встрепенулся,
В последний раз обнял,
Взглянул он в мои очи,
Потом поцеловал.

Сел на коня, помчался
В неведомую даль,
Оставил в моем сердце
Тоску лишь да печаль.

И с этою кручиной
Я ночи не спала,
Сидела на крылечке,
Всё милого ждала.

Однажды мне приснился
Тревожный, страшный сон,
Что милый мой женился,
Нарушил клятву он.

А я над сном смеялась,
Подружкам говоря:
Не может того сбыться,
Чтоб мил забыл меня.

Но вскоре сон мой сбылся,
И раннею весной
Мой милый возвратился
С красавицей-женой.

Я у ворот стояла,
Когда он проезжал.
Меня в толпе народа
Он взглядом отыскал.

Увидел мои слезы,
Глаза он опустил
И понял: мое сердце
Навеки он сгубил.

Сгубил он жизнь младую.
Зачем теперь мне жить?
Ужель свою мне клятву,
Как он, навек забыть…

Пойду я в лес-дубраву.
Там реченька течёт.
В холодные объятья
Она меня возьмёт.

Когда меня достанут
С того речного дна,
Тогда злодей узнает,
Что клятве я верна.

По Муромской дорожке
Стояли три сосны.
Со мной прощался милый
До будущей весны.

  1. Композиция лирической песни /внешний аспект/: Это песня о несчастной любви.

Последовательность лирических ситуаций: разлука с любимым, клятвы о любви, страшный вещий сон, предательство любимого и его женитьбе на другой, горе девушки, мысли об утоплении, чтобы доказать верность клятве.

Песня построена в монологической форме. Девушка рассказывает о своей несчастной любви. В данной песне чувствуется горечь и страдания, которые испытывает девушка из-за разлуки с любимым, а затем из-за его предательства.

Используется повтор первого куплета, который делает пение цикличным, замкнутым.

  1. Характеристика образного строя песни.

Составление "тезауруса" поэтических приемов песни:

- метафора: «мое сердце навеки он сгубил», «Сгубил он жизнь младую» - предательство жениха сделало бессмысленной жизнь девушки, обрекло ее на внутренние страдания.

 - метафорический эпитет:

«Беспечною душой» - подразумевается наивность молодой девушки,  неискушенность в жизненных перипетиях.

 «Клятва роковая» - имеется в виду клятва, сыгравшая роковую роль в судьбе молодых.

«Жизнь младую» - возраст девушки.

- символ: «По Муромской дорожке -

«До будущей весны» - то есть через год. Раньше на Руси год измерялся от весны до весны.

«На дальней на сторонке», «В неведомую даль» - то есть в дали от родины.

- олицетворение:

«Стояли три сосны» - не просто росли, а стояли. Как стражи, встречали, провожали путников.

«реченька течёт.

В холодные объятья

Она меня возьмёт.»

Девушка от горя задумывает утопиться в реке.

3.Типологическая характеристика формульных тем песни

Это лирическая любовная песня, главными героями которой являются парень/молодец и девушка/девица. Главные формульная тема – несчастная любовь. По характеру исполнения – протяжная.

4. Выявление семантики лирических формул: очерчивание семантического поля формулы, определение специфики его преломления в процессе лирической рефлексии в данном тексте.

Центральным семантическим полем является любовь. Девица называет любимого  «милый», говорит о том, как он «клялся и божился одну меня любить», проявлял ласку – «В последний раз обнял, взглянул он в мои очи, потом поцеловал.» любовь девушки настолько сильна, что она очень страдает в разлуке с любимым, испытывая тоску, печаль, кручину. Но любовь оказалась несчастной, любимый предал девушку, женившись на другой. Поэтому второе семантическое поле – это горе, которое испытывает девушка. Сердце ее разбито, жизнь, как она считает загублена, но она продолжает любить предавшего ее парня и чтобы доказать, что клятве верна, утопиться в реке. То типично для народных лирических песен о несчастной любви.

5. Композиция лирической песни /внутренний, смысловой аспект/.

Обнаружение связности текста на уровне глубинной семантики формул; реконструкция "потока переживаний" как основного содержания лирической песни.

Для героини этой лирической песни горе, тоска, печаль представляются чем-то всеохватывающим, заполняющим ее всю и застилающим радости жизни. Для девушки, исполняющей песню о своей несчастной любви нет ничего значительней, важней и больше ее внутренних переживаний. Оказавшись в ситуации горя, печали, тоски, героиня ищет выход, спасение от терзающих ее душу переживаний и чувств. Переживания настолько сильны, что способны довести до смерти. Но девушка не просто пытается избавиться от мучающего ее горя, она пытается доказать любимому как сильно она его любит, тем самым обречь его на муки, переживания в связи с тем, что он будет считаться виновным в ее смерти

Анализ русской народной песни «Ой, при лужку»

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.


Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока не споймаю,
Как споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.


Вот споймал парень коня,
Зануздал уздою,
Вдарил шпоры под бока,
Конь летит стрелою.


Ты, лети, лети, мой конь,
Лети. торопися,
Возле милкина двора,
Конь, остановися.

Конь остановился,
Вдарил копытами,
Чтобы вышла красна девка
С чёрными бровями.


Но не вышла красна девка,
Вышла её мати,
Здравствуй, здравствуй, милый зять,
Пожалуйте в хату.


А я в хату не пойду,
Пойду во светлицу,
Разбужу я, крепким сном
Спящую девицу.


А девица не спала,
Друга поджидала,
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.


Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

АНАЛИЗ.

  1. Композиция лирической песни /внешний аспект/:

Последовательность лирических ситуаций: в начале в песне идет описательно-повествовательная часть, а затем следует часть, содержащая диалог, и заканчивается песня описательно-повествовательной частью. Главным героем песни является донской казак, спешит в свою станицу, его конь радостно ржет узнавая родные места, где «при знакомом табуне … гулял на воле». Казак заезжает в дом своей невесты, его встречает мать, но он направляется прямо в светлицу, где его ждала девица.

Репертуар композиционных приемов:

- "постепенное сужение образов": Луг – поле – табун; двор – хата – светлица.

- диалогическая форма: присутствует диалог мати и казака, казака и коня (казак обращается к коню).

-  повторы:

1. Повторы слов, строк выполняют ритмообразующую функцию, делают песню ритмичной, песня поется как бы в такт быстрому бегу коня, показывает, как торопится казак к невесте.

2. Повтор первого куплета делает песню цикличной и замкнутой. В первом куплете казак возвращается издалека домой и конь вспоминает тот луг, поле, табун, где он пасся. Повтор этого же куплета в конце имеет несколько другое предназначение. Хозяин коня – казак после долгой разлуки проводит время с любимой, а конь отдыхает после долгой дороги, пасется на лугу. Также повтор наводит на мысль, что встреча может быть короткой. Возможно, казак приехал на побывку и вскоре снова уедет воевать.

- синтаксический параллелизм: Например,

Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Пока не споймаю,
Как
споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

Вот споймал парень коня,

Зануздал уздою…

Данный прием служит развитию мысли и, соответственно, развитию семантического пространства.

- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: правой ручкой.

 2. Характеристика образного строя песни. 

Составление "тезауруса" поэтических приемов песни:

- метафорический эпитет: «знакомый табун» - табун, в котором пасется конь; «шелковая узда» - мягкая узда, хотя возможно и сплетена из шелка.

 - эпитет: милый зять (обращение к казаку мати как к дорогому гостю, хотя здесь нестыковка: зять, значит муж дочери, но в песне нет слова жена, есть девица).

-  постоянные эпитеты: «широкое поле» - просторное, большое, красна девка, черны брови, (передают красоту девушки), крепкий сон (здоровый спокойный сон молодой девушки).

- олицетворение: «конь гулял по воле», «ты, гуляй, гуляй, мой конь…»

- сравнение: «лети стрелою», «лети, мой конь, лети, торопися». Прием используется, чтобы показать, как торопится казак, усиления эмоционального восприятия песни.

3.Типологическая характеристика формульных тем песни.

Это лирическая молодецкая песня, главным героем которой является казак. По характеру исполнения – частая.

4. Выявление семантики лирических формул: центральное семантическое поле – любовь. Любовь взаимная. Казак торопит коня, просит остановится у «милкина двора»:

Ты, лети, лети, мой конь,
Лети. торопися,
Возле
милкина двора,
Конь, остановися.

Там его ждет любимая:

А девица не спала,
Друга поджидала,
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.

5. Композиция лирической песни /внутренний, смысловой аспект/.

Обнаружение связности текста на уровне глубинной семантики формул; реконструкция "потока переживаний" как основного содержания лирической песни.

Казак торопится к девице-красавице. Понимание этого достигается с помощью глаголов, в том числе побудительного наклонения.

 Не смотря на свою красоту, девушка скромна, соскучившись по любимому, она не выбежала на улицу навстречу казаку. Она сидит в светлице, верно ждет своего любимого. Выход «мати» (матери девицы) навстречу казаку, ее обращение к нему «милый зять» говорит о том, что молодец ей тоже нравится, и дело идет к свадьбе.

Анализ русской народной песни «Чёрный ворон»

Чёрный ворон, что ты вьёшься,
Над моею головой!
Ты добычи не дoбьёшься,
Чёрный ворон, я - не твой...
Ты добычи не дoбьёшься,
Чёрный ворон, я - не твой...

Что ты когти, да распускаешь?
Что ты песнь свою поёшь?
Коль добычу себе чаешь,
за то весточку снесёшь...
Коль добычу себе чаешь,
за то весточку снесёшь...

Завяжу смертельну рану
Я подарённым платком,
А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком...
А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком...

Полети в родну сторонку,
где у маменьки был мал,
И скажи ей потихоньку,
Что за Родину я пал.
Потихоньку, взяв за плечи, *
Что за Родину я пал.

А отцу скажи отдельно,
Что я род не посрамил,
И пред ворогом смертельным
Назад шагу не ступил...
И пред ворогом смертельным
Назад шагу не ступил...

Скажи братьям, скажи сёстрам-
Я хороший у них брат.
А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад...
А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад...

Передай платок кровавый
Милой любушке моёй,
Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой...
Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой...

Взял невесту тиху-скромну
Легок шаг, в глазах огонь,   **
А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь...
А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь...

Встану рано, выйду в поле-
В небеса наш Дон течет. ***
Там без страха и без боли
Солнце красное встает...

Кручена струна пропела
Над моею головой -
Видно, смерть моя приспела,
Черный Ворон, я, брат, твой...
Видно, смерть моя приспела,
Черный Ворон, я, брат, твой…

 АНАЛИЗ

  1. Композиция лирической песни /внешний аспект/:

Последовательность лирических ситуаций: Сюжет очень грустный, пронизанный тоской и даже мистикой. Зачин: На поле боя умирает, оставшись один, донской казак. Над ним вьется Черный Ворон. Сначала казак не верит, что смерть близка и говорит: «Ты добычи не дождешься. Черный ворон, я не твой», но затем он обращается с последней просьбой к черному ворону (по одной из версий Чёрным Вороном в русском войске называли Священника-Нараду, отпевающего Павших), чтобы он сообщил весть о своей гибели родным и любимой, а затем умирает.

Репертуар композиционных приемов:

Песня написана в диалогической форме. Умирающий казак ведет диалог с Черным вороном.

А затем с тобой я стану

Говорить про всё рядком...

Диалогическая форма композиции значительно усиливает драматизм выражаемого песней лирического содержания, способствует более яркой передаче мыслей и чувств лирического героя.

- повторы. Особое настроение и скорбную трагическую тональность придает многократный повтор слов с упоминанием птицы-вещуна.

 2. Характеристика образного строя песни.

Составление "тезауруса" поэтических приемов песни:

- постоянный эпитет: Черный ворон, родну сторонку, вояка бравый, шашка вострая, солнце красное

Символ: Два основных персонажа: мужчина и птица. Оба образа, первый — это воин, второй —Черный Ворон как птица предвестник смерти. Ворон хорошо чувствует и подлетает к тем, кто обречен.

Дон – устойчивое название для любых рек в русском языке. А жизнь человеческая – это река. И для павшего она уже ведёт на небеса.

 Образ загробной жизни – это восходящее закатное Солнце. Красное Солнце – это закат на земле, но Красное Солнце – восход в потустороннем мире.

Журавль – птица, в которую превращаются погибшие. (Как пример песня «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова).

- гипербола:

Взял невесту тиху-скромну

Легок шаг, в глазах огонь,   **

А сватами у нас были

Шашка вострая, да конь...

Под тихой и скромной невестой подразумевается смерть.

3.Типологическая характеристика формульных тем песни

Это грустная молодецкая лирическая песня. По характеру исполнения – протяжная застольная.

4. Выявление семантики лирических формул: очерчивание семантического поля формулы, определение специфики его преломления в процессе лирической рефлексии в данном тексте.

Основное семантическое поле – смерть. Но это не просто смерть, это гибель воина на поле боя. Павший казак до последней минуты борется за жизнь, но когда понимает, что жизнь его окончена, он находит в себе силы уйти достойно, чувством исполненного долга, с мыслями о родных и близких.

Полети в родну сторонку,

где у маменьки был мал,

И скажи ей потихоньку,

Что за Родину я пал.

А отцу скажи отдельно,

Что я род не посрамил,

И пред ворогом смертельным

Назад шагу не ступил...

Скажи братьям, скажи сёстрам-

Я хороший у них брат.

Передай платок кровавый

Милой любушке моёй…

Таким образом, второе семантическое поле – семья, род. И третье семантическое поле – патриотизм, отвага, жизнь, отданная за родину.

5. Композиция лирической песни /внутренний, смысловой аспект/.

Обнаружение связности текста на уровне глубинной семантики формул; реконструкция "потока переживаний" как основного содержания лирической песни.

В песне поднимается тема патриотизма, любви к родной земле, родным и близким. Но кроме этих явных тем, есть скрытая информация, скрытый смысл.

Полети в родну сторонку,

где у маменьки был мал,

И скажи ей потихоньку,

Что за Родину я пал.

Потихоньку, взяв за плечи, *

Что за Родину я пал.

Сообщая матери и отцу скорбную весть, вестовой ни в коем случае не должен был смотреть им в глаза. Горе материнское способно невольно проклясть вестового... Поэтому вестовому положено было обойти мать павшего воина и зайти ей за спину. Из-за спины он тихим голосом на ухо матери сообщал о гибели сына. Для того, чтобы её поддержать, если у женщины подкосятся ноги, и она упадёт от горя, он брал её за плечи и говорил:

– Крепись, мать, твой сын пал смертью храбрых, пал смертью героя.

Следующим весть о смерти сына отдельно от всех получал отец. Только он имел право знать подробности смерти сына и имел право узнать, что да как произошло… И только он знал, что да как рассказать об этом всем родственникам. Отцу надлежало гордиться сыном – ведь он прославил род своей доблестью. Поэтому вестовой рассказывал отцу о подвиге сына, даже если особого подвига не было.

Близкие родственники тоже имели право услышать рассказ о гибели брата. Причём, что бы не произошло на поле боя, род павшего должен с гордостью вспоминать о нём.

Затем весть сообщали жене или невесте. В песне казак просит передать ей окровавленный платок. Жена или невеста верно ждала мужчину, ушедшего на войну. Женщина не могла выйти замуж за кого-то другого, пока муж или жених не вернулся. Даже его смерть не являлась уважительной причиной выйти замуж за другого. Единственный способ сделать жену или невесту свободной – вернуть ей данное ею слово. Если воин погибал, то – так считалось – он лёг рядом со смертью и отдал ей место жены. Сообщение мужа об этом и возвращенный окровавленный платок делало оставленную женщину полностью свободной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанры русских народных песен

презентаия для урока музыки в 4 классе...

Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Учитель ищет    наиболее эффективные методы и пути анализа, более...

Анализ художественного и лирического текста

Образцы анализа лирического текста М.Ю.Лермонтова "Парус" и прозаического текста - отрывок из рассказа Л.Н.Толстого "После бала"...

Жанры русских народных песен.

"Жанры русских народных песен" Ход урока:              I этап.  Организация класса. Мотивация (самоопределение) к учебнойдеят...

Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»

В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....

Духовное воспитание обучающихся через углубленное обучение русских народных песен, Рождественских колядок и Пасхальных песнопений из опыта работы Медведь Л. Н. педагога дополнительного образования 2014 – 2015 учебный год

Покажите мне народ, у которого бы больше было песен.Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси.Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы вырастают города.Под песни... пеленается...