Жанры русских народных песен.
план-конспект занятия по музыке на тему

Григорьева Надежда Викторовна

"Жанры русских народных песен"

 

Ход урока:            

 

I этап.  Организация класса. Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия.

Вход под музыку Березка. Русский хоровод. Объявление темы урока.

-Под какую музыку мы вошли? Какой оркестр звучал?

-Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

-Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны

-Сегодня  на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыки, вспомним особенности жанров русских народных песен.

                                Ты откуда русская появилась музыка?

                                То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

                                 Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

                                 Как ты появилась, с самого начала?

                                  В чьём ты сердце билась?

                                  В ком ты зазвучала?

                                  Пролетали  утки - уронили дудки.

                                   Пролетали гуси - уронили гусли,

                                   Их весною вешней нашли, не удивились,

                                  Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.

 

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших  времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня  на протяжении всей жизни сопровождала человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_russkikh_narodnykh_pesen.docx24.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Жанры русских народных песен"

Ход урока:            

 

I этап.  Организация класса. Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия.

Вход под музыку Березка. Русский хоровод. Объявление темы урока.

-Под какую музыку мы вошли? Какой оркестр звучал?

-Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

-Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны

-Сегодня  на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыки, вспомним особенности жанров русских народных песен.

                                Ты откуда русская появилась музыка?

                                То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

                                 Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

                                 Как ты появилась, с самого начала?

                                  В чьём ты сердце билась?

                                  В ком ты зазвучала?

                                  Пролетали  утки - уронили дудки.

                                   Пролетали гуси - уронили гусли,

                                   Их весною вешней нашли, не удивились,

                                  Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.

 

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших  времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня  на протяжении всей жизни сопровождала человека.

 

II Проверка домашнего задания. Систематизация  и закрепление  полученных знаний.

-Перечислите какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

 Дети называют народные песни

-Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Учитель играет мелодию песни «Ах, ты степь широкая»)

Дети называют песню, жанр, выразительно исполняют 1 куплет песни, перечисляют особенности.

(Учитель играет мелодию песни «Вниз по матушке по Волге»)

Дети называют песню, определяют лад, пропевают мелодию на гласный звук, используя пластическое и высотное дирижирование .

 

-Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

 

-В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян.

-«Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов. Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

 (Если дети затрудняются, можно сыграть припев песни «Эй, ухнем»)

-«Эй, ухнем».

-Здесь мы слышим интонации размеренности   и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

 

-Щедрая, река рек, светлая.

-Назовите жанр этой песни.

-Лирическая

-О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

-О суженом, о любви.

 

Учитель играет песню «Тонкая рябина».

Дети выразительно исполняют 1 или 2 куплета песни.

-С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

 

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

 - А без  дела жить, только небо коптить!

- Мала пчела, - и та работает.

 

-Какую вы знаете трудовую песню?

-Лен зеленой.

-Какая особенность этих песен?

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне. («Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен)

 

 

III Работа над новым материалом.

-Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

-Календарные.

-Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках. Прочитайте, пожалуйста, что такое «веснянки».

 Дети читают: Веснянки обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

-Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Дети смотрят видеоклип.

 После просмотра фрагмента анализируют характер мелодии, обращают внимание на повторяющиеся интонации.

Учитель разучивает с детьми песню «Ой ,кулики, жаворонушки».

(В работе над песней используется высотное тактирование  и простукивание ритма песни)

-Подберите нужную интонацию в стихотворении  о Весне:

1.Весна,весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Дети читают и подчеркивают главные выразительные интонации.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды:1 команда читает текст за детей, 2 команда –за Весну:

 

Дети: -Весна - красна, на чем пришла?

Весна:- На солнышке, на боронушке!

Дети:- Весна -красна, что ты нам  принесла?

Весна:- Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

 

IV Кульминация урока

 

-На следующем уроке  вы разучите игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос: в каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

-В драматических хороводах.

Дети исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина»

-Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Назовите  мне инструменты русского народного оркестра, вспомните создателя оркестра народных инструментов.

-Ложки, трещотки, домры, балалайки, гусли, свистульки, свирели и др. Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев(1861-1918)

 

- В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а  также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!»П.Чайковский.

 

Звучит оркестр народных инструментов. Дети импровизируют на детских музыкальных инструментах.

 

V Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

 

- В русских народных песнях- мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

-Ребята, какая тема была сегодняшнего урока? Какие песни звучали? Вы сегодня хорошо работали, в заключении  урока выполните задание.

Дети выполняют тест.

Учитель анализирует работу учащихся и задает домашнее задание. Найти ответ на вопрос: В каких концертных залах Санкт-Петербурга звучит народная музыка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хоровод – один из основных жанров русского народного танца»

Открытое занятие попредмету "Танец" (русский народный танец)...

Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»

Частушки  Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....

жанры русских народных песен

презентаия для урока музыки в 4 классе...

"Жанры русской народной песни"

занятие, пронизанное элементами игры, соревнования, содержащее игровые ситуации, способствует развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников...

Духовное воспитание обучающихся через углубленное обучение русских народных песен, Рождественских колядок и Пасхальных песнопений из опыта работы Медведь Л. Н. педагога дополнительного образования 2014 – 2015 учебный год

Покажите мне народ, у которого бы больше было песен.Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси.Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы вырастают города.Под песни... пеленается...

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...

Подборка русских народных песен для детей

Подборка русских народных песен для детей...