"Жанры русской народной песни"
план-конспект урока по музыке по теме

Скокова Надежда Ивановна

занятие, пронизанное элементами игры, соревнования, содержащее игровые ситуации, способствует развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokazhanry_russkoy_narodnoy_pesni.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс:__4 Преподаватель: Скокова Надежда Ивановна.          
Тема урока: «Жанры русской народной песни»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами игровой технологии.

 Цель урока:

Изучить жанры русской народной песни.

Задачи урока:

  • Изучить различные жанры русских народных
    песен.
  • Развивать музыкальный и интонационный слух учащихся,
    воображение, память.
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: театрализованная игра.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Оборудование:

  • презентация;
  • аудиозаписи
  • костюмы.

Формы организации учебной деятельности: коллективная.

Методы обучения:

  1. по виду источника информации:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися)
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

Формирование УУД

1. Познавательные УУД

  1. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников.
  2. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
  3. Познание нового материала в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент

Приветствие учителя

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?Или в птичьем свисте?Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты звучала?Пролетели утки –

Урони ли дудки.

Пролетели гуси – Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

Приветствие учеников

2. Актуализация

Ребята, назовите мне русские народные песни, которые вы знаете.

Молодцы. А все ли они одинаковы?

Как вы думаете, можно ли разделить на группы?

Хорошо. О чем поют в русской песне?

Следовательно, мы действительно можем разделить русские песни на группы, а точнее на жанры.

«Во поле береза стояла», «Калинка», «Ой, мороз, мороз...» и т.д.

Нет

Да

О природе, о родине, о любви, праздничные

3. Целеполагание и мотивация

Цель  

Задачи

Итак, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока

Следовательно, какая цель урока?

Правильно, какие у вас возникли относительно темы?

Что же мы можем узнать о русских инструментах?

Из появившихся вопросов, мы можем составить задачи на наш урок.. Давайте их озвучим.

Изучить жанры русских народных песен

- Для достижения цели нам необходимо поставить задачи.

Будем

ИЗУЧАТЬ: различные жанры русских народных песен

РАЗВИВАТЬ: слуховую, память, мышление.  

ВОСПИТЫВАТЬ: эстетическое отношение к народному искусству

Жанры русских народных песен

Изучить жанры русской народной песни.

Что такое жанр? Какие жанры существуют в русском фольклоре?

Как различать жанры песен?

Какое значение играет песня в творчестве русского народа?

 

формулируют задачи урока.

Узнаем какие жанры песен есть в русском народном творчестве.

Будем учиться различать жанры русских народных песен.

Вспомним, какое значение играет народное творчество в жизни русского народа

4. Изучение нового материала

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Итак, давайте заглянем в литературный справочник и узнаем, что означает слово «жанр».

Сегодня у нас необычное занятие, а урок-игра. Это значит, мы будем узнавать новое в игровой форме.

Вы группами готовили театрализованное представление. Каждая группа будет представлять определенный жанр. У вас на столах лежат карточки с жанрами народных песен (былина, хороводная, солдатская, плясовая, частушки, колыбельная, колядки, маслиничная) а с другой стороны карточек написана буква. Если вы правильно все отгадаете, у вас в конце сложится слово. Итак начинаем.

Параллельно после каждого представления, учитель комментирует и наводит учеников к правильному ответу.

Молодцы, у нас получилась познавательная игра. Теперь давайте посмотрим презентацию, ваша задача по картинкам отгадать, что это за жанр народной песни. У вас на столах лежат кроссворды, картинки на презентации вам помогут его отгадать.

Учитель показывает слайды

 

Находят в словаре определение слова «жанр»

Ученики демонстрируют мини-представления. Остальные выставляют карточки у себя на столах.

В конце театрализованной игры у них получается слово «фольклор»

Ученики отгадывают по картинкам жанры песен,

записывают ответы в кроссворд

5. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего урока.

Мы выполнили, поставленные задачи ?

ИЗУЧИЛИ жанры русской народной песни.

Перечислите их.

- Вы будете использовать, полученные знания  в своей жизни? (РАЗВИВАЮЩАЯ)

Зачем нужно изучать предметы творчества русского народа? (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ)

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

- Оцените свои знания на конец урока, у вас на столах ноты.

 

Синий  – узнал на уроке много;

Желтый  – узнал, но не все

Красный – ничего не узнал.

Да

плясовая, былина, солдатская и т.д.

да

для того чтобы изучать культуру и творчество русского народа

6. Домашнее задание

Рисунок жанра русской народной песни

Приложение. Кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хоровод – один из основных жанров русского народного танца»

Открытое занятие попредмету "Танец" (русский народный танец)...

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Жанры русской народной песни

Презентация для проведения урока музыки по теме "Жанры русской народной песни" в 5 классе...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...