Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
план-конспект

Облетов Сергей Васильевич

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_russkogo_narodnogo_tantsa.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Конспект учебного занятия

Жанры русского  народного  танца:

движения и манера исполнения.

                                                                                Облётов С.В.,

                                                                                педагог дополнительного образования

                                                                                1 квалификационной категории

.

                                                                                                                                                                         

                                                                            г. Арзамас

2019г.

Цель:   Приобщение  к  русскому  танцевальному  искусству через знакомство                                                            

               с основными жанрами русского народного  танца (хоровод, пляска). 

Задачи: - отрабатывать навыки техничного исполнения движений различных

                  жанров;

               - развивать  манеру  исполнения движений разных жанров русского                                                                                                                                                                                                                                    

                  танца;

               - самостоятельное сочинение комбинаций.

 Оборудование:  станок,  зеркала,  баян,  фотографии женских  русских  

                            национальных костюмов, презентация «Русский национальный

                            костюм».

                                           Характеристика группы.

Психолого-педагогическая характеристика детей 9-10 лет:

     Период младшего школьного возраста. В этот период активно развивается самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям, способность к сопереживанию. Характерная особенность младшего школьного возраста - эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. Но при этом ребёнок  находится в большой, эмоциональной зависимости от педагога. В этом возрасте ребёнок приходит к пониманию необходимости работать на себя, свою память.

Дети научились видеть не только чужие недостатки, но и свои. Они знают, что отличаются от других и осознают свою индивидуальность, стремятся утвердить себя среди взрослых и сверстников. Практически отпадает необходимость использования игровых моментов для поддержания интереса к занятиям.

                                                - 25 человек;

                                                - 9 – 10 лет;

                                                - IV год обучения.

   Место учебного занятия в разделе «Народный сценический танец».

  Данное занятие продолжает занятия по разделу «Народно-сценический танец».

Дети ранее уже разучили основные движения и ходы русского танца необходимые для занятия:

       - простой танцевальный шаг с носка;

       - шаг на полупальцах;

       - шаг с притопом;

       - переменный шаг;

       - «припадание»;

       - «ковырялочка»;

       - «моталочка»;

       - «каблучное»;

       - «молоточки»;

       - дроби простые, двойные, «ключ»;

       - повороты.

Тип учебного занятия.

Комбинированный урок с элементами творчества, творческим применением знаний.

Сложность  занятия.

Используя ранее известные движения, попытаться самому сочинить небольшие комбинации из 3-4 движений в разных жанрах под предлагаемую музыку. Педагог может помочь детям, давая рекомендации, задавая наводящие вопросы.

Форма организации учебного занятия.

Практическое занятие с элементами беседы.  Мини – лекция. Творческое задание.

План

и  хронометраж  учебного  занятия.

Два урока по 45 мин., перемена 10 мин.

I. Организационный этап.                                    2 мин.

    Поклон.

II. Подготовительный этап.

    1. Разминка.                                                        8 мин.

    2. Станок.                                                            10 мин.

    3. Диагональ.                                                      10 мин.

III. Основной  этап.

    1. Мини – лекция. Показ фотографий.              10 мин.

    2. Контрольный этап.                                         5 мин.

                      Перерыв.   10 мин.

    3. Середина.  Танцевальные движения.                10 мин.

    4. Объяснение творческого задания.                      3 мин.

    5. Время на составление комбинаций.                  12 мин.

    6. Показ сочиненных комбинаций                        10 мин.

    7. Взаимоанализ творческого задания.                  5 мин.

IV. Заключительный  этап.

    1. Устное тестирование. Подведение итогов.       3 мин.

    2. Рефлексия. Поклон.                                             2 мин. 

Ход занятия.

 I. Организационный этап.                                    

       (Звучит  марш). Дети входят в класс маршем, идут по кругу, встают в две  

        линии. Делают  поклон.           

    – Здравствуйте!   Тема нашего занятия: русский танец, его жанры, рисунки,                

       шаги, танцевальные движения и манера исполнения русского танца.

       Урок будет проходить так – разминка по кругу, по линиям, станок,

       диагональ. Я расскажу вам о жанрах русской хореографии.  Потом

       повторим основные русские шаги, рисунки, танцевальные движения и вы                                                                                                      

       попытаетесь сами придумать небольшую комбинацию на основе  

       выученных   движений. Так как тема урока – русский танец, то и все  

       движения разминки, станка, середины построены на основе движений  

       русского танца.                                                                                                                  

       Пожалуйста, соберитесь, настройтесь на работу, будьте повнимательнее.

II.  Подготовительный этап.

  1. Разминка.                                                        

(Играет музыка. Дети идут по кругу простым шагом, на носочках, высоко поднимая ногу, бег простой, бег с вытянутыми ногами).

           - Встаем  по  линиям.

         (Разминка на середине. Делают port de bras, “гармошка” с наклоном  

         головы, «маятник» с переступанием,  перескок с ноги на ногу с рукой и  

         наклоном, соскок с releve по VI позиции в demi – plie, движения плеч,

         приседание по VI позиции с хлопками, прыжки с двух ног на одну).

       - Идём маршем по кругу, восстанавливаем дыхание, дышим через нос,

         спину выпрямить, лопатки собрать; встаём к станку.

     2. Станок.                                                         

         (Все движения исполняются одной рукой за станок).        

- plie поVI, I, II, V позициям с рукой: releve с согнутыми коленями, demi –  

  plie, grand –plie;                                                                                                                                                                            

- battement - tendus с пяткой из V позиции с рукой: 3 battement-tendus в plie  

   на пятку,        

   releve c согнутыми ногами;

- battements – tendu - jete по V позиции в plie: 3 battement - jete , удар правой

    ногой в  положение plie;

- «ковырялочка» из V позиции с рукой: 3 «ковырялочки» в сторону, удар

    ногой по V позиции, releve с согнутыми коленями;

       - подготовка к верёвочке из V позиции: 2 passe медленно, 4 – быстро,

         заворот согнутой  ноги к станку, открывание ноги от станка;

 - подготовка к поворотам по VI позиции (дифференцированный подход к  

 заданию, два варианта задания): - две подготовки, два поворота;  - три    подготовки, один поворот.

- Спасибо! Отошли от станка, идём на диагональ.

    3. Диагональ.                                                   

         Повороты по диагонали:

        - chaines;

        - «бегунок»;

       

III. Основной этап.

     - Перед тем, как мы перейдем к непосредственному исполнению движений,            

     вы отдохните, а я расскажу вам о русском танце.

  1. Мини – лекция. Показ фотографий.           

    - Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних                      

     видов искусства. В танце можно выразить свои чувства, мысли,

     настроение,  отношение к чему-либо или кому-либо.

     Русский народный танец всегда был связан с бытом, обычаями человека.

     Раньше танец был неотделим от песни, она наложила отпечаток на его

     характер, стиль, наполнила танец  содержательностью, выразительностью.  

     Например, песни, под которые танцуют: «Ах, вы сени, мои

     сени»,«Калинка»,  «Коробейники».

     В русском народном танце проявились черты русского характера –    

     свободолюбие, миролюбие (нет воинственных танцев), гостеприимство,

     широта    и щедрость души, гордость, сдержанность, в то же время  

     озорство,   и веселость.

     Подойдите, пожалуйста, к стенду и посмотрите на рисунки (подходят к

     стенду).

     Здесь представлены женские русские костюмы: северных областей и

     южных. Северные костюмы тяжелые, многослойные, с несколькими  

     платками, с тяжелыми головными уборами, украшениями, длинные

     сарафаны, душегреи.   На костюм отложил отпечаток суровый климат

     севера, а костюм  в свою очередь на танец, который исполняется очень

     сдержанно, руки  малоподвижны,  подпрыгивание  считалось  

     неприличным.

    - Как вы считаете, какие движения можно станцевать в таких костюмах?

      (Дети называют хороводные шаги, медленные движения).                                                                          

    Русский народный танец делится на несколько основных жанров: хоровод,

     пляска, кадриль. Я расскажу о хороводе.

 Хоровод (карагод) – танец массовый, в нем может участвовать любое

    количество народа. Хоровод может исполняться в медленном и быстром  

    темпе. Он построен на различных рисунках, перестроениях. В хороводе

    былсвой «заводила» (хороводник). Это мы с вами познакомились с русским  

      хороводом. Переходим к другому жанру–пляске (массовая, сольная,

      парная, перепляс).

     Посмотрите на костюмы средних и южных областей России. Они  

     отличаются от северных  костюмов. Чем южнее, тем климат теплее, тем

     легче одежда, короче сарафан, юбка. Поэтому        движения в танце  

     убыстряются, усложняются, руки более активные, много подскоков,

     поворотов, дробей. Какие движения можно исполнить?

(Дети называют танцевальные и дробные движения).

         Пляска – это здоровье, сила, красота, радость. У исполнителей очень          

      выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти, исполняются живо с задо-      

      ром. Пляска отличается от хоровода более быстрыми,  разнообразными,

      сложными движениями.

     2. Контрольный этап.                                         

       - Что вы запомнили? (Дети отвечают).

Перерыв 10 мин.

     3. Середина.  Танцевальные движения.         

       - Встаем на середину по кругу и вспомним несколько основных рисунков:

          круг, линия, колонна, «змейка», «улитка», «ручеек». Представьте себя в

          хороводных костюмах и исполните основные русские ходы: простой шаг  

         с носка, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с открыванием ноги вперед,

         «припадание.»

          (Дети выполняют задание).

        - Встаем по линиям и вспоминаем танцевальные движения: «ковырялочка»,

          «моталочка», «каблучное», «молоточки», «веревочка», «ключ», дробь    

          простая и двойная, повороты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

          (Дети выполняют задания).

     4. Объяснение творческого задания.                 

        - А теперь мы подошли с вами к самой сложной части занятия.        

          Придумайте  комбинацию в медленном или быстром темпе, используя  

          3 – 4 известных вам движения. Со мной можно посоветоваться.

      5. Время на составление комбинаций.           

          (Дети сочиняют комбинации, аккомпаниатор играет по очереди    

          быструю   и медленную мелодии).        

      6. Показ сочиненных комбинаций.                   

         -  Кто хочет показать, что у него получилось?

           (Просмотр комбинаций.)

      7.  Взаимоанализ творческого задания.             

            (Дети обсуждают комбинации друг друга.)  

IV. Заключительный  этап.

       1. Устное тестирование. Подведение итогов.  

          - Подведём итоги. Какие жанры русского танца вы знаете?

          - От чего зависят движения, манера исполнения?

          - Какие хороводные рисунки и ходы вам известны?

          - Какие движения можно использовать в пляске?

          - Чем отличается хоровод от пляски?

            Сегодня вы очень много узнали, хорошо поработали самостоятельно.

            На следующем занятии мы закрепим эту тему. Можете дома продумать          

            еще раз комбинацию и покажете ее на следующем занятии.

  1. Рефлексия. Поклон. 

    - Пожалуйста, поклон!   (Дети исполняют поклон).                                      

          - А теперь оцените себя на занятии. Выберите кружок любого цвета и

            Приклейте на бумагу в форме цветка.

             (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – удовлетворительно).

           - До свидания!

Список литературы.

  1. Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене: Учебно – методическое пособие. – М.: ВНМЦ  НТ и КПР, 1986, 84с.
  2. Климов А.А. Основы  русского  народного  танца. – М.: Искусство, 1981. – 270с.
  3. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. - М.: Искусство,1996. - 592 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия по народному танцу.

План проведения учебного занятия - временные рамки.Построение учебного занятия.Краткое содержание учебного материала....

Поурочная разработка по изучению русского народного танца

Это серия уроков (8 уроков) по изучению русского народного танца, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс). Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к ...

«Хоровод – один из основных жанров русского народного танца»

Открытое занятие попредмету "Танец" (русский народный танец)...

Мастер – класс« ОБУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.»

Цели и задачи мастер – класса: Образовательная: Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца. Развивающая: Развитие интереса к традиционной та...

Конспект открытого урока «Разучивание русского народного танца «Калинка»

Образовательная цель: приобретение знания по исполнению русского народного танца «Калинка», формирование компетенции в области хореографического искусства.Развивающая цель: формирование ху...